Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

  
 
 
 

  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Результаты  опытно – поисковой работы.
 

              Заключительный этап опытно-поисковой  работы – контрольный эксперимент.  Суть этого этапа – диагностика агрессивных проявлений, в банк диагностических методик вошли те же методики:

- методика  «Рука»;

- методика  «Кактус»;

- наблюдение.

              Контрольный эксперимент проходил  в период конца июля – начала августа 2003 года. Были опрошены дети обеих групп.

 

Методика  «Рука».

              По результатам контрольного  эксперимента было выявлено, что  у детей участвовавших в формирующем эксперименте агрессивные тенденции в поведении снизились до 0. У одного ребенка не было выявлено ни агрессивных ни адаптивных тенденций в поведении ( Яна Ф.), что составило 10% от общего числа группы. Адаптивные тенденции в поведении преобладают над агрессивными у 9 детей экспериментальной группы, что составило 90%. Из них 3 ребенка показали высокий уровень адаптивности, что составило 30 % от общего числа группы. Четыре ребенка показали средний уровень адаптивности, что составило 40% от общего числа группы. Два ребенка показали низкий уровень адаптивности, что составило 20% от общего числа группы (таблица N 4.).

              Во второй группе  изменений не произошло ( таблица N 3.). 

Таблица N 4. Результаты констатирующего и контрольного экспериментов экспериментальной группы (методика «Рука» ). 

 
 
Эксперимент
Тенденции в поведении
Агрессивные Не выявлено Адаптивные
 
Н
 
С
 
В
   
Н
 
С
 
В
 
 
Констатирующий
 
 
30%
 
 
30%
   
 
10%
 
 
30%
   
 
 
Контрольный
       
10%
 
 
20%
 
 
40%
 
 
30%

  Таблица № 5. Результаты  констатирующего и контрольного экспериментов контрольной группы (методика «Рука») 

 
 
Эксперимент
 
Тенденции в поведении
 
Агрессивные
 
Не выявлено
 
Адаптивные
 
Н
 
С
 
В
   
Н
 
С
 
В
 
 
Констатирующий
 
 
20%
     
 
10%
 
 
30%
 
 
30%
 
 
10%
 
 
Контрольный
 
 
20%
     
 
10%
 
 
30%
 
 
30%
 
 
10%
 
 

Методика  «Кактус». 

              Методика «Кактус» в контрольном эксперименте показала, что в экспериментальной группе уровень агрессии снизился. Большее число детей – 6 человек показали низкий уровень агрессии, что составило 60% от общего числа группы. Средний уровень агрессии показали 4 ребенка, что составило 40% от общего числа группы (таблица № 6.).

              При повторном эксперименте в  контрольной группе изменений  не выявлено (таблица № 7.). 

Таблица № 6. Результаты констатирующего и контрольного экспериментов экспериментальной группы (методика «Кактус»). 
 

Таблица № 7. Результаты констатирующего и контрольного экспериментов контрольной группы (методика «Кактус»). 
 
 
 

Наблюдение. 

              В процессе наблюдения, после  формирующего этапа, в экспериментальной  группе все дети показали низкий  уровень агрессивных проявлений, что составило 100% от общего числа группы ( таблица № 8.).

              В контрольной группе наблюдение  изменений не показало ( таблица  № 9.). 

Таблица № 8. Результаты наблюдения констатирующего и контрольного экспериментов экспериментальной группы. 

 
 
Эксперимент
 
Агрессия
 
Н
 
С
 
В
 
 
Констатирующий
 
 
40%
 
 
60%
 
 
 
Контрольный
 
 
100%
   
 

Таблица № 9. Результаты наблюдения констатирующего и контрольного экспериментов контрольной группы. 

 
 
Эксперимент
 
Агрессия
 
Н
 
С
 
В
 
 
Констатирующий 
 
 
50%
 
 
50%
 
 
 
Контрольный
 
 
50%
 
 
50%
 
 
 

Заключение. 

              Проявление агрессивных тенденций  в поведении, ранее доброжелательного  ребенка, настораживают. Если  же агрессивные действия в  той или иной форме уже закрепились  в поведении ребенка дома, то  их развитие и перенос на более широкую арену – в группу детского сада – дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.

              Экспериментальные данные подтвердили  наличие агрессивных проявлений  и низкий уровень адаптивных  тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста. Данные полученные на первом этапе экспериментального исследования свидетельствуют о том, что у 60% детей экспериментальной группы агрессивные тенденции в поведении преобладают над адаптивными. И лишь у 30% детей были выявлены адаптивные мотивы поведения (см. таблицу №1.). Также по результатам констатирующего эксперимента 60% детей этой группы показали высокий уровень агрессии, и только 10% детей показали низкий уровень (см. таблицу №2.). Данные, полученные при помощи наблюдений, свидетельствуют о том, что дети старшего дошкольного возраста чаще всего проявляют агрессию в двух формах:

- физическую  агрессию (дерутся, толкаются, угрожающе  гримасничают, плюются, щипаются, кидаются  чем-либо, и т. д.);

- вербальную  агрессию (грубят, сквернословят, обзываются, кричат, угрожают, спорят, дразнят других, и т. д.).(см. протоколы наблюдений в приложении.)

              Можно предположить, что поведение  детей может быть не только  проявлением гнева, но и отражением  реальной ситуации. Однако в том случае, когда агрессия становится надситуативной, постоянно переживается, она может перерасти в устойчивое отклонение в эмоционально – мотивационной сфере ребенка. Дети одного возраста продемонстрировали разные уровни агрессии это, по – видимому, связано с особенностями их семейной и социальной ситуацией, а так же с индивидуальными особенностями личности ребенка.

              В процессе анализа литературы  были выявлены возможности применения  изодеятельности для коррекции  агрессивного поведения старших дошкольников. Согласно выводам Э. Крамер,  продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.

              В результате анализа литературы и данных полученных в результате констатирующего эксперимента был разработан и апробирован  комплекс занятий по изодеятельности, направленный на то, чтобы снять эмоциональное  и физическое напряжение; на развитие коммуникативных умений; на развитие умений отслеживать свои эмоции. Анализируя особенности проделанной в формирующем эксперименте работы, мы видим, что темпы усвоения навыков индивидуальны у каждого ребенка.

              На основании полученных в  контрольном эксперименте результатов  можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе агрессивных тенденций в поведении не было выявлено ни у одного ребенка. Высокий уровень адаптивных тенденций показали 30% детей группы. Средний уровень показали 40% детей этой группы. В то время как, в констатирующем эксперименте средний и высокий уровень адаптивности не показал ни один ребенок. Низкий уровень адаптивных тенденции показали 20% детей экспериментальной группы. И у одного ребенка не было выявлено ни агрессивной ни адаптивной тенденции в поведении, что составило 10% от общего числа группы. Однако и у этого ребенка показатели изменились в лучшую сторону, потому как в констатирующем эксперименте он показывал средний уровень агрессивных тенденции в поведении (см. диаграмму 1,2.).

             А также контрольный эксперимент показал, что после формирующего эксперимента снизился уровень агрессии у детей экспериментальной группы. А в частности, низкий уровень агрессии  на этот раз показали 60% детей группы, тогда как констатирующий эксперимент показывал 10% детей группы. Средний уровень показали 40% детей этой группы. Высокий уровень агрессии в контрольном эксперименте не показал ни один ребенок. Таким образом, в результате формирующего эксперимента уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста снизился до среднего и низкого ( см. диаграмму 3,4.).

              Результаты наблюдений говорят  о том, что  уровень агрессивных  проявлений тоже снизился. У всех  детей экспериментальной группы  был выявлен низкий уровень  агрессивных проявлений. В то  время как констатирующий эксперимент показывал, что 60% детей имеют средний уровень агрессивных проявлений и только 40% детей показывали низкий уровень агрессивных проявлений (см. диаграмму 4,5.).

             В целом в данной работе проведен теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Даны характеристики современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников. Определена роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения. Разработан и апробирован комплекс занятий по изодеятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. И проанализирована эффективность данного комплекса. Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, решены.

              Цель – снижение уровня агрессии  у детей старшего дошкольного  возраста, с помощью изодеятельности  – достигнута.

              Гипотезы подтвердились.

    
 

Литература. 

  1. Берон Р. , Ричардсон Д. Агрессия – С-Пб: Питер 1998.
  2. Водинская М. Арт-терапия с агрессивными детьми. // Дошкольное образование, 2002 № 12 (с. 19-20).
  3. Волкова В. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями // Дошкольное воспитание, 2000 № 3 (с. 108-109).
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений // под ред. Эльконина Д. Б. – Москва: Педагогика – т. 4: Детская психология – 1984.
  5. Жилина О. В. Пути диагностики и коррекции агрессивности ребенка – дошкольника. // Пути обновления содержания дошкольного образования . Сб. статей. – Екатеринбург, 1996.
  6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 5 т. – Москва: Просвещение. – 1990.
  7. Истратова О. Н.  Диагностика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста. – Нижний Новгород 1999.
  8. Корнеева Е. Н. Эти загадочные малыши – Ярославль: 2001.
  9. Кольцова М. М., Русина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – С-Пб.:1998.
  10. Кузнецова Л. М. Психологическая коррекция детской агрессивности. // Начальная школа, 1999, № 3.
  11. Лебедева Л. Скажи-ка, как тебя зовут? Арт-терапевтическая техника. // Школьный психолог. 2002, № 42 (с. 8-9)
  12. Лебедева Л. Человек который срывает яблоко // Школьный психолог. 2001, №36 (с. 8-9)
  13. Лебедева Л. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа 2001, №2 (с. 26-27)
  14. Лоренц К. Агрессия – Москва, 1994.
  15. Лютова Е. К., Монина Г. Б.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – С-Пб, 2001.
  16. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком – Москва, 2001.
  17. Майерс Д. Социальная психология – С-Пб, 1997.
  18. Обухова Х. Ф. Детская психология – Москва, 1985.
  19. Панфилова М. Игротерапия общения – Москва, 2000.
  20. Психология  человеческой агрессивности / Под редакцией Сельченок – Минск, 1999.
  21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога  I том – Москва, 1999.
  22. Рудестам К. Групповая психотерапия – С-Пб,2000.
  23. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивности поведения подростков в условиях его коррекции – Москва, 1998.
  24. Фурманов И. А. Детская агрессивность – Минск, 1996.
  25. Чистякова М. И. Психогимнастика – Москва: Просвещение – 1990.
  26. Эмоциональное развитие дошкольника / Под редакцией  Кошелевой А. Д. – Москва, 1995.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)