Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа
Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.
В качестве технологии
Для того чтобы помочь ребенку
избавиться от данных «пороков»,необходимо
научить его выражать или
Ребенок, который пока еще
Для того чтобы добиться
Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) – в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.
Следующие 4 ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (Д и Е) – это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно – агрессивного к зрелым формам поведения.
Другому способу выражения
Все эти предметы нужны для
того, чтобы ребенок не направлял
свой гнев на людей, а
Если ребенка понимают и
Ребенок не может сказать: «Я хочу избавиться от раздражения, которое вызывает у меня брат (сестра)». Ребенок не формулирует и, возможно, не осознает причину внутреннего дискомфорта, но выражает в игре доступным способом. Так, построив башню, он с удовольствием объяснит, что вместе с папой будет жить на самом верху, мама – ниже, а брат в самом низу.
.. Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Одним из наиболее важных
Самое главное это то, что взрослый принимает настроение ребенка, причем не только помогает ему выразить свои чувства в социально приемлемой форме, но и учит управлять своим поведением.
Приемы саморегуляции, самообладания.
Агрессивным детям зачастую
свойственны мышечные зажимы, особенно
в области лица и кистей
рук. Поэтому будут полезны
любые релаксационные
М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю.
Мак-Кей рекомендуют
К. Фопель в книге «Как научить детей сотрудничать» предлагает игры и упражнения, которые помогают ребенку научиться не стискивать зубы в момент «неприятной ситуации».
Например, в игре «Теплый как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Другая игра - «Улыбка» - способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.
Отработка
навыков общения.
Агрессивные дети иногда
Одним из приемов работы с
агрессивными детьми может
Каждый желающий ребенок (или
по кругу) предлагает свое
Часто дети предлагают агрессивные способы
выхода из создавшейся ситуации (закричать
друг на друга, ударить, отобрать игрушку,
припугнуть и т. д.). В этом случае взрослому
не стоит критиковать и давать оценку
предложению ребенка. Лучше предложить
детям этот вариант для ролевой игры. В
процессе они, как правило, сами убеждаются
в неэффективности такого подхода. Также
можно приглашать известных детям литературных
героев.
Формирование
позитивных качеств личности.
Эмпатия – это «нерациональное
познание человеком
Развивать эмпатию и
Существует мнение, что в процессе работы с агрессивными детьми можно использовать следующие приемы воздействия на ребенка:
Частью коррекционной работы
с агрессивным ребенком
Еще одним методом коррекции
агрессивного поведения
Использование наказаний (и
Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером агрессивного поведения. В таких случаях наказание провоцирует агрессию в дальнейшем.
Во-вторых, дети, которых слишком
часто наказывают, будут стремиться
избегать родителей или
В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия.
И наконец, дети, изменившие свое
поведение в результате
Для того чтобы наказание