Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

             Чтобы определить степень наследуемости  такого качества, как склонность  к агрессии, было разработано  несколько исследовательских программ. В то время как одни исследователи почти не обнаружили никаких признаков наследуемости агрессии, другие пришли к заключению, что гены играют гораздо более важную роль в формировании агрессивного поведения, нежели окружающая среда.

                 Медник и его коллеги изучали степень наследуемости детьми черт своих биологических и приемных родителей. Они изучали в судебных  архивах дела всех нарушителей закона, кто в детстве был усыновлен. Кроме того, они рассмотрели судебные дела как биологических, так и приемных родителей. Данные этого исследования суммированы в таблице:     

          

                                                                Биологический родитель осужден

                                                            

                                                                   НЕТ                                    ДА

Приемный  родитель

         Осужден 

            НЕТ                                               14                              20 

             ДА                                                 15                             25

                 Подобные факты свидетельствуют  о том, что склонность к агрессивному  поведению передается по наследству. Однако исследователи пришли  к выводу, что преступления, совершаемые  приемными детьми, по своему типу отличаются от преступлений, совершаемых их биологическими родителями. «Это означает, что биологическая предрасположенность, унаследованная приемными детьми, является общей по своей природе, в то же время лишь частично определяет степень наследуемости такими детьми агрессии»[   ].

                Наследуемость склонности к совершению преступлений отнюдь не означает безусловной наследуемости склонности к агрессии: лица, поведение которых изучалось, зачастую совершали не насильственные преступления. Фактически Медник и его коллеги пришли к выводу, что наследуется склонность к совершению преступления против собственности, а не против личности. Баррат и атон считают, что наследуется не склонность к агрессии как таковая, а какая-то характерная черта  (импульсивность, стремление к лидерству), увеличивающая возможность проявления агрессии.

               Мойер приводит примеры некоторых ситуаций, которые могут способствовать развитию у человека склонности к хроническому агрессивному поведению. Наследственность может детерминировать тот личный порог, за которым начинается активация специфических и нейрогуморальных реакций, связанных с агрессивным поведением. А окружающая среда может обуславливать пределы, внутри которых, человек проявляет агрессию. « … человек, унаследовавший причинно – следственную цепочку «низкий порог возбудимости нервной системы – агрессивные реакции», в фрустрационной и стрессовой ситуации   будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны если этот же человек будет окружен любовью и в значительной степени защищен от жестокости и насилия и не будет провоцироваться на агрессию, но врядли будет склонен к агрессивному поведению .» [ Мойер ].  

Аномалии, связанные с половыми хромосомами. 

                 Обычно клетки человеческого тела содержат 46 хромосом, две из которых – хромосомы Х и У – играют основную роль в формировании пола (ХУ – мужской набор хромосом; ХХ – женский). Существует 2 варианта гипотезы о влиянии хромосом на половые различия в агрессивном поведении:

    1. Гипотеза «лишней» У – хромосомы утверждает, что «лишняя» У – хромосома у мужчин может привести к более выраженному агрессивному поведению;

                   2. Гипотеза «лишней» Х – хромосомы – «лишняя» Х – хромосома                  приводит к сравнительно менее выраженному проявлению агрессивности у    женщин. «Чем больше в генотипе Х – материала, тем слабее развивается агрессия, чем больше У – материала, тем сильнее проявляется агрессия.» [Мейер, Барбуль]

                        Джекобс, Брантон и Мервилль одними из первых заметили, что

      необычный набор хромосом  наиболее характерен, не  для основной массы

      населения, а для лиц, находящихся в тюремном заключении. Среди

      новорожденных и взрослых представителей мужского пола эта аномалия

      встречается приблизительно 1 раз на 1 тысячу, то среди заключенных она

      проявляется в 15 раз чаще.

                 В то время как результаты  упомянутых выше исследований  вызвали всеобщий интерес, некоторые  ученые встретили их скептически.  Во-первых, погрешности, обнаруженные при выявлении связи между хромосомным типом ХУУ и повышенной агрессивностью, свидетельствуют о том, что не стоит использовать полученные данные безоговорочно. Во-вторых, большинство преступлений с применением насилия совершены людьми с нормальным набором хромосом – ХУ. В-третьих, более внимательное изучение заключенных с хромосомным набором ХУУ показало, что большинство из них были арестованы не за преступления с применением насилия, а за  менее тяжкие преступления. Бандура замети, что большая, по-сравнению, с лицами ХУ, склонность лиц ХУУ к насилию, скорее всего, имеет социальною, а не физическую основу. Например, будучи физически более развитыми, по-сравнению со своими сверстниками, такие люди могут подружиться с людьми старшего возраста и таким образом на ранней стадии развития подпасть под влияние преступных, склонных к насилию типов.

               Наиболее популярным является утверждение, что лица с ХУУ – хромосомами менее интеллектуально развиты, чем лица с ХУ – хромосомами, и поэтому их легче поймать с поличным. Таким образом Уиткин и его коллеги пришли к выводу, что именно недостаточное умственное развитие, а не враждебная склонность к насилию является причиной того, что лица с ХУУ – хромосомами склонны к совершению преступлений в той же мере, что и лица с хромосомами ХУ, они лишь чаще попадаются на месте преступления и подвергаются наказанию.

               Некоторые женщины рождаются только с одной Х – хромосомой (ХО), а другие с лишней Х – хромосомой (ХХХ). Согласно гипотезе Х – хромосомы, женщины с ХО – хромосомами будут более агрессивными, нежели с хромосомами ХХ, а женщины с ХХХ – хромосомами будут менее агрессивными. Изучив работы, где рассматривается агрессивное поведение женщин с упомянутыми хромосомными аномалиями, Мейер-Бальбург пришел к заключению, что, вопреки гипотезе Х – хромосомы, у женщин только с одной Х – хромосомой  отмечается сравнительно низкий уровень агрессии. Но с другой стороны, и это подтверждает гипотезу Х – хромосомы, причины пребывания женщин с ХХХ – хромосомами в исправительных учреждениях, не имеют ни какого отношения к агрессии.

                Другим способом подтверждения гипотезы Х – хромосомы является сравнение поведения мужчин с хромосомами ХХУ и ХУ. Этой проблеме посвящено не большое количество исследований, но имеющиеся данные говорят о том, что существенного различия в агрессивном поведении  мужчин с ХХУ и ХУ – хромосомами не наблюдаются. Для лиц с ХХУ – хромосомами характерен низкий уровень умственного развития.

                Хотя некоторые факты довольно убедительно подтверждают существенные связи между склонностью к агрессивному поведению и набором хромосом, существует сравнительно мало данных, свидетельствующих о том , что половые хромосомы играют решающую роль в формировании агрессивного поведения. Выявленная исследователями связь некоторых хромосомных аномалий с агрессивным поведением является скорее отражением недостаточного умственного развития, нежели врожденной склонности к совершению преступлений с применением насилия. 

3.2. Влияние гендера. 

                В зарубежной экспериментальной литературе традиционно мнение о том, что представители сильного пола более агрессивны, чем женщины, а так же то, что мужчины значительно чаще выступают в роли объектов нападения. Это объясняется главным образом  ссылками на физиологические особенности, прежде всего на высокий уровень концентрации в мужском организме ряда гормонов.

                Большую роль в обосновании этой точки зрения сыграли многочисленные опыты, проводившиеся на животных еще в конце 40-х годов прошлого столетия. Их основной целью было установить связь между агрессией и мужскими половыми гормонами. Один из классических экспериментов в этой области был в свое время описан  Э. Бименом. Когда взрослые самцы серых мышей были кастрированы, то уже через некоторое время после операции они не включались так активно во внутривидовую борьбу, как это было до операции, и вели себя абсолютно миролюбиво. Если же им вводили мужской гормон, они начинали драться до тех пор, пока его действие не прекращалось.

                 Эти эксперименты позволили Бимену  и ряду его коллег сделать  вывод о том, что мужской  гормон является побудителем  агрессивного поведения.

                К таким же выводам пришли Г. Кларк и Г. Берд, которые провели в 1946 году опыт с шимпанзе. Ими же было установлено, что женский гормон понижает уровень агрессии.

                Но в западной психологии и социологии 70 – 80 хх  годов все чаще звучит мысль о существовании целого ряда исключений, не соответствующих традиционно сложившемуся стандарту о большей агрессии мужчин, по сравнению с женщинами. Это приводит к мысли о необходимости признать «минимальным биологический вклад, по сравнению со значением ситуативных и социализирующих факторов» [Сельченок К. В. «Психология человеческой агрессивности.» Минск 1999.].

                 Американский ученый Дж. Уайт  считает, что «даже в том случае, если биология все же увеличивает готовность мужчин к агрессивным действиям, очевидно, что факторы среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или же наоборот, довести до максимальной величины любое половое различие»[Сельченок К. В. ].

                 Сторонники того, что биологический  фактор играет решающую роль  ссылаются еще и на дискуссии о природе Х – хромосомы и У – хромосомы.

                 Часто для обоснования половых  различий зарубежные ученые использовали  результаты наблюдений за детьми  на разных стадиях их социализации. Аргументы здесь сводились главным образом к следующему: разница в агрессии девочек и мальчиков проявлялась примерно к двухлетнему возрасту, поэтому дело якобы не в особенностях процесса социализации у тех и у других, а во врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского  пола.

                Так, Р. Рохнер, ссылаясь на результаты своих исследований, пишет, что в 71% случаев наблюдается большая предрасположенность к агрессивному поведению со стороны мальчиков, чем со стороны девочек. Однако как считают некоторые другие специалисты, познакомившиеся с его исследованиями, часто за агрессию он выдает резкие выпады, беспорядочные стычки во время детских игр и так далее. Что же касается тех факторов, которые свидетельствовали бы  о физических нападениях, о них Рохнер упоминает крайне редко.

               Так же анализируя исследования Рохнера можно сделать вывод, что филогенетическая предрасположенность к агрессии у мужчин, что, однако , не исключает возможности влияния со стороны культуры в рамках конкретного общества на формирование поведения индивидов обоих полов.

                  В другом объяснении гендерных различий  в агрессии делается акцент на влияние социальных и культурных факторов. Было предложено много различных вариантов этого объяснения, но, большинство фактов подтверждает гипотезу интерпретации социальной роли,  предложенную Игли и его коллегами. Согласно этой теории, гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, т. е. представлениями о том, каким в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщина, в отличие от мужчин, более общественные создания – для неё должно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы – независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, гендерные различия в агрессии порождаются в основном тем обстоятельством, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины. 

3.3. Влияние семьи. 

                  На становление агрессивного поведения влияет множество факторов и прежде всего семейные взаимоотношения. В семьях, где между родителями существуют разногласия, ссоры, как правило, дети более раздражительны и вспыльчивы. Если во взаимоотношениях ребенка с матерью не наблюдалось надежной привязанности, то возможно, что в будущем для него станут характерными  эмоциональные вспышки. Если один или оба родителя часто проявляют нерешительность в критических ситуациях (купить или не купить игрушку, дать или не дать сладкое), то ребенок, скорее всего, начнет манипулировать взрослыми с целью достижения желаемого. Аналогичный эффект может иметь и непоследовательность в воспитании ребенка.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)