Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме ценностной сферы людей зрелого возраста.
2)провести теоретический обзор литературы по проблеме гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
3)подобрать методики для диагностики ценностей людей зрелого возраста.
4)выявить гендерные различия в ценностной сфере людей зрелого возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий
1.1 Ценностные ориентации 6
1.2 Гендерные различия в ценностных ориентациях 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста
2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 17
2.2 Анализ результатов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 252.00 Кб (Скачать)
            Женщины
            Мужчины
            «Всеобщее уважение и признание»
            «Быть уважаемым»
            «быть ему полезным, соответствовать общественным нормам»
            «Быть полезным»
            «Очень  важно для человека»
            «Итог в жизни»
            «Вести  себя достойно»
            «уважение окружающих»
            «Значит быть авторитетным для общества»
           
            «…понять  его, войти в его положение  и сделать для него что - то мега важное»
           

        Истинная  дружба:

            Женщины
            Мужчины
            «Друг всегда поймет, поможет, без лести..способность  на жертвы»
            «Когда  люди ценят и уважают других»
            «Умение выслушать трехчасовые разговоры  о неудавшейся любви, при этом запоминая подробности и сопереживая»
            «…2 человека всегда поровну делят все  горести и радости…»
            «просто не может существовать»
            «Эмоциональная привязанность»
            «Искренность»
            «Длится годами»
            «Источник развития человека»
            «Полное понимание и уважение друг друга»
            «Никогда  не сломается»
            «Помощь в жизни»
            «Когда  тебя не оставят нив горе, нив  радости»
           

        Можно сделать вывод о том, что мужчины  и женщины в целом одинаково  понимают значения ценностей. Они дают сравнительно одинаковую их характеристику. 

        Выводы  по второй главе.

        Проведя эмпирическое исследование гендерных различий ценностных ориентаций у людей зрелого возраста с помощью таких методов, как «Ценностные ориентации» Рокича, «Ценностные ориентации» Шварца, «Опросник терминальных ценностей» Сенина, Анкеты «Ценностные ориентации» и методики «Незавершенные предложения», мы получили следующие результаты. Ценностные ориентации у мужчин и женщин имеют общие черты. По методике «Ценностные ориентации» Рокича имеются совпадения по таким ценностям, как «интересная работа», «развитие»; по методике «Ценностные ориентации» Шварца имеются совпадения по таким ценностям, как «доброта», «самостоятельность», «достижения»; по методике «Опросник терминальных ценностей» имеется совпадение по ценности «собственный престиж». Были выявлены и совпадения по методике «Незавершенные предложения», свидетельствующие о том, что мужчины и женщины одинаково понимают значения ценностей. Но также были выявлены и различия  в ценностных ориентациях мужчин и женщин. Женщины на первое место ставят «счастье других», «счастливую семейную жизнь», «конформность», «материальное положение», «достижения». Тогда как мужчины – «любовь», «развлечения», «стимуляцию», «гедонизм», «креативность», «активные социальные контакты». Это означает, что женщины склонны к сдерживанию и предотвращению действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не 
    соответствуют социальным ожиданиям.  Им свойственно стремление к возможно более высокому уровню материального благосостояния. Они часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия; стремление к постижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе и считая, что главное - добиться этих целей.

        Мужчинам  же свойственно стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы  своей жизни. Они во всем стремятся  избегать стереотипов и разнообразить  свою жизнь. Им свойственно стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. также мужчинам важно наслаждение или чувственное удовольствие. У них выражена потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности.

        Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали критерий ранговой корреляции Спирмена и получили вывод о том, что в ценностных ориентациях  мужчин и женщин существуют значимые различия. 

        Заключение.

        Мы  исследовали гендерные различия в ценностных ориентациях людей зрелого возраста. Данная тема актуальна, потому что в современном мире происходят различные изменения, а именно процессы демократизации и гуманизации. Эти процессы должны обеспечить любому человеку равную возможность для собственной личностной реализации, раскрытии собственного потенциала. Однако в сознании людей до сих пор сохраняются гендерные стереотипы, препятствующие реализации своего потенциала.

        Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни  человека, включая и зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является термин «развитие», как имеющий более широкое значение.

        Данной  проблемой занимались такие ученые, как М.Р. Минигалиева, Т.А. Араканцев, Е.М.Дубовская, В.В.Знаков, Л.П.Трубчанина, Р.Коген, А.Г.Асмолов и другие.

        Исследования  проблемы ценностей, проводившиеся  в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры  личности. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса

        В зависимости от задач и целей, которым служит та или иная ценность, они делятся на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).

        Исследования  гендерных различий в ценностных ориентациях характеризуются разнообразием получаемых результатов. Но несмотря на разнобой в полученных данных, можно выделить некоторые половые различия в ценностях. Также в данных исследованиях были доказаны и возрастные различия в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.

        Для подтверждения нашей гипотезы мы использовали методики «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Опросник терминальных ценностей» Сенина, «Ценностные ориентации» Шварца, анкету «Ценностные ориентации» и «Незавершенные предложения».

        Мы  получили результаты, подтверждающие нашу гипотезу. У мужчин на первом месте стоят такие ценности, как «интересная работа», «любовь», «развитие», «развлечения», «самостоятельность», «достижения», «доброта», стимуляция», «гедонизм», «креативность», «активные социальные контакты», «собственный престиж». А у женщин выделяются  «интересная работа», «счастье других», «развитие», «счастливая семейная жизнь», «доброта», «самостоятельность», «конформность», «достижения», «материальное положение», «достижения», «собственный престиж». Данные результаты подтвердились математической обработкой.

        Данное  исследование может быть полезным для  психологов при диагностике психологических  трудностей, при оказании психологической  помощи, если проблемой клиента является кризис, связанные с ценностями жизни. Также данное исследование полезно для обеспечения лучшего понимания и свободы осознанного выбора смысла жизни на основе психологических знаний. Важность формирования у человека побуждений перспективного плана заключается в том, что они облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное  психологическое существование.

 

        

       Список  литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001 -288 с.
  2. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности. Вып.2.-СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.-с. 203-216
  3. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности: http://flogiston.ru/articles/social/time_aspect
  4. Берн Шон. Гендерная психология. СПб.: 2001.
  5. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии.-1993.-т.14.-№ 5.-С. 99-105.
  6. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал.-1996.-№1.-с. 86-99.
  7. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии.-1998.-№4.
  8. Гуманистический психоанализ/ Сост. и общая редакция Лейбина В.М. СПб.: Питер, 2002 – 544 с.
  9. Гумеров Р. Социальная направленность проповеди: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Gumer/_Index.php
  10. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96" / МЦГИ. М.,1997.-С. 84-89.
  11. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана//Психологический журнал.-1998.-№1.-с. 39-49.
  12. Зубова Л.В. "Обоснование системы критериев, способствующих определению уровней сформированности ценнностностных ориентаций личности" // Вестник ОГУ.-2002-№8.-С.120-125.
  13. Игнатьева А.А. Ценностные ориентации подростков в представлениях взрослых: Дипломная работа.-СПбГУ, факультет психологии, 2001
  14. Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш.Шварца// Вопросы психологии.-2009.-№1.-с. 81-97.
  15. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников // Вопросы психологии.-1999.-№ 6.- С. 29.
  16. Клецина И.С. Гендерный подход и внутриличностные конфликты. // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. конф. Минск.: ООО Энвила, М., 2000.-С. 275 279.
  17. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М.,1992.-С.3-12.
  18. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа // Психологический журнал.-1993.-т.14.-№4.-С. 130-136.
  19. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. - Москва, 2001.
  20. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл / вступительная статья к книге В. Франкл. Человек в поисках смысла.-M., 1990-с. 5-22.
  21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.-M., 1992.-17 с.
  22. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999- 425 с.
  23. Минигалиева М.Р. Гендерные проблемы взрослости: ценности, способы понимания себя и мира, модели общения // Психология зрелости и старения.-2001.-№2.-С.42-61
  24. Пеньков А.И. Изучение ценностных ориентаций // Психология 21 века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции – СПб,2000.- с. 49-50
  25. Пищик В.И. Трансформация ценностно-смысловых составляющих менталитета населения юга России// Вопросы психологии.-2008.-№3.-с. 81-92.
  26. Погребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти. // Психология с человеческим лицом. М., 1997.
  27. Потанина Л.Т., Гусев А.Н. Связь образно-симовлического мышления с развитием ценностно-смысловых представлений личности// Вопросы психологии.-2008.-№2.-с. 30-41.
  28. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. - М., 1976-416 с.
  29. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социологические исследования.-2007.-№ 4.-С. 37-43.
  30. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - М., 1990. - 360 с.
  31. Серый А.В., Яницкий М.С. Динамика смысложизненных ориентаций и интернализация локуса контроля в процессе обучения в вузе // Психолого-педагогические проблемы образования. Кемерово, 1998.-С.  83-189.
  32. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990 - 432 с.
  33. Социология/ Сост. Ивлев С.В., Батурина Т.В., Бирюков С.В., Мельниченко Е.В. М, 1993.
  34. Фейдимен Дж., Фрейджер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. В 2-х т. Т. 2. - М., 1996 - 208 с.
  35. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник/ Общая ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990-368 с.
  36. Чичаева И. Гендерные аспекты системы ценностных ориентаций студенческой молодежи:  http://www.a-z.ru/women/texts/chichaevr.htm

Информация о работе Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста