Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)
  • Наказание должно следовать непосредственно за проступком;
  • Наказание должно быть адекватным проступку;
  • Наказание не должно быть унизительным для ребенка;
  • Наказание не должно применяться одновременно с поощрением;
  • Наказание не должно содержать угроз, и тем более невыполнимых;
  • Наказания должны быть последовательными.
 
 

                  Автор Рогов считает, что коррекция агрессии должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является сигналом нарушения эмоционально – мотивационной сфере, то коррекционные действия могут быть направлены не на ее устранение, а на смягчение недопущение негативных последствий агрессивного поведения ребенка. Кроме того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей  к адекватному восприятию агрессивных реакций.

                  Применение коррекционных методов  полностью зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая конкретного ребенка. Это необходимо учитывать при рассмотрении нижеизложенных методов:

  1. Игнорирование агрессивных тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;
  2. Включение агрессивного действия в контекст  игры и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность для ребенка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (например, в игре «казаки – разбойники» агрессивному ребенку целесообразно дать роль разбойника и т. д.).
  3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать ребенку проявлять агрессию).
  4. Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего лежит страх.
  5. Психодрама: произвольное вызывание аффекта  с последующим катарсисом – разрешением, снятием эмоционального напряжения.
 
 

                  Еще одним методом коррекции агрессивного поведения является танцевальная терапия.

                  В недавнем прошлом танцевальная  терапия использовалась исключительно  для работы с людьми, страдающими  тяжелыми эмоциональными расстройствами. Сейчас она находит более широкое применение в психокоррекционных группах, где здоровые люди с ее помощью улучшают физическое состояние, дают выход эмоциям, совершенствуют навыки межличностного взаимодействия.

                  Одной из задач танцевальной  терапии является то, чтобы члены группы вступали в контакт с собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавленные чувства, эмоции (гнев, агрессию) и исследовать скрытые конфликты. 

                  Так же для коррекции агрессивного  поведения используются такие средства как:

  • Пальчиковый игротренинг;
  • Психогимнастика;
  • Игры – драматизации.
 

                  Пальчиковый игротренинг.

К нему в своей практике обращаются многие логопеды, педагоги и психологи. «смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики, но и в том, что они дают ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плече и т. д. . осознать себя в системе координат тела, сформировать схему тела. Это дает ребенку чувство самообладания».[10. с. 50. ] 

                  Согласно международной классификации,  пальчиковые игры подразделяются  на 2 типа:

  1. Собственно пальчиковые игры, «сидячие».
  2. Action rhyme – игры, в которые включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, головы.

                  Большинству пальчиковых игр  сопутствуют стихи, лишь некоторые  из них сопровождаются нерифмованным  текстом.

                  Элементы психогимнастики.

  • Мимика;
  • Пантомимика;
  • Различные этюды на выразительность жестов, воспроизведение различных черт характера, их составление.

                  Активные мимические и пантомимические  проявления чувств помогают предотвратить  перерастание некоторых эмоций в патологию.

                 Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно, так как в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают  своих психических отклонений.

                  Развивающие игры.

  • Игры драматизации.
  • Игры на сопоставление различных черт характера.
  • Игры на отдельные черты характера.

                 «У детей в дошкольном возрасте  существуют проблемы в выражении  эмоций, связанные с запретом  взрослых. Это запрет на выражение  страха, агрессии, слезы, громкий смех в неподходящей ситуации».[23. с. 45. ]

                 Частично справиться с этой  проблемой могут игры, направленные  на развитие эмоциональной сферы,  коррекцию агрессивного поведения.

                  Эти игры проводятся с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. 

                 С одним из методов коррекции  агрессивного поведения мы познакомимся  более подробно в следующей  главе. Этот метод – изодеятельность.

  1. Возможности изодеятельности для коррекции агрессивного поведения.
 
 

                  Столетиями искусство являлось  для людей источником наслаждения,  но лечение с помощью искусства  – феномен относительно новый.  Термин арт-терапия (art therapy, буквально: «терапия искусством») ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 г.. Вскоре это словосочетание стало применяться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводятся в больницах и центрах психического  здоровья. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать их и давать им оценку.

                  Образы художественного  творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения.

                  Методика арт-терапии базируется  на убеждении,  что внутреннее  «Я» человека отражается в  зрительных образах всякий раз,  когда он рисует, пишет картину  или лепит скульптуру, не особенно  задумываясь о своих произведениях, то есть спонтанно. Хотя Фрейд вполне осознавал, что бессознательное проявляется в символических образах, в своей практике он не пользовался результатами художественного творчества своих пациентов. Зато Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам отражать свои сны, фантазии, мечты в рисунках. Идеи Юнга о существовании персональных и универсальных символов и о возможности использования силы воображения в терапевтических целях оказали глубокое влияние на тех, кто занимается арт-терапией в настоящее время.

                 Термин «арт-терапия» в нашей стране стал использоваться сравнительно недавно. У нас его используют как лечение  основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством.

                  Изобразительное творчество может способствовать достижению следующих целей:

  • Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам. Работа  над рисунком, картинами, скульптурами является безопасным способом  «выпустить пар» и разрядить напряжение.
  • Облегчить процесс лечения. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
  • Получить материал для интерпретаций и диагностических заключений.

Проработать мысли и чувства, которые человек привык подавлять.

  • Развить чувство внутреннего контроля.
  • Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

                  Кроме описанных эффектов, использование  изотворчества в работе с психокоррекционными  группами  дает и дополнительные  результаты, стимулирует воображение  и помогает разрешать конфликты,  налаживая отношения между участниками. Искусство приносит радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.

                  В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным творчеством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению рисованию. Художественные таланты и специальная подготовка пациентов не играют роли при использовании изотворчества в качестве коррекционного средства. В процессе изодеятельности важен творческий акт как таковой, а так же особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате. Руководители побуждают участников выражать свои внутренние переживания  как можно более произвольно и спонтанно, и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

                  В психоаналитической теории  сублимация описывается как один  из механизмов защиты. «В процессе  сублимации асоциальные импульсы трансформируются (преобразуются) и направляются на стимуляцию иных, социально приемлемых форм поведения, что приводит к компромиссному удовлетворению исходных (первичных) потребностей, являющихся причиной этих импульсов». [ К. Рудестам «Групповая психотерапия» с. 220].

                  Для терапевтов использующих  изотворчество сублимация является  основным понятием, поскольку искусство может одновременно и преобразовать такие чувства, как гнев, боль, тревога, страх и помочь их выразить.

                  Большинство специалистов используют  в своей практике психодинамический  подход, базирующийся  на идеях Фрейда и Юнга. Утверждают, что художественны произведения в символической форме, выражают бессознательные процессы. В процессе изображения своих внутренних переживаний  человек часто приобретает способность и к их словесному описанию. С этой целью руководители стараются создать в группе атмосферу дружелюбия, которая побуждает участников воздерживаться от критических суждений. Кроме того, они всячески поощряют  возникновение у участников свободных ассоциаций во время творчества.

                  Одним из особенно популярных  приемов является совместное  рисование. Каждый участник изображает  на одном общем листе или  стене все, что приходит ему в голову. Или же каждый вносит свой вклад в тему, которая была выбрана группой. Участникам предлагается комментировать все, что у них получается, а терапевт помогает наладить контакт между собой.

                  Один из психодинамических подходов  был разработан Дж. Вассимусом в 1968 г., который назвал его «синаллактическим методом создания групповых образов». Главное достоинство этого метода состоит в том, что он вовлекает всех членов группы в работу одного из них.

                  Приверженцы гуманистических позиций рассматривают изодеятельность как возможность для развития «творческой мускулатуры».

                  Основное значение придается активности членов группы при работе с предложенным материалом, самому творческому процессу, а не смыслу того, что получается в результате.

                   Джейни Райн является представителем  гуманистического направления. Идея  его программы состоит в том,  что, сконцентрировав внимание  на своих внутренних ощущениях,  каждый может определить то  направление, которое процесс его самовыражения примет сам по себе, а не в связи с необходимостью решить какую-то проблему.

                  Элейн Рапп отмечает, что перспектива  заняться рисованием часто вызывает у членов группы тревогу, уровень которой можно снизить, если каждый очередной опыт такого рода представлять, как возможность сделать то, что задано заранее.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)