Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа
Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.
В семьях, в которых растут несколько детей, также важна гармония во взаимоотношениях старших и младших. Агрессивное поведение старшего брата или сестры с легкостью усваивается малышом.
Если родители подавляют
Дети с агрессивным поведением, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное и снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.
Именно в лоне семьи ребенок
проходит первичную
Прежде чем обратиться
Несколько исследователей
Согласно теории привязанности, дети различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю, они проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон, сообщает, что эти дети оцениваются своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко, сознательно придерживаясь политики невмешательства. Другие – вмешиваются часто либо поощряя, либо наказывая.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а так же на контроле родителями поведения детей. Выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессии детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем ассоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями и сестрами. Фельсон и Россо утверждают, подобный шаг со стороны родителей может действительно потворствовать развитию агрессивного поведения. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. Активное вмешательство со стороны родителей приводит к тому, что младшие дети первыми «выходят на тропу войны». Отсюда несколько неожиданный вывод – «без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил обусловленного разницей в возрасте» [ Р. Беррон, Д. Ричардсон «Агрессия» ].
Олуэйз работал над проблемой причинности и выявлял влияние ребенка на поведение родителей и влияние родителей на поведение ребенка. Агрессия ребенка определялась по оценкам сверстников. При опросе родителей измерялось четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с агрессивным поведением детей:
В результате оказалось, что возбудимые дети, выросшие в жесткой неблагоприятной обстановке, относительно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных методов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом был связан темперамент ребенка и снисходительное отношение матери к проявлениям агрессии.
«Импульсивный и энергичный ребенок» своими поступками может просто утомлять свою мать поэтому она не в состоянии уделить должного внимания проявлениям агрессии, что в целом повышает вероятность дальнейшего развития агрессивного поведения у ребенка.
Олуэйз отметил, что из
Паттерсон и его коллеги
Паттерсоновская модель
Скверная атмосфера в семье (брань,
насилие между родителями), дети
предоставлены
сами себе.
Поведенческие проблемы (насилие
по отношению к другим,
неуступчивость, неразвитые
социальные
навыки).
Отвержение Низкая Плохая
сверстниками.
Самооценка.
Успеваемость.
Отождествление себя со сверстниками
с отклоняющимся поведением и
принадлежность к подобным
группам.
3.4. Влияние
социума.
Агрессия не возникает в «социальном вакууме». Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. Возможно, именно по этому столь пристальное внимание уделяется фрустрации. Хотя фрустрацию принято считать одной из мощнейших детерминант агрессии, данные о значительности ее влияния довольно разноречивы. Но, как бы то ни было, влияние фрустрации на агрессию опосредовано рядом промежуточных факторов. То есть фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, когда присутствуют так называемые «посылы к агрессии», когда фрустрация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.
Второй, и по всей видимости, намного более сильной и устойчивой детерминантой агрессии является провокация. Что касается физической провокации, то большое количество экспериментов указывают на то, что, как правило, люди отвечают ударом на удар и контратакой на атаку. Более того, агрессивная реакция возникает при одном только предположении о том, что у человека имеются какие-то враждебные намерения, не зависимо от того выражается ли это в прямых действиях «недоброжелателя» или нет.
Что касается вербальной
Характеристики объекта
По всей видимости, весьма