Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:58, курсовая работа
Задачи исследования:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме ценностной сферы людей зрелого возраста.
2)провести теоретический обзор литературы по проблеме гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
3)подобрать методики для диагностики ценностей людей зрелого возраста.
4)выявить гендерные различия в ценностной сфере людей зрелого возраста.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий
1.1 Ценностные ориентации 6
1.2 Гендерные различия в ценностных ориентациях 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста
2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 17
2.2 Анализ результатов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список литературы 32
Нами была применена методика «Ценностные ориентации» М.Рокича и мы получили следующие результаты. У мужчин наиболее предпочитаемыми являются такие ценности, как «интересная работа» (40% испытуемых), «любовь» (40% испытуемых), «развитие» (33,3% испытуемых), «развлечения» (33,3% испытуемых). Это значит, что они ставят на первое место духовную и физическая близость с любимым человеком, работу, работу над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей. У женщин наиболее часто встречались такие ценности, как «интересная работа» (33,3%испытуемых), «счастье других» (33,3%испытуемых), «развитие» (26,7% испытуемых), «счастливая семейная жизнь» (26,7% испытуемых). Это говорит о том, что для них важна привлекательная работа, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование, благополучная семья.
Таблица 1.
Результаты по методике «Ценностные ориентации» Рокича
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
Муж, % | 13 | 20 | 13,3 | 40 | 0 | 40 | 0 | 6,7 | 13,3 | 13,3 | 6,7 | 33,3 | 33,3 | 6,7 | 13,3 | 20 | 20 | 6,7 |
Жен,% | 6,7 | 13,3 | 6,7 | 33,3 | 20 | 0 | 0 | 20 | 20 | 20 | 20 | 26,7 | 13,3 | 13,3 | 26,7 | 33,3 | 13,3 | 13,7 |
Для подтверждения гипотезы о значимости гендерных различий был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Подсчитав по формуле rs=1-6*∑d2/N*(N-1), мы получили следующий вывод. Так как эмпирическое значение rs попадает в зону значимости, то в этом случае принимается альтернативная гипотеза, т.е. между иерархией ценностей мужчин и женщин существуют значимые различия.
Рисунок 1. Соотношение значимых ценностей у мужчин и женщин по методике «Ценностные ориентации» Рокича.
Также нами была проведена методика «Ценностные ориентации» Ш.Шварца и мы получили следующие результаты.
Таблица 2.
Результаты по методике «Ценностные ориентации» Шварца.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Муж,% | 6,7 | 13,3 | 40 | 6,7 | 53,3 | 40 | 40 | 53,3 | 13,3 | 20 |
Жен, % | 53,3 | 13,3 | 86,7 | 6,7 | 60 | 20 | 26,7 | 40 | 6,7 | 13,3 |
У мужчин значимыми оказались такие ценности, как «самостоятельность» (53,3% испытуемых), «достижения» (53,3% испытуемых), «доброта» (40% испытуемых), «стимуляция» (40% испытуемых) и «гедонизм» (40% испытуемых). Это означает, что для них важна самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами; благополучие в повседневном взаимодействии с близкими людьми; стремление к новизне и глубоким переживаниям; наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью). У женщин значимыми оказались такие ценности, как «доброта» (86,7% испытуемых), «самостоятельность» (60%испытуемых), «конформность» (53,3% испытуемых), «достижения» (40% испытуемых). Это говорит о том, что для них важно сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах; самостоятельность мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям; личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.
Рисунок 2. Соотношение значимых ценностей по методике "Ценностные ориентации"Шварца
Нами была проведена также методика «Опросник терминальных ценностей» Сенина и мы получили следующие результаты.
Таблица 3.
Результаты по методике «Опросник терминальных ценностей».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Муж, % | 46,7 | 66,7 | 6,7 | 53,3 | 33,3 | 40 | 40 | 33,3 |
Жен, % | 53,3 | 86,7 | 6,7 | 40 | 0 | 60 | 46,7 | 46,7 |
У мужчин наиболее важными
являются «креативность» (66,7%), «активные
социальные контакты» (53,3%), «собственный
престиж» (46,7%). Это значит, что для них
важно стремление человека к установлению
благоприятных взаимоотношений с другими
людьми. Также им свойственно стремление
к реализации своих творческих возможностей,
внесению различных изменений во все сферы
своей жизни. Им свойственно стремление
к признанию, уважению, одобрению со стороны
других наиболее значимых лиц, к чьему
мнению он прислушивается в наибольшей
степени и на чье мнение он ориентируется,
в первую очередь, в своих суждениях, поступках
и взглядах. У женщин наиболее важными
являются такие ценности, как «материальное
положение» (86,7%), «достижения» (60%), «собственный
престиж» (53,3%). Это означает, что для них
важно стремление к возможно более высокому
уровню материального благосостояния;
стремление к постижению конкретных и
ощутимых результатов в различные периоды
жизни; стремление к признанию, уважению,
одобрению со стороны других, как правило,
наиболее значимых лиц, к чьему мнению
он прислушивается в наибольшей степени
и на чье мнение он ориентируется, в первую
очередь, в своих суждениях, поступках
и взглядах.
Рисунок 3. Соотношение значимых ценностей по методике "Опросник терминальных ценностей"
Анализ
результатов проведения анкеты
«Ценностные ориентации» позволил нам
сделать следующий вывод. Все испытуемые
ответили, что жизненные ценности изменяются.
В качестве причин женщины отмечали изменчивость
общества, возрастное развитие.
Таблица 4.
Примеры ответов женщин.
|
|
|
|
|
|
Мужчины также в качестве причин изменения ценностей отмечают его возрастное развитие, изменчивость общества, влияние различных жизненных ситуаций.
Таблица 5.
Примеры ответов мужчин.
|
|
|
|
|
В качестве факторов, влияющих на формирование ценностей и мужчины, и женщины отмечали родителей, семью, воспитание, религию, общество, друзей. Также испытуемые отмечают важность ценностных ориентаций для развития человека.
Анализ методики «Незавершенные предложения» позволил нам сделать следующие выводы. И мужчины, и женщины определяют счастливую семейную жизнь как взаимопонимание, доверие, уважение, достаток и здоровье близких.
Таблица 6.
Примеры ответов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карьерный рост они определяют как:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Быть признанным обществом для них:
Информация о работе Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста