Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

- снять  психоэмоциональное и физическое  напряжение.

- развивать  пространственное и образное  мышление.

Материалы:

Листы бумаги А4, краски, кисти. 

Ход занятия:

              Дети сидят на стульчиках, расставленных  по кругу. Педагог: «Во время нашей прошлой встречи мы с вами разговаривали о настроении, сегодня мы продолжим эту тему». Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить цвет соответствующий их настроению.

              Затем педагог предлагает детям  ответить на вопросы:

  • Какой ты представил цвет? Какая это краска?
  • Какой звук?
  • Покажи свой цвет движением.
  • Если твое настроение потрогать, то оно какое (мягкое, твердое, пушистое, колючее, скользкое, гладкое, шершавое  и т. д.)?
  • Какой оно температуры (холодное, горячее)?

              После того как дети описали свое настроение, они садятся за столы. Педагог: «Сейчас закройте глаза и попытайтесь вспомнить момент, когда вы испытывали самую сильную злость. Что вы делаете в этот момент? Что делают окружающие вас люди? Теперь откройте глаза и нарисуйте все то, что вы сейчас представили».

              По мере того как дети заканчивают  свои работы, педагог подходит  к каждому из них, и они рассказывают о своих картинах, делятся впечатлениями от проделанной работы. 

Занятие N 4.

Цель:

- актуализировать  эмоции агрессии;

- научиться  выражать эмоции в образах;

- снять  психоэмоциональное и физическое напряжение;

Материалы:

Бумага  формат А4, краски, кисти, художественный уголь, кассеты с аудиозаписями детских песен.

Ход работы:

              Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу.

Педагог: «Каждый человек (и взрослый, и ребенок), хотябы иногда, бывает злым, агрессивным. Когда человек начинает злиться, у него сжимаются кулаки, брови смыкаются у переносицы, зубы сжимаются, он начинает громко разговаривать, обзываться, сквернословить, драться, обижать животных. Теперь я предлагаю вам сесть за столы, взять уголь и листы бумаги и нарисовать агрессию, гнев, злость в виде маски».

              После того как дети нарисовали  маски, воспитатель предлагает вырезать эти маски, не пользуясь ножницами, то есть пальцами оборвать лишнюю бумагу вокруг масок.

              Педагог: «Общаться с человеком,  который часто бывает злым, агрессивным,  очень не приятно и у таких  людей чаще всего не бывает  друзей. А вот  у добрых, веселых людей много друзей. Такие люди чаще улыбаются, легко находят общий язык с любым человеком. Теперь я предлагаю вам нарисовать маску радость, веселья, доброты. И после того как маска будет готова, вырезать ее также как первую».

              Дети рисуют маски доброты  и радости цветными красками, затем «вырезают» их. 

Занятие N 5. 

              Дети работают в микрогруппах  по 3-4 человека. Занятие проходит  в кабинете психолога.

Цель:

- создать ситуацию публичного переживания эмоций;

- развивать  навыки совместной деятельности;

- снять психоэмоциональное и физическое напряжение;

Материалы:

Листы бумаги формат А1, канцелярский клей, краски кисти, кассеты с аудиозаписями  детских песен.

Ход работы:

             В начале занятия дети делятся на группы с помощью разрезанных открыток. Садятся на пол вокруг своих листов ватмана и масок. Педагог: «На прошлом занятии мы рисовали маски агрессии, злости, ярости, возьмите их в руки. Другими масками, которые вы нарисовали, были маски радости, доброты, возьмите и их в руки. Сегодня мы с вами будем с помощью этих масок рисовать картины, то есть эти маски будут главными героями ваших картин. Я предлагаю вам помирить эти маски. Но сначала подумайте, как ваши маски изменятся в процессе примирения». Для того чтобы помочь детям педагог задает вопросы, каждой группе отдельно:

- Что  будет делать маска веселья?

- Что  будет делать маска злости?

- В процессе примирения  «злые» маски будут все так же агрессивны?

             Дети начинают работать над  своими картинами. Наклеивают маски, затем дорисовывают сюжет.

              После того как работа закончена,  устраивается выставка, желающие рассказывают о своих работах.

Занятие N 6.

Цель:

- актуализировать  эмоции агрессии;

- учиться  искать адекватную форму переживания эмоций;

- развивать  тактильную чувствительность;

- снять  физическое и психоэмоциональное  напряжение.

Материалы:

Листы бумаги формат А4, краски, кассеты с аудиозаписями звуков природы.

Ход работы:

              Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Педагог: «У каждого человека (и взрослого и ребенка) бывает плохое настроение (мы с вами об этом уже говорили). Оно может проявляться во враждебности, озлобленности, повышенной агрессивности. В такие моменты человек раздражителен, напряжен. Дети начинаю кидать и ломать игрушки, драться, обижать беззащитных животных, обзываться, ругаться. Я прошу вас закрыть глаза и представить ребенка в плохом настроении. А теперь представьте себя озлобленным, раздраженным, мысленно прочувствуйте это состояние. А теперь сядьте за столы и нарисуйте все, что вы сейчас представили».

              Столы стоят таким образом,  чтобы дети не видели рисунков  друг друга. Дети рисуют пальцами, окуная их в гуашь.

               После того как рисунки закончены,  педагог предлагает детям поступить со своим рисунком, так как им хочется. При желании можно порвать рисунок, перерисовать, измять, выбросить, отдать кому-либо. Таким образом, ребенок приобретает власть над своим чувством.  

              После того как первые рисунки нарисованы, и дети сделали с ними все что захотели, педагог включает успокаивающую музыку («Звуки природы»). Детям предлагается порисовать под нее или просто посидеть с закрытыми глазами. 
 

Занятие N 7.

Цель:

- актуализировать  эмоции;

- снять  мышечное напряжение;

- научиться выражать свои эмоции в образах и цвете.

Материалы:

Листы бумаги формат А4, краски, кисти.

Ход занятия:

              Дети сидят на стульчиках, расставленных  по кругу. Педагог: «На прошлых  занятиях мы с вами говорили  о том, что человек (и взрослый и  ребенок) испытывают разные чувства. Среди их такие, как доброта, радость, дружелюбие и противоположные – злость, ярость, гнев. Мы не только говорили об этих чувствах, но и рисовали их. А сегодня я предлагаю вам нарисовать эти чувства в виде животных и обязательно придумать этим животным имена».

             После того как работа над  рисунками закончена, развешиваем работы. Желающие рассказывают о своих рисунках. 

Занятие N 8.

              Занятие проходит в кабинете  психолога.  Дети работают парами.

Цель:

- выявить  у ребенка тенденции к сотрудничеству, показать привлекательность «помогающих  отношений»;

- снять  физическое и психоэмоциональное  напряжение;

- научиться  создавать образы под музыку.

Материалы:

Стекло (установленное вертикально) – 5 штук, пластилин, кассеты с аудиозаписями детских песен.

Ход занятия:

              Дети делятся на поры с помощью разрезанных картинок и садятся на стулья, расставленные по кругу. Педагог: «Сегодня у нас необычно занятие, мы будем лепить музыку на стекле, причем вы будете лепить парами. Давайте попробуем послушать вместе одну песенку». Дети слушают песенку «Облака – белогривые лошадки», затем педагог предлагает им ответить на вопросы:

- О чем   эта песенка?

- Эта  песня добрая или злая?

- Какое настроение она создает?

Все дети отвечают на вопросы по очереди. Педагог: «Когда будете слушать другие песни, постарайтесь мысленно ответить на эти  вопросы и вылепить ответы на стекле».

              Педагог включает музыку, дети  начинают лепить парами. У каждой пары свае стекло, установленное вертикально (каждый ребенок лепит со своей стороны). Во время работы пары переговариваются, делятся идеями по поводу сюжетов.

              После того как все поры закончили свои работы изображения ставятся напротив окна, и каждый  из художников рассказывает про свою  картину и про ту, которая получилась  совместно.  

Занятие N 9.

             Занятие походит в кабинете психолога. Дети работают в микрогруппах по 3 – 4 человека.

Цель:

- развивать  навыки совместной деятельности;

- стимулировать  положительные эмоции;

- научиться  создавать образы под музыку;

- снять  психоэмоциональное и физическое  напряжение.

Материалы:

Листы бумаги формат А1, краски, кассеты с  аудиозаписями детских песен.

Ход занятия:

              В начале занятия дети делятся  на микро группы  (две группы по 3 человека и одна группа - 4) с помощью разрезанных открыток. Садятся вокруг листов ватмана. Педагог: «На прошлом занятии мы с вами лепили музыку, а сегодня я предлагаю вам нарисовать ту музыку которую вы будете слушать. Рисовать вы будете группами, которые у нас образовались. И еще одна неожиданность, вы будете рисовать пальцами.».

              Звучит музыка, дети начинают  рисовать. Во время рисования  участники прогуливаются по кабинету, общаются. Во время занятия звучит разная по настроению музыка.

              После того как работы закончены,  развешиваем их на стены. Дети  делятся впечатлениями от работы  в группе, рассказывают  о том,  что они нарисовали.  

Занятие N 10.

Цель:

- снять  физическое и психоэмоциональное  напряжение;

- развить  пространственное и образное  воображение.

Материалы:

Пластилин, веревки длинной   1 - 1,5 метра, кассеты  с аудиозаписями детских песен, песня Н. Матвеевой «Я леплю из пластилина…».

Ход занятия:

             Звучит песня «Я леплю из  пластилина…», дети рассаживаются  на полу около разложенных  хаотично разложенных веревок.  Педагог: «Возьмите в руки веревки,  попробуйте растянуть ее, смять в кулаке, разложить на полу как хотите. А теперь вспомните, с какой буквы начинается ваше имя, выложите эту букву из  веревки на полу. Получилось? Теперь попробуйте побегать по этой  букве пальчиками, ладошками, локтями, теперь ногами».

             Педагог: «Теперь выберете кусок  пластилина, который вам больше всего нравится, и вылепите эту букву в образе человека или животного. Пофантазируйте и придумайте ласковое название своей работе, что больше всего любит делать ваша буква, кто ее друзья».

              После того как работа над  буквами закончена, делаем выставку. Дети по очереди представляют свои буквы и рассказывают о них. 
 
 

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)