Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:58, курсовая работа
Задачи исследования:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме ценностной сферы людей зрелого возраста.
2)провести теоретический обзор литературы по проблеме гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
3)подобрать методики для диагностики ценностей людей зрелого возраста.
4)выявить гендерные различия в ценностной сфере людей зрелого возраста.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий
1.1 Ценностные ориентации 6
1.2 Гендерные различия в ценностных ориентациях 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста
2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 17
2.2 Анализ результатов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список литературы 32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. М. АКМУЛЛЫ»
Факультет психологии
Кафедра психологии развития
Специальность психология
Курс
3 группа 303
РЕЗЯПОВА
ЛЯЙСАН РИНАТОВНА
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ИССЛЕДОВАНИЕ
ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЯХ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО
Научный руководитель:
Старший
преподаватель Моисеева Н.Н.
Уфа,
2009
Содержание.
Введение
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий
1.1
Ценностные ориентации
1.2
Гендерные различия в ценностных
ориентациях
Выводы
по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста
2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 17
2.2
Анализ результатов
Выводы
по второй главе
Заключение
Список
литературы
Введение.
Актуальность темы. В настоящее время стала актуальной проблема стереотипов, приписываемых мужчинам и женщинам, которые находятся на разных ступенях социальной лестницы. В современном мире происходят процессы демократизации и гуманизации, которые должны создавать равные возможности для реализации личности независимо от пола, возраста, социального положения или национальности. Однако в сознании людей до сих пор имеют место стереотипные представления о роли и месте в обществе мужчин и женщин. Эти стереотипы значительно влияют на людей при реализации своих возможностей.
Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития. В литературе делается акцент на развитии ценностно-смысловой сферы личности именно в период взрослости. По его мнению, человек продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже далеко перешагнув тридцатилетний рубеж. Данная проблема интересовала Р.Когена, А.Г.Асмолова. В качестве механизма такого развития выделяется продолжающееся развитие смысловых систем, служащих источниками поведения личности. Говоря о роли смысла в личностном развитии, И. С. Кон отмечает, что критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой является вопрос о смысле жизни, психологически, как правило, связана с какой-то паузой в деятельности или в отношениях с людьми. Соответственно, наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития. По справедливому замечанию А. Г. Асмолова, кризисы развития зрелой личности неизбежно сопровождаются перестройкой системы ценностей. Характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, к смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенной трансформации системы ценностей.
Таким образом, система ценностных ориентации личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Применительно к динамике системы ценностей в зрелом возрасте более адекватным является термин «развитие», как имеющий более широкое значение. По отношению к взрослому человеку, система ценностей которого уже в основном сформирована, следует говорить не о четко разграниченных стадиях формирования, а об индивидуальном уровне ее развития.
Проблемой
гендерных стереотипов в
Цель исследования – изучить половую специфику ценностных ориентаций людей зрелого возраста.
Объект исследования – ценностные ориентации людей зрелого возраста.
Предмет исследования – гендерные различия в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что ценностные ориентации связаны с гендерными различиями.
Задачи исследования:
1)
провести теоретический обзор
литературы по проблеме
2)провести
теоретический обзор
3)подобрать
методики для диагностики
4)выявить гендерные различия в ценностной сфере людей зрелого возраста.
Методы исследования:
1. «Ценностные ориентации» Рокича
2. «Ценностные ориентации» Шварца
3. «Опросник терминальных ценностей» И.С. Сенина
4.
Анкета «Ценностная сфера»
5. «Незавершенные предложения»
База исследования: исследование проводилось на выборке из 30 людей в возрасте от 20 до 40 лет, 15 мужчин и 15 женщин.
Практическая значимость. Данное исследование может быть полезным для психологов при диагностике психологических трудностей, при оказании психологической помощи, если проблемой клиента является кризис, связанные с ценностями жизни. Также данное исследование полезно для обеспечения лучшего понимания и свободы осознанного выбора смысла жизни на основе психологических знаний. Важность формирования у человека побуждений перспективного плана заключается в том, что они облегчают воспитание, управление, повышают моральную устойчивость личности, обеспечивают более полноценное психологическое существование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
1.1. Ценностные ориентации.
Существуют множество определений понятия «ценность». В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений в зависимости от рассматриваемого аспекта:
Понятию
"ценность", как составляющей личности,
придается неодинаковое значение в
различных психологических
По
мнению Фромма, у каждого человека
имеется потребность в
1.
Официально признанные, осознаваемые
(религиозные и
2. Действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).
Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия (8, 339).
Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации "бытийных" ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности (22, 57). Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку. "Высшие ценности существуют в самой человеческой природе и могут быть там найдены". Он выделяет две группы ценностей:
а) Б-ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность);
б) Д-ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая неудовлетворенна или фрустрирована. Маслоу не обращается эксплицитно к Д-ценностям. Таким образом, ценности у Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.
Франкл выделяет три группы ценностей - смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории (20, 8). Первую группу составляют ценности творчества - основным путем их реализации является труд. Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. "Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным" (35, 268). Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь.
Информация о работе Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста