Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

                  В качестве технологии обучения  ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно использовать «Лестницу гнева» Р. Кемпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения – пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно – агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку, вызывающе одеваться и т. д. .

                  Для того чтобы помочь ребенку  избавиться от данных  «пороков»,необходимо  научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «… Чем больше злости выплескивается в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь,  воровство, наркотики и все другие образцы, столь распространенного сегодня, пассивно – агрессивного поведения» [Е. К. Лютова, Г. Б. Монина].

                  Ребенок, который пока еще будет  выражаться в грубой форме,  используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев по-другому – в позитивной форме. К позитивным способам выражения гнева относятся:

  • Умение направлять гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонения в сторону.
  • Вежливость в общении.
  • Стремление найти конструктивное решение.

                  Для того чтобы добиться результатов  в продвижении по «лестнице  гнева», взрослый должен сам подавать  положительный пример и демонстрировать  образцы зрелого поведения.

                  Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние 4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) – в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие деструктивные паттерны  предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.

                  Следующие 4 ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (Д и Е) – это тот идеал, к которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, можно продвинуться от пассивно – агрессивного к зрелым формам поведения.

                  Другому способу выражения гнева,  описанному В. Квинн -  переносу  чувств на неопасные предметы  рекомендуется обучать маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д..

                  Все эти предметы нужны для  того, чтобы ребенок не направлял  свой гнев на людей, а переносил  его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой  форме. Такая техника особенно  полезна для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно откровенного ребенка.

                  Если ребенка понимают и принимают,  он легче преодолевает свои  внутренние конфликты и становится  способным к личному росту. Это основное положение игровой терапии, в которой взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития.

                  Ребенок не может сказать: «Я хочу избавиться  от раздражения, которое вызывает у меня брат (сестра)». Ребенок не формулирует и, возможно, не осознает причину внутреннего дискомфорта, но выражает в игре доступным способом. Так, построив башню, он с удовольствием объяснит, что вместе с папой будет жить на самом верху, мама – ниже, а брат в самом низу.

..           Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. 

                  Одним из наиболее важных аспектов  игровой терапии является установление  ограничений, которые дают детям  возможность научиться самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными  и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся.

                   Самое главное это то, что взрослый  принимает настроение ребенка,  причем не только помогает  ему выразить свои чувства  в социально приемлемой форме,  но и учит управлять своим поведением.

              

        

  

Приемы  саморегуляции, самообладания.

        

                  Агрессивным детям  зачастую  свойственны мышечные зажимы, особенно  в области лица и кистей  рук. Поэтому будут полезны  любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

                  М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю.  Мак-Кей  рекомендуют несколько  интересных приемов обретения  самоконтроля. Например, в карман  одежды можно положить нарисованный  от руки знак «СТОП». Как только  агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли  и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.

                  К. Фопель в книге «Как научить детей сотрудничать» предлагает игры и упражнения, которые помогают ребенку научиться не стискивать зубы в момент «неприятной ситуации».

                  Например, в игре «Теплый как  солнце, легкий, как дуновение ветра»  дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

                  Другая игра -  «Улыбка» - способствует  расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

                   
 

Отработка навыков общения.   
 

                  Агрессивные дети иногда проявляют  агрессию лишь потому, что не  знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Можно в группе (или в семье) обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребенку расширить поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определенные события.

                  Одним из приемов работы с  агрессивными детьми может стать  ролевая игра. Например, в группе  можно разыграть ситуацию: в гости  в детский сад пришли 2 игрушечных  Медвежонка. На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились еще больше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить Медвежат.

                  Каждый желающий ребенок (или  по кругу) предлагает свое решение.  Затем несколько из предложенных  вариантов разыгрывается парами  детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.

                 Часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации (закричать друг на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть и т. д.). В этом случае взрослому не стоит  критиковать и давать оценку предложению ребенка. Лучше предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода. Также можно приглашать известных детям литературных героев. 
 
 

Формирование  позитивных качеств личности. 
 

                  Эмпатия – это «нерациональное  познание человеком внутреннего  мира других людей (чувствование)…  сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым». [Психологический словарь 1997г ].

                   Развивать эмпатию и формировать  другие  позитивные качества  личности можно во время совместного  чтения взрослого и ребенка.  Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. Кроме этого полезно сочинять с ребенком сказки, истории. 
 

                     Существует мнение, что в процессе работы с агрессивными детьми можно использовать следующие приемы воздействия на ребенка:

  • Использование физического препятствия перед назревающей вспышкой гнева (например, Д. Ллешли советует остановить занесенную для удара руку, удержать за плечи и твердо сказать «нельзя»);
  • Отвлечение внимания ребенка интересной игрушкой или каким-либо занятием;
  • Мягкое физическое манипулирование (спокойно взять ребенка на руки и унести его с места конфликта);
  • Удаление из поля зрения объекта фрустрации ребенка.

                  Частью коррекционной работы  с агрессивным ребенком является  разъяснение родителям причин возникновения и способов профилактики подобного поведения. Психолог может предложить родителям таких детей посещение совместных занятий, в процессе которых они смогли бы установить более доверительные отношения с ребенком и проанализировать свои взгляды на воспитание.  

                  Еще одним методом коррекции  агрессивного поведения является  наказание. Проблема наказания  и его роли в коррекции агрессии  является одной из самых противоречивых.

                  Использование наказаний (и физических  и других) как средств воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических опасностей.

                 Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером агрессивного поведения. В таких случаях наказание провоцирует агрессию в дальнейшем.

                  Во-вторых, дети, которых слишком  часто наказывают, будут стремиться  избегать родителей или оказывать  им сопротивление.

                  В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия.

                  И наконец, дети, изменившие свое  поведение в результате сильного  внешнего воздействия, скорее  всего не сделают нормы, которые  им пытаются привить, своими  внутренними ценностями. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

                  Для того чтобы наказание стало  эффективным, взрослые должны  выполнять следующие правила:

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)