Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

3.5. Негативные  факторы окружающей среды. 

                  Наряду  с изучением сущности  внутриличностных факторов (пол, генотип) в работах 70 – 80 – хх годов определенное место занимает изучение специфических влияний на агрессию окружающей среды.

                  Было замечено, что загрязнение  воды, воздуха, почвы, шум, увеличение  числа больших городов отрицательно  воздействуют на умственное и  физическое здоровье людей. Некоторые ученые попытались проследить влияние этих негативных факторов окружающей среды на обострение социальной напряженности, рост преступности, насилия и агрессии в современном мире.

                  В работах Р. Барона, Д. Зилмана,  Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера и  других проводится идея о том  , что агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление .

                 Однако лабораторные эксперименты, а также многочисленные социальные наблюдения показывают, что эти стрессоры не всегда производят одни и те же эффекты. Например, шум, жара и чрезмерная скученность людей в определенных условиях вообще не влияют на агрессию. Поэтому в ряде работ 60 – х годов делались выводы о прямой зависимости между ней и рядом факторов окружающей среды, то в 70 – 80 – е годы строятся более сложные теоретические модели, описывающие взаимосвязь между этими двумя переменными. Таким образом, при рассмотрении данного вопроса западные психологи приходят к следующим выводам:

  1. Стрессоры среды не увеличивают прямо и однозначно степень агрессии;
  2. Они могут влиять на нее только в том случае когда:

    -  возбужденный таким образом индивид  как бы заранее был 

             предрасположен к нападению;

          -  нарушается способность личности к адекватной переработке

              получаемой ею информации;

           -  прерывается осуществляемое  в данный момент поведение.

  1. Физические стрессоры  увеличивают степень враждебности лишь до               определенного предела, после которого она резко падает по мере того, как,   замещающие ее, инструментальные акты устраняют негативные   последствия действий  стрессора.

                  Еще менее изученным является  вопрос о влиянии на агрессию  межличностных стрессоров, к которым относятся:

    • Территориальное вмешательство;
    • Нарушение персонального пространства;
    • Высокая плотность населения.

                  Работ по этой проблематике  пока не много, да и в тех,  которые имеются, постоянно проводится  мысль о необычайной  сложности установления прямой зависимости между агрессией и этими факторами.

                  Среди авторов, работающих в  этой области, можно назвать  С. Барски, Л. Лефебра, М. Пассера,  Б. Швартца.

                  В их книгах выдвигаются и  анализируются понятия первичной и вторичной территории. Под первичной понимают – область,   принадлежащую и используемую исключительно одной личностью или первичной группой (здесь индивиды, как правило, не подвергаются угрозам со стороны посторонних, чувствуют себя в большей безопасности, расслаблены, доброжелательно настроены и менее скованы; свое пространство они защищают от какого бы то ни было нежелательного вторжения извне).

                  Вторичная территория играет  менее важную роль в жизни  человека. Кроме того, как считают некоторые авторы, она более доступна для других.

                  По мнению Б. Швартца и С.  Барски, индивид осуществляет меньше  контроля над этой  областью  и, как правило, владеет вторичной  территорией в течении менее  продолжительного срока.  Однако именно здесь, как заявляют они, чаще всего дают о себе знать доминирование и агрессия.

                  Так же мало сегодня работ  , касающихся выяснения связи  между так называемыми личным  пространством, его границами  и их нарушениями, с одной  стороны, и агрессией, с другой. Личное пространство представляет собой как бы воображаемую границу вокруг индивида, за пределы которой никто не может войти. Любые пересечения этой  границы могут заставить человека броситься в бегство, вызвать у него чувство возмущения или же помешать нарушителям в исполнении их задач.

                  Американский психолог Мюллер  показывает, что такое нарушение  может привести к агрессии главным образом по двум причинам. Во-первых, появляющееся при этом возбуждение будет всячески способствовать выполнению индивидом доминирующей реакции, если же такой доминантой в поведении является враждебность, то можно предположить возможность со стороны индивида отыскать облегчение в, такого род , агрессивной реакции.

Во-вторых, такое поведение может выступить в роли инструментального. Это произойдет в том случае, если человек не сможет никакими своими другими действиями избавить себя от излишнего стресса. Так, если при нарушении личного пространства возможность бегства полностью блокируется, индивид может прибегнуть к прямой агрессии.

                  В ряде исследований было установлено,  что люди по-разному переживают  нарушение их личного пространства  и возникающее как следствие  этого состояние телесной близости. Одно из возможных объяснений этого факта основывается на сравнении главных функций межличного дистанирования. Здесь возможны два варианта – либо позитивно окрашенного притяжения, либо ассоциация с угрозой применения силы и доминированием. Как оказалось, разгневанные и обладающие своеобразной «агрессивной историей» люди воспринимают подобную близость именно как угрозу и стремятся по мере возможности предотвратить или избежать ее. Склонные к насилию, они отличаются завышенными, по сравнению с другими индивидами требованиями в отношении личного пространства.

                  Под высокой плотностью населения  западные исследователи понимают  большое количество людей на  относительно малом пространстве.

                  В работах 60 – х , начала 70 –  х годов это влияние считалось  бесспорно негативным. При этом большинство ученых опиралось главным образом на данные, полученные при изучении животных.

                  Результаты последних исследований  показывают, что скученность проживания  или работы в условиях высокой  плотности населения не всегда плохо воздействует на людей.

                  Дж. Фридмен и его коллеги в  серии своих исследований сосредоточили  внимание на влиянии высокой  плотности на агрессию. Был сделан  вывод, что скученность усиливает  агрессивные реакции.

                  Но так как все эти эксперименты проходили в лабораторной обстановке, где испытуемые хорошо осознавали исключительный характер ситуации и возможность ее скорого завершения, Фридмен и его коллеги не спешили приложить полученные результаты к реальной жизни. Они предприняли еще одну попытку оценить воздействие высокой плотности в естественных условиях.

                Получив данные о плотности населения в столицах всех штатов США, они сравнили их с количеством криминальных происшествий в этих же районах, но при этом не обнаружили какой-либо связи между ними. «Если скученность вызывает агрессивные чувства, - пишет Фридмен, - то ясно, что насильственные преступления должны более тесно ассоциироваться с плотностью. Но это не так».

                  В отличие от своих предшественников исследователи 70 – 80 – хх годов приходят к выводу о том, что города не потому имеют большое количество преступлений, из-за того, что они перенаселены, и проблемы городов не следует связывать только с высокой плотностью. Истинную подоплеку этих трудностей многие авторы справедливо усматривают в бедности, расовых конфликтах и так далее. 
 
 

Расовая принадлежность. 

                 В 70 – 80 – е годы в США  стали активно изучать влияние  расовой принадлежности на межличностную  и групповую агрессию. Одним из побудивших мотивов, приведших к оживлению таких исследований, явилось резкое обострение расовых конфликтов, а сама эта проблема стала одной из наиболее актуальных для ряда каталитических государств.

                  Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых проявляют гораздо меньше прямой агрессии по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Некоторые авторы обозначили это понятие обратной дискриминацией. Что касается чернокожего населения, то они оказываются более агрессивными в отношении белых. Такого рода результаты были обнаружены в условиях отсутствия эмоционального возбуждения, словесных оскорблений или каких-либо иных провоцирующих факторов.

                  В том же случае, когда все  эти условия были налицо, воспроизводились  старые образцы, более традиционных  форм межрасовых взаимоотношений.

                  Под влиянием гнева, словесных оскорблений и других провоцирующих факторов происходит как бы своеобразный регресс к более ранним и привычным способам реагирования, при которых белые относятся более нетерпимо к неграм. Такое поведение было названо американскими психологами регрессивным расизмом.

                 Не считая фрустрацию главной детерминантой агрессии, ряд ученых полагают, что в данном случае с ее помощью можно объяснить некоторые аспекты межрасовых столкновений. Так, если одна группа постоянно испытывает угнетение и издевательства со стороны другой, то первая становится враждебной по отношению ко второй. Как считают Гриффин и Роджерс, понятие регрессивного расизма  и было введено для того, чтобы показать возможность замены новых форм межрасовых взаимоотношений (которые могут и не всегда быть полностью усвоены индивидами) старыми, более традиционными образцами поведения в условиях эмоционального возбуждения.

                 Рассуждения об обратной дискриминации, скорее всего, приемлемы только для лабораторных нужд, а не для объяснения реальных межрасовых взаимоотношений. Здесь по-прежнему господствуют нормы регрессивного расизма. Это тем более справедливо, если учесть тот факт, что описываемая зарубежными специалистами «хроническая фрустрация», которую испытывают черные от белых, является пока не достоянием глубокой истории, а все еще реалией сегодняшнего дня.

                  О способах коррекции агрессивного  поведения поговорим в следующем  параграфе. 

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Способы коррекции  агрессивного поведения.
 
 

                  Как выяснилось в предыдущем параграфе, на становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы.

                  По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

  1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

                  Поскольку агрессивное поведение детей деструктивно и связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. 
 
 

Способы выражения гнева в приемлемой форме. 
 

                  По мнению Виржинии Н. Квинн  существует 4-е основных способа  выражения гнева:

    • Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
    • Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному не опасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не  сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
    • Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
    • Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)