Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1) провести теоретический обзор литературы по проблеме ценностной сферы людей зрелого возраста.
2)провести теоретический обзор литературы по проблеме гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.
3)подобрать методики для диагностики ценностей людей зрелого возраста.
4)выявить гендерные различия в ценностной сфере людей зрелого возраста.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика ценностных ориентаций и гендерных различий
1.1 Ценностные ориентации 6
1.2 Гендерные различия в ценностных ориентациях 11
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста
2.1 Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 17
2.2 Анализ результатов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

        Если  для девушек выше, чем для юношей, значимость любви, материально обеспеченной жизни, друзей, счастливой семейной жизни, уверенности в себе, то для женщин, по сравнению с мужчинами, — материально обеспеченная жизнь, интересная работа, свобода и продуктивная жизнь (13).

        Такие же возрастно-половые различия выявлены А. А. Игнатьевой и в отношении  выраженности инструментальных ценностей. Если у юношей на первом месте стоит  жизнерадостность, затем образованность, независимость, твердая воля, рационализм, честность и воспитанность, то у мужчин на первом месте стоит образованность и лишь затем независимость и жизнерадостность. Если у девушек на первом месте находится жизнерадостность, затем идут образованность, независимость, ответственность, твердая воля и воспитанность, то у женщин ведущей становится независимость, а за ней идут высокие запросы, образованность и жизнерадостность.

        Если  для юношей выше, чем для девушек, значимость твердой воли, рационализма, самоконтроля, честности и эффективности в делах, то для мужчин более значимыми, чем для женщин, являются такие ценности, как жизнерадостность, воспитанность, образованность, ответственность, терпимость. В то время как девушки сильнее юношей ценят жизнерадостность, ответственность, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, широту взглядов, терпимость, женщины более высоко, чем мужчины, оценивают такие ценности, как высокие запросы, независимость, эффективность в делах, не отвергая при этом и такие ценности, свойственные девушкам, как смелость в отстаивании собственного мнения и чуткость.

        Несмотря  на разнобой в полученных данных, можно  выделить некоторые половые различия в ценностях, встречающиеся в  большинстве исследований. Для мужчин главными ценностями являются здоровье, интересная работа, друзья и свобода; для женщин — семья, уверенность в себе, материальная обеспеченность.

 

         Выводы по первой главе.

        Исследования  проблемы ценностей показали, что  ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

        Можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который является важным связующим  звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

        Ценности  носят двойственный характер, они  социальны, поскольку исторически  обусловлены и индивидуальны, поскольку  в них сосредоточен опыт конкретного  субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

        Исследования  гендерных различий в ценностных ориентациях дают различные результаты. Имеет место значительное изменение  в их иерархии. Взрослые мужчины  и женщины, согласно социальным представлениям, имеют различные сферы самореализации и сферы распределения ответственности. Особенно ярко выражены различия в ценностях. Если раньше у женщин на первом месте были духовные ценности, то сейчас на первое место выходят такие ценности, как материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, любовь. Также меняются позиции и у мужчин. Раньше на первое место они ставили экономические и политические ценности, то сейчас – общественное признание, независимость. Возрастные особенности также влияют на гендерные различия.

 

         Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных  различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.

        2.1. Описание этапов и методов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.

        Данное  исследование проводилось на выборке  из 30 человек, 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 20 до 40 лет.

        Методика  «Ценностные ориентации»  М. Рокича.

        Тест  личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной  сферы человека. Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей.

        При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

        Достоинством  методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать  как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

        Особенности проведения процедуры тестирования: респонденту предъявляются два  списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

        Методика  «Ценностные ориентации»  Шварца.

        Опросник  Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную  для измерения значимости десяти типов ценностей. Опросник состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения. В данном исследовании мы использовали первую часть опросника. Первая часть опросника («Обзор ценностей») предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Опросник может использоваться для изучения ценностей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.

        Первая  часть опросника («Обзор ценностей») представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от —1 до 7. Чем выше балл в диапазоне — 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.

        «Опросник терминальных ценностей» И.Г.Сенина.

        Перечень  терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:

        1. Собственный престиж, т.е. завоевание  своего признания в обществе  путём следования определённым  социальным требованиям.

        2. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.

        3. Креативность, т.е. реализация своих  творческих возможностей, стремление  изменять окружающую действительность.

        4. Активные социальные контакты, т.е.  установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

        5. Развитие себя, т.е. познание своих  индивидуальных особенностей, постоянное  развитие своих способностей и других личностных характеристик.

        6. Достижения, т.е. постановка и  решение определённых жизненных  задач как главных жизненных  факторов.

        7.  Духовное удовлетворение,  т.е.  руководство  морально-нравственными  принципами, преобладание духовных  потребностей над материальными.

        8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных  мнений, взглядов, убеждений над  общепринятыми, защита своей неповторимости  и независимости.

        Терминальные  ценности в той или иной мере проявляются  во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

        Данный  опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:

        1. Какая терминальная ценность  является преобладающей в жизни  данного индивида?

        2. Какая жизненная сфера наиболее  значима для данного индивида?

        3. В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

        Методика  изучения ценностных  ориентации  направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей,   определяющих  наиболее  общие  ориентиры  направленности  их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования или, некоторых версиях, парного сравнения.

        Анкета  «Ценностные ориентации».

        Данная  анкета была составлена для выяснения  отношений  к ценностям испытуемых, их мнения о значении ценностей для  человека.

        Инструкция: ответьте на вопросы анкеты. Здесь  важно узнать именно ваше собственное  мнение.

        Стимульный  материал:

  1. изменяются ли ценности в жизни человека?
  2. почему?
  3. что повлияло на формирование ваших ценностей?
  4. как вы относитесь к ценностям в жизни?

        Методика  «Незавершенные предложения».

        Метод незаконченных предложений применяется  в экспериментально-психологической  практике давно. Существует множество его вариантов. Разработал его Л. Саксом и В. Леви. Мы адаптировали данную методику. Она включает 6 незаконченных предложений. Тестирование (без обработки) занимает 20 мин.

        Данная  методика предназначена для выяснения  качественной характеристики важных ценностей жизни.

        Инструкция: продолжите предложение. Здесь нет  правильных и неправильных вариантов, важно именно ваше собственное мнение.

        Стимульный  материал:

  1. счастливая семейная жизнь-…..
  2. карьерный рост-…..
  3. быть признанным обществом-….
  4. быть свободным-….
  5. истинная дружба-…….
  6. насыщенная жизнь-….
 

 

         2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста.

Информация о работе Исследование гендерных различий в ценностных ориентациях людей зрелого возраста