Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

                  В рамках этого направления  в процессе изодеятельности можно выделить определенные стадии. В начале руководитель побуждает участников к самоидентификации при помощи рисования или лепки. Задания он предлагает предельно простые, чтобы не вызвать испуга, ослабить сознательный контроль и помочь спонтанно выразить свои эмоции. Члены группы продвигаются от исследования своих внутренних ощущений к  рассмотрению себя в пространстве и во времени и в отношениях друг с другом. Таким образом, на ранних стадиях терапевтического процесса каждый член группы работает в одиночку, и его работа носит сугубо индивидуальный характер.

                  На более поздней стадии работы в группе участники могут получить задание разбиться на пары. Каждая пара получает бумагу и цветные карандаши и старается с помощью  художественного творчества установить невербальную коммуникацию на уровне внутренних переживаний друг друга. По окончании работы участники описывают свои реакции и наблюдения.

                  Альтернативной стратегией является  использование лепки с целью  исследования межличностных отношений.  Членам группы предлагают закрыть глаза, после чего каждый должен представить кого-нибудь, с кем у него имеются тесные эмоциональные связи, и вылепить образ своего представления об этом человеке. Скульптурное изображение можно будет даже разрушить, чтобы дать выход агрессии.

                  Существуют и другие упражнения. Участники могут использовать средства изобразительного искусства для отображения своего представления о взаимоотношениях в группе и таким образом выявить скрытые конфликты.

                  Таким образом, изобразительная деятельность – это эмпирический метод, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека с целью изменения его состояния и структуры мироощущения.

                  «О возможностях использования  изобразительной деятельности в  психокоррекционных целях говориться  во многих работах, посвященных детской психотерапии. За рубежом это арт-терапия (лечение искусством). У нас метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях, ввел его А. И. Захаров» [8. с. 65. ].

                  Рисование (изобразительная деятельность) помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения  эмоций, коммуникативным умениям, помогает разрешать конфликтные ситуации, снимает напряжение. Графическое отреагирование особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря. То есть, изобразительная деятельность – способ коррекции агрессивного поведения.

                  В настоящее время терапия  с помощью изодеятельности используется  как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам терапии. 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей 5-6 лет и его коррекция. 

    1.Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей 5-6 лет. 

              Прежде чем начать работу по  коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием изодеятельности был осуществлен диагностический этап. Опытно поисковая работа на этом этапе была направлена на выявление агрессии и на выявление вероятности реализации агрессивных тенденций в поведении детей 5 – 7 лет.

              Банк диагностических методик  состоял из:

  • Методика «Рука» (авторов Э. Вагнера, В. Бриклина, З. Пиотровского);
  • Проективная методика «Кактус»;
  • Наблюдение.

              Исследование проводилось на  базе  ДОУ N 4 поселка Тоцкое-2 в период февраля – марта 2003 года.

              Списочный состав экспериментальной  группы:

      1. Света А. 5 лет 9 месяцев

     2.  Настя Д. 6 лет

     3.  Алена М. 5 лет 4 месяца

     4.  Рузанна М. 6 лет 2 месяца

     5.  Вика О. 5 лет 5 месяцев

     6.  Дима С. 6 лет 1 месяц

     7.  Аскер С. 5 лет 10 месяцев

     8.  Маша Ф. 5 лет 10 месяцев

     9.  Никита Ф. 5 лет 7 месяцев

    10. Яна Ф. 5 лет 10 месяцев

              Списочный состав контрольной  группы:

  1. Дима Ш. 6 лет 2 месяца
  2. Толик П. 5 лет 11 месяцев
  3. Наташа О. 6 лет
  4. Дима Б. 6 лет
  5. Вероника К. 5 лет 10 месяцев
  6. Настя Н. 5 лет 10 месяцев
  7. Саша Н. 5 лет 8 месяцев
  8. Кристина Н. 5 лет 10 месяцев
  9. Таня П. 5 лет 10 месяцев
  10. Никита Р. 5 лет 11 месяцев

              
 

1.1. Методика «Рука». 

              Проективная методика «Рука» разработана  американскими психологами Э. Вагнером, В. Бриклином и З. Пиотровским. Этот тест позволяет судить о наличии агрессивных тенденций, и о том, будут ли они реализованы в поведении.

              Главной особенностью данной  методики является акцент на вероятности реализации агрессивных тенденций в поведении. Эта задача осуществляется за счет специфической системы подсчета баллов и коэффициентов теста, разработанной авторами.  Авторы предполагают, что агрессивность, как интерактивная характеристика, определяется соотношением побуждающих и тормозящих агрессию мотивов. При этом указывается, что вероятность агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные агрессивные тенденции (директивность, гнев, враждебность) перевешивают тенденции социальной кооперации (доброжелательность, общительность, зависимость, страх).

              Надежность методики отражает  степень точности и повторяемости   производимых измерений. «Рука»  является проективной методикой,  поэтому карточки теста несравнимы между собой и не могут использоваться при определении коэффициентов надежности методом расщепления. При больших временных интервалах между тестированием тест может выявить действительные личностные изменения, произошедшие за это время. При незначительных временных интервалах повторный тест может оказаться результатом припоминания первоначальных ответов. Однако, многократное тестирование одного испытуемого с помощью теста «Рука» позволили бы проследить динамические характеристики его личностных особенностей, выделить изменяющиеся и стабильные черты среди тех личностных тенденций, которые диагностирует тест.

              Стимульный материал теста представляет  собой десять карточек: девять  – с изображением человеческой  руки в различных положениях, а десятая карточка пустая (см. приложение).

              Ребенку предлагается посмотреть  на картинки и ответить на  вопросы: «Что, по-твоему, делает  рука? Что делает человек, которому  принадлежит эта рука?». Для  получения большего числа ответов  карточку можно переворачивать. Что касается десятой карточки, то испытуемому сначала предлагаю представить себе руку, а потом описать, что эта рука делает  или может делать.

              Если получен нечеткий или  двусмысленный ответ, ребенка  просят объяснить его. Необходимо стремиться к максимальному снятию неопределенности, наполнению смыслом высказываний типа: кто-то, что-то, кому-то. Конкретизация ответов облегчает обработку получаемых данных и повышает достоверность результатов. При этом важно, чтобы ответ испытуемому не навязывался и не был подсказан пояснениями экспериментатора.

              Все ответы ребенка фиксируются  в протоколе (см. приложение). Фиксируется  также положение, в котором  он держит карточку и последующие  изменения этого положения.

               В соответствие с разработанной системой анализа результатов, ответы детей классифицируются по 11 категориям: агрессивность (Ag), директивность (Dir), страх (F), аффектация (Af), коммуникация (Com), зависимость (Dep), эксгибиционизм (Ex), увечность (Crip), активная безличность (Act), пассивная безличность (Pas), описание (Dser).

              Подсчет баллов производится  путем вычитания баллов (количество  ответов) по категориям F, Af , Com, Dep из суммы (количества ответов) по категориям Ag и  Dip т. е.:

(Ag + Dir) – (F + Af + Com + Dep).

              Из приведенной формулы видно,  что подсчет баллов является  сравнением тенденций к действиям,  отражающим готовность к явному  агрессивному поведению, с теми, которые направлены на социальную  кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением.

Таблица № 1. Нормативы для дошкольников. 

Тенденции Агрессивные тенденции Адаптивные  тенденции
Уровень Н С В Н С В
 
Девочки
 
1-3
 
4-5
 
6 и >
 
3-1
 
5-4
 
6 и <
  Мальчики  
1-5
 
6-8
 
9 и >
 
1
 
3-2
 
4 и <

Дата                                                            Протокол №       

Возраст испытуемого                     

Имя испытуемого                                         

Ф.И.О. испытателя                                    Место проведения обследования                               

                              

Позиции Содержание  ответов Категории
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
10.      
 

                По результатам констатирующего эксперимента  было выявлено, что в экспериментальной группе агрессивные мотивы  поведения преобладают над адаптивными. Но уровень агрессивных тенденций не высокий. Лишь 3 ребенок из этой группы имеет средний уровень (Аскер С. Яна Ф. Вика О.), что составляет 30% от общего количества детей в группе. Три человека имеют низкий уровень агрессивной тенденции в поведении, что составляет 30%. У одного ребенка не было выявлено ни агрессивной, ни адаптивной тенденции (Алена М.), что составляет 10% от общего числа детей. И 3 ребенка имеют низкий уровень адаптивности, что составило 30% от общего числа детей (таблица N 1. ).

              В контрольной группе низкий  уровень агрессивной тенденции  в поведении имеют 2 ребенка,  что составляет 20% от общего числа  детей. У одного ребенка не  было выявлено ни агрессивной, ни адаптивной тенденции в поведении. Что касается адаптивности, то в контрольной группе: 3 человека показали низкий уровень, что составило 30% от общего числа детей; 3 человека показали средний уровень, что так же составило 30%; 1 ребенок показал высокий уровень, что составило 10% (таблица N 1. ) .

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)