Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа
Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.
3.5. Негативные
факторы окружающей среды.
Наряду с изучением сущности внутриличностных факторов (пол, генотип) в работах 70 – 80 – хх годов определенное место занимает изучение специфических влияний на агрессию окружающей среды.
Было замечено, что загрязнение
воды, воздуха, почвы, шум,
В работах Р. Барона, Д. Зилмана, Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера и других проводится идея о том , что агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление .
Однако лабораторные
-
возбужденный таким образом
предрасположен к нападению;
- нарушается способность личности к адекватной переработке
получаемой ею информации;
- прерывается осуществляемое в данный момент поведение.
Еще менее изученным является вопрос о влиянии на агрессию межличностных стрессоров, к которым относятся:
Работ по этой проблематике
пока не много, да и в тех,
которые имеются, постоянно
Среди авторов, работающих в этой области, можно назвать С. Барски, Л. Лефебра, М. Пассера, Б. Швартца.
В их книгах выдвигаются и анализируются понятия первичной и вторичной территории. Под первичной понимают – область, принадлежащую и используемую исключительно одной личностью или первичной группой (здесь индивиды, как правило, не подвергаются угрозам со стороны посторонних, чувствуют себя в большей безопасности, расслаблены, доброжелательно настроены и менее скованы; свое пространство они защищают от какого бы то ни было нежелательного вторжения извне).
Вторичная территория играет менее важную роль в жизни человека. Кроме того, как считают некоторые авторы, она более доступна для других.
По мнению Б. Швартца и С.
Барски, индивид осуществляет меньше
контроля над этой областью
и, как правило, владеет
Так же мало сегодня работ , касающихся выяснения связи между так называемыми личным пространством, его границами и их нарушениями, с одной стороны, и агрессией, с другой. Личное пространство представляет собой как бы воображаемую границу вокруг индивида, за пределы которой никто не может войти. Любые пересечения этой границы могут заставить человека броситься в бегство, вызвать у него чувство возмущения или же помешать нарушителям в исполнении их задач.
Американский психолог Мюллер показывает, что такое нарушение может привести к агрессии главным образом по двум причинам. Во-первых, появляющееся при этом возбуждение будет всячески способствовать выполнению индивидом доминирующей реакции, если же такой доминантой в поведении является враждебность, то можно предположить возможность со стороны индивида отыскать облегчение в, такого род , агрессивной реакции.
Во-вторых, такое поведение может выступить в роли инструментального. Это произойдет в том случае, если человек не сможет никакими своими другими действиями избавить себя от излишнего стресса. Так, если при нарушении личного пространства возможность бегства полностью блокируется, индивид может прибегнуть к прямой агрессии.
В ряде исследований было
Под высокой плотностью
В работах 60 – х , начала 70 – х годов это влияние считалось бесспорно негативным. При этом большинство ученых опиралось главным образом на данные, полученные при изучении животных.
Результаты последних
Дж. Фридмен и его коллеги в
серии своих исследований
Но так как все эти эксперименты проходили в лабораторной обстановке, где испытуемые хорошо осознавали исключительный характер ситуации и возможность ее скорого завершения, Фридмен и его коллеги не спешили приложить полученные результаты к реальной жизни. Они предприняли еще одну попытку оценить воздействие высокой плотности в естественных условиях.
Получив данные о плотности населения в столицах всех штатов США, они сравнили их с количеством криминальных происшествий в этих же районах, но при этом не обнаружили какой-либо связи между ними. «Если скученность вызывает агрессивные чувства, - пишет Фридмен, - то ясно, что насильственные преступления должны более тесно ассоциироваться с плотностью. Но это не так».
В отличие от своих предшественников
исследователи 70 – 80 – хх годов приходят
к выводу о том, что города не потому имеют
большое количество преступлений, из-за
того, что они перенаселены, и проблемы
городов не следует связывать только с
высокой плотностью. Истинную подоплеку
этих трудностей многие авторы справедливо
усматривают в бедности, расовых конфликтах
и так далее.
Расовая
принадлежность.
В 70 – 80 – е годы в США
стали активно изучать влияние
расовой принадлежности на
Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых проявляют гораздо меньше прямой агрессии по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Некоторые авторы обозначили это понятие обратной дискриминацией. Что касается чернокожего населения, то они оказываются более агрессивными в отношении белых. Такого рода результаты были обнаружены в условиях отсутствия эмоционального возбуждения, словесных оскорблений или каких-либо иных провоцирующих факторов.
В том же случае, когда все
эти условия были налицо, воспроизводились
старые образцы, более
Под влиянием гнева, словесных оскорблений и других провоцирующих факторов происходит как бы своеобразный регресс к более ранним и привычным способам реагирования, при которых белые относятся более нетерпимо к неграм. Такое поведение было названо американскими психологами регрессивным расизмом.
Не считая фрустрацию главной детерминантой агрессии, ряд ученых полагают, что в данном случае с ее помощью можно объяснить некоторые аспекты межрасовых столкновений. Так, если одна группа постоянно испытывает угнетение и издевательства со стороны другой, то первая становится враждебной по отношению ко второй. Как считают Гриффин и Роджерс, понятие регрессивного расизма и было введено для того, чтобы показать возможность замены новых форм межрасовых взаимоотношений (которые могут и не всегда быть полностью усвоены индивидами) старыми, более традиционными образцами поведения в условиях эмоционального возбуждения.
Рассуждения об обратной дискриминации, скорее всего, приемлемы только для лабораторных нужд, а не для объяснения реальных межрасовых взаимоотношений. Здесь по-прежнему господствуют нормы регрессивного расизма. Это тем более справедливо, если учесть тот факт, что описываемая зарубежными специалистами «хроническая фрустрация», которую испытывают черные от белых, является пока не достоянием глубокой истории, а все еще реалией сегодняшнего дня.
О способах коррекции
Как выяснилось в предыдущем параграфе, на становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы.
По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
Поскольку агрессивное поведение детей
деструктивно и связано с непредсказуемыми
эмоциональными вспышками, проблема обучения
ребенка приемлемым способам выражения
гнева – одна из самых острых и важных
проблем, стоящих перед взрослыми.
Способы
выражения гнева в приемлемой
форме.
По мнению Виржинии Н. Квинн существует 4-е основных способа выражения гнева: