Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме ценностной сферы людей зрелого возраста.
2)провести теоретический обзор литературы по проблеме гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
3)подобрать методики для диагностики ценностей людей зрелого возраста.
4)выявить гендерные различия в ценностной сфере людей зрелого возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий
1.1 Ценностные ориентации 6
1.2 Гендерные различия в ценностных ориентациях 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста
2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 17
2.2 Анализ результатов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

        М. Рокича определяет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования" (21, 10). По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы; истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич выделяет два класса ценностей:

        а) терминальные ценности - убеждения  в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования  с личной или общественной точек  зрения стоит того, чтобы к ней  стремиться;

        б) инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

        Терминальные  ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

        Понятие личность не может рассматриваться  в отрыве от социальной среды, общества. Исходным моментом индивидуальных характеристик  человека как личности, по мнению Б.Г. Ананьева, является его статус в  обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека (1, 257). В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития.

        С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в  мире, включая и то, что создает  человек в процессе истории, значимо  для человека" (28, 329).

        По  мнению Г.Н. Выжлецова, субъект-субъектные и субъект-объектные отношения не раскрывают всей сущности ценностей. Он считает, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются (6, 91).

        Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Некоторые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, равенство, демократия - это те общественные ценности, которые рассматриваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.

        Ценности  индивида в основном формируются  в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.

        Например, если подросток из благополучной  семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается  употребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения родители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родителей представление о том, что «наркотики - серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».

        По  мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, родственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок воспринимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, вырабатывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.

        Ценности  относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин этого - уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «черно-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрасным и безобразным и т. д., и определяет во многом устойчивость и стабильность ценностей.

        Время от времени ценности индивида подвергаются испытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценностей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представления становятся неприемлемыми, однако чаще происходит как раз наоборот: сомнения лишь подкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

 

        

        1.2. Гендерные различия  в ценностных ориентациях.

        Изучение  гендерных особенностей, в том числе особенностей понимания человека человеком – область, где традиционно характеризующаяся необычайным разнообразием результатов получаемых исследователями. Один полюс представлен полным отрицанием самой возможности каких – либо половых особенностей осмысления себя и мира и анализ «мифов», обнаруживающих такие различия.

        Другой  полюс исследований констатирует существование  значительного числа качественных и количественных различий, противопоставляются  как типично мужской и типично  женский интеллект предметных и социальных отношений, рациональное и  интуитивное постижение, мужская логика - женская логика. Отмечаются различия в понимании лжи и правды (11, 47)

        Промежуточную позицию занимают исследования, которые  условно можно обозначить как  функциональные: опирающиеся на представление о том, что различие социальных опытов и образов жизни мужчин и женщин появляется в: различиях морально-нравственных представлений и ценностей, реализуемого типа взрослости; специфике языков описания происходящего, дискурсивных стратегий женщин и мужчин.

        Важно учитывать основные религиозные  общесоциальные убеждения и обыденные, распространенные в данной культуре представления об общем значении семьи как смысловом центре жизни  человека.

        Дискурсивные  практики, нацеленные на женские и мужские «Я» и воплощающие нормы обыденной морали, конструируют версии того, что должно быть  принято и не принято женщинам и мужчинам, и, таким образом, подкрепляют специфические желания и стремления.

        Я - образы мужчин и женщин проявляются  в выборе способов личностного самоосуществления человека того или иного пола в деловом и интимно-личностном общении. Конкретное наполнение основных интенций мужского и женского бытия формируется в ходе усвоения «Базального отцовского и материнского внушений»

        Ряд исследователей указывают различие целей общения мужчин и женщин, вызывающее непонимание в их взаимодействии. Мужчины воспринимают мир как  отдельного человека в иерархии общественного  устройства, в которой он стоит  на определенном месте. Мужской тип  поведения обычно требует состязательности, включая конфликт, соревнование и достижение. В дружбе между мужчинами наблюдается элемент «дружеской» агрессии.

        Для женщины главное – стремление к достижению большей близости, стремление сохранить близкие отношения и избежать одиночества (23,50).

        Несмотря  на разнообразие возможных вариантов  построения собственно межличностных  отношений между полами, профессиональные отношения особенно отчетливо фиксируют  существование и способы реализации половой дискриминации и те моменты непонимания, которые связаны с различием ценностных представлений. Э. Бейли выделяет три главных фактора, влияющих на отношение к женщине на работе в рамках современных культур: сведение обществом функций и возможностей женщины к роли и матер; неадекватный образ - я женщины как находящей удовлетворение в помогающих ролях; мужские стереотипы и обыденные «мифы» о роли женщины в организации, принижение и недооценка женской компетентности и талантов. Соответственно можно описать и факторы, влияющие на отношение к мужчине в семье, распространенные в современной культуре: сведение обществом функций и возможностей мужчины к роли работника и активного «преобразователя» социального мира; неадекватный образ - Я мужчины как находящего удовлетворение в постоянных достижениях, в профессиональном успехе, а не в семейной жизни; женские стереотипы и обыденные «мифы» о роли мужчины в семье, принижение и недооценка мужской эмпатии и социального интеллекта.

        Г. Оллпорт с соавторами выявили, что  женщины на первое место ставят эстетические, социальные и религиозные, т. е. духовные ценности. Для мужчин наиболее важными являются теоретические, экономические и политические ценности, что можно связать с их интересом к абстрактным знаниям, потребностью в практическом успехе и стремлением к престижу и власти.

        Однако  времена меняются, а вместе с ними нравы и ценности. По данным А. И. Пенькова, у девушек на первом месте  в качестве ценности стоит материальное положение, а духовные ценности и  креативность выражены меньше всего (24, 49)

        Конечно, молодость и сложившийся веками уклад жизни берут свое, поэтому  ведущими ценностями как у юношей, так и у девушек остаются «здоровье», «настоящая дружба» и «семейная  жизнь» (последняя имеет больший  вес у девушек). Кроме того, для  юношей ведущей ценностью является «свобода действий и поведения», а для девушек — «уверенность в себе». Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям. Настораживает то, что на последних местах находятся такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей. Не вселяют оптимизма и данные А. И. Пенькова: у молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет, имеющих в основном высшее образование или обучающихся в вузе, наименее значимыми оказались такие ценности, как развитие себя (познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и личностных качеств) и креативность (реализация своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность) (24,50).

        Другие  ценности и другая их значимость для  мужчин и женщин выявлены в работе Т. В. Андреевой (15,210). По её данным у мужчин на первом месте выделяются такие ценности, как творчество, работа, познание, а у женщин – познание, друзья, равенство.

        По данным А. И. Пенькова, среди сфер жизни, наиболее способствующих реализации доминирующих смыслов и ценностей, мужчины выбрали общественную и семейную жизнь, а профессиональная жизнь и сфера развлечений оказались менее значимыми. У женщин ведущими сферами жизни были обучение и образование, увлечения. Общественная и профессиональная жизнь имеют меньшую значимость.

        Таким образом, традиционные представления  о том, что для мужчин наиболее значима профессиональная жизнь, а  для женщин — семейная, в исследовании А. И. Пенькова не подтвердились. Объяснение этому следует искать в перестройке психологии человека в переживаемый нами период «дикого капитализма» с соответствующими ему ценностями.

        По  данным исследования Р.Гумерова ценностные структуры мужчин и женщин выглядят достаточно сходными. Набор первых по распространенности семи ценностей и их порядок в иерархии у мужчин и у женщин близок, а по некоторым пунктам совпадает. Однако это вовсе не означает полной идентичности ценностных структур мужчин и женщин.

        Ранговые места ценностей могут быть у мужчин и у женщин одинаковы, но процент разделяющих эти ценности мужчин и женщин, как правило, разнится, и зачастую эта разница достаточно информативна (9, 15).

        Роль  возраста и жизненного опыта показана в работе А. А. Игнатьевой. Так, если у юношей на первом месте среди терминальных ценностей стоит здоровье, затем в равной степени интересная работа, друзья и любовь, а также свобода, то у взрослых мужчин на первом месте стоит общественное признание, затем здоровье. Если у девушек первое место занимает любовь, затем друзья, материально обеспеченная жизнь, здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа и свобода, то у женщин первое место занимает материально обеспеченная жизнь, затем свобода и здоровье.

        В то время как у юношей выше, чем у девушек, значимость таких ценностей, как здоровье, интересная работа, свобода, жизненная мудрость, творчество, познание, развитие, развлечения, продуктивная жизнь, у взрослых мужчин большую значимость, чем у женщин, имеют такие ценности, как общественное признание, друзья, познание, развитие, творчество.

Информация о работе Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста