Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

                В зависимости от конкретных  условий воспитания и отношений,

складывающихся  у ребёнка с взрослыми, на первый плен могут выступать одни или  другие мотивы, подчиняя себе остальные. Различные по своему содержанию мотивы выступают и в различных типах деятельности ребёнка-дошкольника.

                  Большой интерес представляет  вопрос возникновения специфических  мотивов ролевой игры и их  соподчинений. «Всякая ролевая игра  полна конфликтов, которые вступают  между собой мотив выполнения  взятой на себя роли и всевозможные непосредственные побуждения, возникающие по ходу игры»[13. с 299].

                  В дошкольном возрасте начинают  усваиваться первые этические  оценки, на основании которых  происходит разделение детьми  всех поступков на хорошие и плохие, так же формируются моральные переживания.

                 «Большую роль в старшем дошкольном возрасте начинают играть мотивы самолюбия, соперничества, соревнования»[7. с 261.].

      Таким образом, можно выделить основные изменения личности

ребёнка, возникающие к концу дошкольного возраста:

  1.Возникновение  новых мотивов поступков и  действий (мотивы долга сотрудничества, соревнования и так далее). Все  они вступают в различные соотношения,  образуют сложную структуру, подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

  2.Формируются  первые этические инстанции, на  их основе моральная оценка, которая  определяет эмоциональное отношение  ребенка к другим людям.

  3. Формируется  произвольное поведение и новое  отношение ребенка к себе и  своим возможностям. Овладение умением управлять собой своим поведением и поступками.

  4. Возникает  оценка своих возможностей, мотивируется  наличием или отсутствием своих  умений.

  5. Осознание  общественной значимости труда  взрослых, выделение особых функций  взрослых в отношении ребенка – функций руководства и обучения;  выделение ребенком своего места «маленького» в системе общественных отношений.

                     Здесь необходимо отметить, что  любые личностные изменения происходят  под влиянием окружающей среды.  То есть под влиянием окружающей  ребенка среды может сформироваться  и агрессия .

                     Детская агрессия – явление  специфическое и отнюдь не неизбежное. Появившись, она может принять одну или несколько из 3-х перечисленных ниже форм:

    • Агрессивные действия;
    • Словесная (вербальная) агрессия;
    • Агрессивные мысли и намерения.

И развиваться  в двух направлениях – на себя и  на других

                    Чаще других у дошкольников  встречаются первые две формы  (агрессивные действия и вербальная  агрессия). Но это не значит, что  другие формы и направления  не могут встречаться на практике.

                    Многим взрослым приходилось  сталкиваться с теми, кого называют ужасным ребенком. Это драчуны и забияки, непослушные дети, использующие в своей речи отборную брань и нецензурные выражения и так далее. Но далеко не у всех их поведенческая агрессия является чертой характера. Подобные действия могут быть продиктованы общей живостью или неуживчивостью ребенка. Иногда это реакция на притеснения со стороны других детей или взрослых.

                    Агрессия тесно связана с озлобленностью, нетерпимостью, эгоизмом, жестокостью.  Этот «милый букет» может встречаться у детей избалованных, домашних тиранов, считающих, что все окружающие должны беспрекословно подчиняться им, удовлетворять их малейшие желания. Если другие ребята не разделяют эту точку зрения в ход идет агрессия. Сходное сочетание черт может появиться у детей, чьи родители используют жестко авторитарный стиль взаимодействия с другими членами семьи: кричат, требуют неукоснительного выполнения своих указаний, за провинности жестко наказывают, в раздраженном состоянии не стесняются в выражениях. Под воздействием жестко авторитарных методов воспитания дети с мягким характером становятся покорными, боязливыми, в них развивается угодничество. У детей же с достаточно сильной нервной системой и развитой волей формируется агрессия. У дошкольников еще нет возможности противостоять насилию, и, как результат, появляется агрессия, направленная на других детей, таких же, как они сами.

                 Агрессия может выражаться не  только в действиях, но и  в словах. Слово причиняет боль  ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Всему этому дети научаются в дошкольном возрасте. Двухлетний ребенок может произносить ругательства, но делает это неосмысленно, не понимая буквального значения сказанной фразы. Дети 3 – 4 лет уже выражают бранью свои агрессивные намерения.

                 К разряду плохих слов, прежде всего, относят угрозы. Они направлены на формирование у другого существа страха, растерянности и раскаяния. К сожалению, от выражений «больше не играю» и «больше не дружу» дошкольники быстро переходят к формулировкам, содержащим большую долю агрессии: «Сейчас как дам! Убью! Ты у меня получишь!». Эти угрозы могут показаться смешными в устах детей 3 – 6 лет. Но за ними стоит реальная ненависть, которую испытывает маленький человек. И возникает она не из ничего, не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни. Кажется, ну что тут такого? Поссорились детишки, скоро помирятся. Ан, нет! В подобной перебранке они получают опыт нагнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной, переходит в черту характера.

                Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. Дошкольники чрезвычайно изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты. Далеко не всегда они носят безобидный характер. Иногда через них дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие. За этим стоит желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Некоторых детей буквально изводят дразнилками, повторяя их снова и снова. Причем делают это обязательно публично, чтобы больнее ранить свою жертву.

                 У детей 3 – 6 лет есть еще одна особенность: дошкольники легко подхватывают услышанные выражения. И вот на какого-нибудь малыша начинается настоящая «облава». Ему шагу не дают ступить, чтобы не унизить тем или иным способом. Круг привычного общения превращается в стаю озлобленных преследователей. Причем большинство ребят делают это беспричинно, не зная, с чего все началось, просто повторяя чужие слова и действия. Так появляется в коллективе ребят враждебность, озлобленность, которая индуцируется и многократно умножается членами детского коллектива. Ребята узнают разящую силу слова, на практике знакомятся со своеобразной убийственностью негативно настроенного общественного мнения.

                 Еще одну группу плохих слов  составляют бранные выражения  и оскорбления. Степень агрессии  ребенка, прибегающего к их  использованию, максимальна. Среди  примеров словесной агрессии  есть традиционно детские, а  есть и явно заимствованные из репертуара взрослых. Матерная брань, армейский жаргон, лексика американских боевиков – все идет в ход, когда малыш рассержен. Эти выражения используются детьми точно по назначению, хоть и копируются с разговоров взрослых. Правда, это еще не автономная речь алкоголиков, бомжей и наркоманов, дошкольники не всегда знают значение использованных слов, но личностный смысл подобных выражений просматривается достаточно отчетливо. И состоит он в том, чтобы нанести оскорбление, унизить другого.

                Агрессия ребенка выражается  не только словами, но и интонацией. Вызывающий тон, например, такой  же признак агрессии, негативного  настроя, негативного отношения  к человеку, как и оскорбительные  фразы. 

               Жестокое обращение с братьями нашими меньшими, чаще всего является своеобразной формой замещения других видов агрессии. Если ребенка ругают за грубые слова, наказывают за участие в драках и потасовках, требуют неукоснительного, уважительного отношения к взрослым, даже когда те бывают не правы, то агрессия вполне может трансформироваться в ненависть ко всему живому. По началу малыш может безжалостно рвать траву, топтать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников. И если, своевременно не обратить, внимание на эти формы поведения дошкольников, они вполне могут перерасти в нечто большее – желание причинять боль и страдания тем, кто не в состоянии постоять за себя сам. Прежде всего, в их число попадают животные.

                 Однако не следует путать врожденный  интерес малышей к разнообразным представителям животного мира с агрессивным поведением. Если ребенок силой удерживает у себя кошку, собаку, другую зверюшку, то это еще не говорит о его агрессивных намерениях. Ребенок хочет выразить свою нежность, приласкать животное. А как это сделать, если оно вырывается из рук, стремится скрыться в неизвестном направлении? Ребенок вполне может оторвать ножки у кузнечика с единственной целью – а что он будет делать дальше. Но если после соответствующих объяснений со стороны взрослых дошкольник продолжает свои жестокие эксперименты, то это может свидетельствовать об агрессии с его стороны, нежели о простом любопытстве.

                Случаи аутоагрессии (направленной  на себя) не так уж редки  в дошкольном детстве. Чаще  всего наказание себя, причинение себе боли – это реакция на собственные неудачи, действия и поступки, которые могут вызвать неудовольствие у окружающих. Они не возникают самопроизвольно, а являются усвоенными формами агрессивного поведения. Скорее всего, детей, практикующих аутоагрессию, достаточно серьезно наказывали в раннем детстве. Но не жестокость наказаний – причина подобного поведения. Оно возникает под влиянием психотравмирующих воздействий: разгневанности взрослых, их яростного недовольства своими детьми. Крики, искаженные ненавистью лица родных, их разъяренность и гнев пугают детей. Панические настроения, страхи детей, могут стать настолько сильными, что дошкольники начинают наказывать сами себя, как бы опережая реакции взрослых и предупреждая их.

                Гнев близких людей в ответ на промахи и ошибки детей запечатляется в психике ребенка и становится стимулом аутоагрессии. Во всех случаях, когда ребенок терпит фиаско, сталкивается со своей неспособностью соответствовать предъявленным ему требованиям, он прибегает к самонаказанию. Эта тенденция может стать чертой характера в школьном возрасте, особенно у детей самолюбивых, подходящих к себе с завышенной меркой.

                 Другой причиной аутоагрессии может быть сверхвысокая эмоциональная чувствительность. Вид чужого страдания и слез для таких людей просто непереносим. Такие дети страшатся стать причиной чужого страдания. Если же по неосторожности или в сильной запальчивости они наносят физический ущерб кому-то, то сами переживают в несколько раз сильнее пострадавшего. Здесь-то и проявляются случаи самонаказания. Но не так страшно то, что ребенок причиняет себе физическую боль, как то, что подобные действия сопряжены с сильнейшим чувством вины, раскаяния и последующей за ними депрессией.

                О том, что способствует формированию агрессивного поведения, мы оговорим дальше. 

 

     

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Детерминанты, способствующие формированию     агрессивного поведения. 

    3.1. Генотипическая  предрасположенность. 

           Биологические и психологические процессы, лежащие в основе агрессивного поведения индивида, могут оказывать свое  влияние до момента его рождения.

          Одним из способов подтверждения биологической основы поведения человека является доказательство того, что люди, обладающие аналогичными биологическими характеристиками, ведут себя сходным образом. То есть, если люди, имеющие одинаковые гены, проявляют и одинаковые особенности в поведение, можно считать подобное поведение  наследственным. Кроме того, любая характерная черта, имеющая наследственный характер, наиболее ярко будет проявляться  у ближайших родственников: например, у близнецов будут более схожие наследственные характеристики, нежели у двоюродных братьев и сестер. Подобным же образом однозиготные близнецы должны быть более похожими друг на друга, нежели двухзиготные.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)