Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

              Таким образом, в констатирующем эксперименте было выявлено, что 60% детей экспериментальной группы показали агрессивные тенденции поведения и только 30% детей показали адаптивные тенденции к действиям. В контрольной группе 20% детей имеют агрессивные тенденции в поведении и 70% детей имеют адаптивные  тенденции к действиям (таблица N 1.).

Таблица N1. Результаты констатирующего эксперимента ( методика «Рука» ) экспериментальной и контрольной групп. 
 
 
 
 
 
 
 

Группа  Тенденции поведения
Агрессивные Не выявлено Адаптивные
Н С В   Н С В
Экспериментальная  
 
 
30%
 
 
 
30%
   
 
 
10%
 
 
 
30%
   
Контрольная  
 
 
20%
     
 
 
10%
 
 
 
30%
 
 
 
30%
 
 
 
10%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Проективная методика «Кактус». 
 

              Проективная методика «кактус» предназначена для работы с детьми старше 3-х лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессии, ее направление, интенсивность.

              Ребенку выдается лист бумаги формат А4 и простой карандаш. Педагог просит: «На листе бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты его себе представляешь». Предварительно, за день или два, детям рассказывают о кактусах (где они растут, чем питаются и т. д.).

             Вопросы и дополнительные объяснения во время рисования не допускаются.

              При обработке результатов принимаются  во внимание данные, свойственные  всем графическим методикам: пространственное  расположение и размер рисунка,  характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются характеристики образа кактуса (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и прочие) и характеристика иголок (размер, расположение, количество).

             В рисунке могут проявляться следующие качества испытуемого:

Агрессия  – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки показывают высокую степень агрессии.

Импульсивность  – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству  – крупный рисунок, рисунок в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость  – маленький рисунок, рисунок внизу листа.

Демонстративность,  открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность –  расположение зигзагов по контуру, внутри кактуса.

Оптимизм  – «радостные» кактусы.

Тревога – преобладание внутренней штриховки, прерывисты линии.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертировнность  – наличие на рисунке других кактусов или других цветов.

Интровертированность – один кактус на рисунке.

Стремление  к домашней защите – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие  стремления к домашней защите – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

              После завершения рисунка ребенку, в качестве дополнения, задаются вопросы, ответы на которые могут уточнить интерпретацию:

  • Это кактус домашний или дикий?
  • Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
  • Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
  • Кактус растет один или с какими-то растениями по соседству?
  • Когда кактус подрастет, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

              Результаты заносятся в протокол (см. приложение).

              После математического анализа  протоколов были получены данные  об уровне агрессии. В экспериментальной  группе 6 детей показали  высокий уровень агрессии, что составило 60% от общего числа детей в группе. Средний уровень показали 3 ребенка, что составило 30%. И низкий уровень агрессии показал лишь 1 ребенок (Рузанна М.), что составило 10% ( таблица N 2.).

              В контрольной группе детей с высоким уровнем агрессии оказалось 10% от всего числа группы – 1 ребенок. Средний уровень агрессии был выявлен у 8 детей, что составило 80%. И низкий уровень агрессии показал 1 ребенок, что составило 10% от всего числа группы  (таблица N 2. ). 

Таблица N2. Результаты констатирующего эксперимента ( методика «Кактус») экспериментальной и контрольной групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Наблюдение. 
  •               В качестве  3-го метода исследования  поведения детей использовалось наблюдение. Наблюдение проводилось по таблице разработанной Жилиной О. В. и Егоровой Н. А. .

                  В целом было проведено 10 фиксированных  наблюдений. Наблюдения проводились  в основном на прогулке. Проявления  агрессии фиксировались в протоколах (приложение протоколы наблюдения).

                  Из протоколов наблюдений видно,  что физическая и вербальная  агрессия, направленная на себя, у детей старшего дошкольного возраста встречается чаще, нежили аутоагрессия. Вербальная аутоагрессия наблюдалась у детей неуверенных в себе.

                  При помощи математического анализа  протоколов наблюдения  в экспериментальной группе было выявлено: 4 ребенка имеют низкий уровень агрессивных проявлений, что составило 40% от числа всей группы; 6 детей показали средний уровень агрессивных проявлений, что составило 60%от общего числа группы; высокий уровень агрессии с помощью наблюдений не был выявлен (смотри таблицу N 3.).

                 В контрольной группе 5 детей показали  низкий уровень агрессивных проявлений, что составило 50% от общего числа детей, и 5 детей показали средний уровень агрессивных проявлений, что составило50%. Детей с высоким уровнем агрессивных проявлений в этой группе также нет ( таблица N 3. ). 

    Таблица N 3. Результаты констатирующего эксперимента ( наблюдение ) экспериментальной и контрольной групп. 

     
     
    Группа
     
    Агрессия
     
    Н
     
    С
     
    В
     
     
    Экспериментальная
     
     
    40%
     
     
    60%
     
     
     
     
     
    Контрольная
     
     
    50%
     
     
    50%
     
     
        1. Опыт коррекции  агрессивного поведения детей 5-7 лет на занятиях по изодеятельности.
     

                 Следующий этап опытно–поисковой работы – формирующий эксперимент.  Формирующий этап эксперимента проходил в период  мая – июля 2003 года.

                  По результатам констатирующего  эксперимента был разработан  комплекс занятий по изодеятельности. 

                  Цель формирующего этапа:

    - развить  адаптивные мотивы поведения;

    - развить  коммуникативные навыки;

    - научиться  «выбрасывать» агрессивную энергию  в социально приемлемой форме.

                  Занятия проводились 1 раз в  неделю. Продолжительность занятия  40 -50 минут. 

    Занятие N 1.

                 

     Цель:

    - актуализировать  известные эмоции и чувства;

    - развить  пространственное и творческое воображение;

    - снять  эмоциональное и мышечное напряжение.

    Материалы:

    Простые карандаши, бумага формат А4, краски, кисти.

    Ход занятия:

                 Дети и педагог сидят на стульчиках, расставленных по кругу, воспитатель рассказывает: «Человек может испытывать разные чувства. Например, когда у моей знакомой девочки Маши убежал котенок, она очень расстроилась и даже плакала, то есть она испытывала такое чувство, как грусть. Зато, когда она вместе с мамой нашла своего котенка, он сидел на дереве и мяукал, так как не мог спрыгнуть. В этот момент девочка почувствовала, что ей очень жалко бедняжку (еще одно чувство – жалость). Когда соседские мальчишки сняли проказника с дерева, Маша громко смеялась и все время целовала своего друга, она пребывала в радостных чувствах, и от прежней грусти не осталось и следа. Еще один пример. Этот случай произошел с моими знакомыми мальчиками Колей и Сашей. Однажды братья вместе с мамой пошли отдыхать на пляж, Коля сразу же нашел себе интересное занятие, он начал строить песочные замки. А Саша слонялся по пляжу и не знал чем заняться, строить замки он не умел и просил, чтобы Коля научил его и взял с собой строить его замок. Но Коля был так увлечен своим занятием, что не обращал внимания на просьбы Саши. Тогда Саша решил заняться ловлей бабочек, и бегая по пляжу случайно сломал одну из башен Колиного замка. Коля очень разозлился и ударил Сашу. Саше стало обидно, ведь он случайно наступил на постройки брата, и он заплакал. В этом случае Коля испытывал такое чувство как злость, а Саша – чувство обиды».                                             Педагог задает вопрос: « А какие чувства знаете вы? И когда их испытывает человек?». Дети, сидя на стульчиках, отвечают по очереди. Затем педагог предлагает детям вспомнить, какие чувства чаще всего испытывает каждый из них.

                  После того, как дети ответили на последний вопрос, педагог предлагает им нарисовать знакомое им чувство (по желанию) простым карандашом.

                   Затем детям предлагается раскрасить  свои картины.

                   После того как работы завершены, дети развешивают свои работы, желающие рассказывают о рисунках.

     

    Занятие N 2 

    Цель:

    - научиться  анализировать свое настроение (когда  возникает то или иное настроение, что этому способствует) и выражать  его в образах и цвете

    - снять эмоциональное и мышечное напряжение;

    - развивать умение слушать соседа.

    Материалы:

    Пластилин разных цветов.

    Ход занятия:

                 Дети и педагог рассаживаются  на стульчики, поставленные по  кругу. Педагог начинает: «У меня сегодня очень хорошее настроение… Утром меня разбудил солнечный лучик, который прокрался в мое окно, он был очень теплый. Я включила телевизор, а там пел мой любимый певец,  и я послушала хорошую песню, это меня очень обрадовало. А вот вчера у меня было отвратительное настроение: с утра лил дождь, я вся промокла и была очень злая, потому что опоздала на автобус, а следующего пришлось ждать очень долго. Но зато сегодня у меня все получается и настроение хорошее, я целый день радуюсь».                                           

                  Затем педагог интересуется: «А какое у вас сегодня настроение?». После того как   высказались все сидящие в кругу, педагог обращается к каждому из детей индивидуально: «Дима, почему ты сегодня такой грустный, что тебя расстроило?». Таким образом, каждый ребенок пытается найти причину, по которой он может находиться в том или ином настроении.

                  Затем педагог предлагает детям сесть за столы и вылепить свое настроение. Образ и цвет ребенок выбирает сам.

                  После завершения работы устраивается  выставка, желающие рассказывают  о своих произведениях. 

    Занятие N 3.

    Цель:

    - актуализировать свои эмоции  агрессии;

    Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)