Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

                  В семьях, в которых растут  несколько детей, также важна гармония во взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры с легкостью усваивается малышом.

                  Если родители подавляют агрессию  ребенка с позиции силы и  \ или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает эти формы поведения и применяет их в дальнейшем в общении с детьми и со взрослыми и в играх. Интересный пример приводит В. Квинн (2000). Мама, которая, решив наказать свою дочь за сквернословие, моет ей рот с мылом, провоцирует ребенка на дельнейшее употребление грубых слов в свое отсутствие. Кроме того, подобные действия матери могут привести к ухудшению взаимоотношений с дочерью, что в дальнейшем выльется в серьезные разногласия и противоречия.

                Дети с агрессивным поведением, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают  силовые методы, особенно физические наказания.

                  Именно в лоне семьи ребенок  проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между  членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелом возрасте. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер взаимоотношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а так же влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

                 Прежде чем обратиться непосредственно  к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивным поведением детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивного поведения, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью в жизни ребенка.

                Несколько исследователей продемонстрировали  зависимость между негативными  взаимоотношениями в паре «родитель  – ребенок» и агрессивными  реакциями ребенка. Если у детей  (независимо от того к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут   отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых их собственные матери обращали в детстве не так много внимания и которые не получали от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (бранить, шлепать) и срывать гнев на своих детях.

                 Согласно теории привязанности, дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю, они проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон, сообщает, что эти дети оцениваются своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.

                  Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко, сознательно придерживаясь политики невмешательства. Другие – вмешиваются часто либо поощряя, либо наказывая.

                Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а так же на контроле родителями поведения детей. Выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессии детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует  с высоким уровнем ассоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

                В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями и сестрами. Фельсон и Россо утверждают, подобный шаг со стороны родителей может действительно потворствовать развитию агрессивного поведения. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. Активное вмешательство со стороны родителей приводит к тому, что младшие дети первыми «выходят на тропу войны». Отсюда несколько неожиданный вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил обусловленного разницей в возрасте» [ Р. Беррон, Д. Ричардсон «Агрессия» ].

                  Олуэйз работал над проблемой причинности и выявлял влияние ребенка на поведение родителей и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессия ребенка определялась по оценкам сверстников. При опросе родителей измерялось четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с агрессивным поведением детей:

    1. Негативизм матери – враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ребенку;
    2. Терпимое отношение матери к проявлениям агрессии по отношению к сверстникам и членам семьи;
    3. Применение родителями силовых дисциплинарных методов – физических наказаний, угроз, скандалов;
    4. Темперамент ребенка – уровень активности и вспыльчивости.

      В результате оказалось, что возбудимые дети, выросшие в жесткой неблагоприятной  обстановке, относительно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение  матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом был связан темперамент ребенка и снисходительное отношение матери к проявлениям агрессии.

                  «Импульсивный  и энергичный ребенок» своими поступками может просто утомлять свою мать поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного поведения у ребенка.

                 Олуэйз отметил, что из изученных  им 4 – х факторов, являющихся  предтечей агрессии «негативизм  матери и ее терпимость к  агрессии имеют наибольший каузальный эффект … из ребенка, к которому проявляется слишком мало интереса и которому достается слишком мало материнской любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено слишком мало ограничений на агрессивное поведение, скорее всего вырастет агрессивный подросток»[Р. Беррон, Д. Ричардсон «Агрессия» ].

                 Паттерсон и его коллеги разработали  базовую модель связи между  характером семейного руководства и агрессивным поведением детей. Одна из сторон медали – незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некоторых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. В следующий раз они могут «взорваться» и повести себя агрессивно (отшлепать).иными словами родители непоследовательны и непредсказуемы в выборе наказаний за неприемлемое поведение. Такие методы регулирования поведения подготавливают почву для усвоения ребенком силовой тактики отстаивания своих интересов.

                  Паттерсоновская модель семейных  взаимоотношений, демонстрирует  взаимоотношения между родителями  и ребенком: 

Скверная  атмосфера в семье  (брань,

насилие между родителями), дети

предоставлены сами себе. 
 
 

Поведенческие проблемы (насилие

по отношению  к другим,

неуступчивость, неразвитые

социальные  навыки). 
 
 

                      Отвержение                   Низкая                  Плохая

сверстниками.              Самооценка.          Успеваемость. 
 
 

Отождествление себя со сверстниками

с отклоняющимся поведением и

принадлежность  к подобным

группам. 

3.4. Влияние социума. 

                Агрессия не возникает в «социальном вакууме». Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. Возможно, именно по этому столь пристальное внимание уделяется фрустрации. Хотя фрустрацию принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии, данные о значительности ее влияния довольно разноречивы. Но, как бы то ни было, влияние фрустрации на агрессию опосредовано рядом промежуточных факторов. То есть фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые  «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.

                Второй, и по всей видимости, намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают  на то, что, как правило, люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у человека имеются какие-то враждебные намерения, не зависимо от того выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет.

                  Что касается вербальной провокации, то существующие данные позволяют  утверждать, что ответной реакцией  на оскорбления, издевки и подобные им провокации зачастую оказывается   физическое нападение. В результате, инциденты, начавшиеся с перебранки, не редко переходят в фазу насилия. Люди, как правило, стремятся «дать сдачи», чтобы предупредить возможность возобновления нападок  или не показаться окружающим  «проигравшими» или беспомощными жертвами.

                  Характеристики объекта агрессии, в особенности его пол и  раса, также являются мощными  детерминантами агрессивного поведения. В отличие от мужчин женщины, оказываясь в  ситуации агрессивного межличностного взаимодействия, сталкиваются со сравнительно более мягкими формами агрессии, вероятно по тому, что воспринимаются агрессорами как заведомо более беззащитные. В том же случае, когда женщина нарушает этот стереотип и начинает вести себя более воинственно или провокационно, уровень направляемой на нее агрессии резко возрастает.

                  По всей видимости, весьма мощным  «посылом к агрессии» являются  «сторонние наблюдатели». Эксперименты Милерама показали, что когда испытуемому приказывают «наказать» другого человека мощным и потенциально опасным для жизни разрядом электрошока, многие из них охотно подчиняются, даже в том случае, если команды исходят от лица, не обличенного сколь – нибудь значительными властными полномочиями. К счастью, этой тенденции к слепому и деструктивному послушанию можно оказать противодействие, возложив на участников эксперимента личную ответственность за принесенный ими вред и подавая им пример неповиновения. «Сторонние наблюдатели»   могут играть роль «подстрекателей», даже не будучи непосредственными участниками агрессивных взаимодействий. Существует множество факторов, свидетельствующих о том, что «сторонние наблюдатели» могут оказывать существенное влияние на агрессию, причем происходит это двояким образом. Во-первых, они могут подогревать, либо наоборот, подавлять агрессию прямыми действиями (давая участникам конфликта вербальные рекомендации). Во-вторых, сходный эффект может быть вызван просто самим фактом их присутствия на месте действия. В частности, присутствие посторонних может усиливать прямую агрессию, если агрессор полагает, что его действия вызывают одобрение со стороны наблюдателей, и подавлять ее, если агрессор опасается, что его действия вызовут неодобрение или порицание.  

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)