Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

            Сторонники поведенческого подхода (бихевиаристы) опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов.

            Наиболее известный представитель этого подхода Арнольд Басс определяет агрессию как реакцию, в результате которой, другой организм получает болевые стимулы.

           Рассматривая агрессию, Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как « характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными» [    ],сюда относятся: импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость.

           Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает 3 дихотомии:

      • Физическая-вербальная;
      • Активная-пассивная;
      • Направленная-ненаправленная.

                 Другим известным представителем поведенческого подхода является А. Бандура (1961). Он утверждал, что для возникновения агрессии не достаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания.

                 Так имперические данные свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий.

                  Многие сторонники этого подхода вычленяют различные формы и типы агрессии. Так Фишбах (1964) видит основную разделительную черту между различными типами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии: инструментальный или враждебный. Враждебная агрессия направлена на причинение боли и ущерба жертве. Инструментальная – направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не служит этой целью, хотя и не обязательно избегается.

                  Другим разделением категорий агрессии может служить деление на прямую и косвенную агрессии (по Басу). Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против нее, например, распространяется клевета, или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов- заменителей, представителей «круга» жертвы.

                  Есть и другие формы деления, например, на агрессию групповую и индивидуальную.

                 Психопатология интересуется садистскими агрессиями, она рекомендует деление в зависимости от степени связи между агрессивными и сексуальными импульсами, которые, в случае необходимости можно с достаточной объективностью получить в ходе физиологических измерений в лаборатории.

                 Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, знать его феноменологию, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

                 Познавательный компонент заключается  в ориентировке, которая требует  понимания ситуации, видения объекта  для нападения и идентификации  своих «наступательных» средств.

                 Исключительно важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния. Здесь, прежде всего, выделяется гнев. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния-при подготовке агрессии, в процессе  

ее осуществления  и при оценке результатов – переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всегда гнев приводит к агрессии. Более того, совсем не верно было бы считать каждый гнев, провоцирующим агрессию. Существует «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели.

                 Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением, которого является – садизм.

                 Серьезное значение имеет и такой компонент агрессии, как ее волевая сторона. Причем в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность и смелость. Дело в том, что агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует выше названных волевых качеств.

                 В 70-е годы бихевиаристы представляли свои концепции в новом освещении. Речь идет о теории социального научения. Эта теория делает особый упор на то. Что многие наши действия формируются под влиянием социальной среды.

                 Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию, как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт. Вместе с тем, это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

                 Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаённым», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

                 Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным, переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чём-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость. Агрессивные действия выступают в качестве:

        • Средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
        • Как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
        • Как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

                 Что касается агрессивного поведения, то, на мой взгляд, это не прирождённая биологическая реакция (за исключением неконтролируемых действий, совершаемых невменяемыми лицами), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

                 Таким образом, интересно узнать, в каких условиях, как и почему проявляется агрессия у детей. Об этом пойдет речь в следующем пункте данной работы.

               

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности проявления агрессивного

поведения у детей 5-6 лет. 

                  Не редко приходится слышать  от огорченных родителей: «Такой хороший был мальчик, а сейчас страшный драчун! В детском саду его только и ругают!». Как правило, эти жалобы вполне обоснованы. Такие превращения встречаются достаточно часто. Почти в каждой группе детского сада, по крайней мере, один, а то и больше таких ребят. Откуда же они берутся?

                  Уже в возрасте 2-х – 3-х лет возможны проявления настоящей агрессии, причинами которой чаще всего являются конфликты с родителями, в 4 – 6 лет причиной агрессии чаще всего выступают ссоры.

                   Реан А. А. предлагает не  идентифицировать понятие «агрессия»  и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что « агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» []. «Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [      ].

                    Таким образом, можно сделать  вывод: если агрессия – это  действие, то агрессивность –  готовность к совершению таких  действий.

                    Агрессия, как правило, не возникает  неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и так далее).

                    Различные особенности среды,  в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.  Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и так далее, уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветриваемой комнате. Кроме того, большую роль в проявлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека (его готовность к агрессии). Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус-контроля, люди, со сниженным и повышенным самоконтролем, строящие свое поведение по типу «А».

                    Для лиц типа «А» характерны  следующие индивидуальные особенности:  напористость, склонность к соперничеству,  желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности.

                   Далее мы  подробнее остановимся на развитии индивидуальных особенностей, то есть на развитии личности.

                    Обобщая результаты своих исследований, А.Н. Леонтьев дает общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального, фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения». «В дошкольные годы поведение ребёнка завязывает первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, этот период фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [    ].

                    Начало формирования личности, А.Н.Леонтьев связывает с появляющимися в начале дошкольного возраста и развивающимися во всем его протяжении соподчинением мотивов. Анализируя относящиеся к этому вопросу факты, он приходит к заключению, что характерной особенностью различных видов деятельности, возникающих в дошкольном возрасте, является то, что они всё более побуждаются и направляются не отдельными, друг с другом несвязанными мотивами, а системой взаимосоподчинённых мотивов.           

                   Изменения, происходящие в строении деятельности ребёнка дошкольного возраста, Леонтьев считает решающими и связывает с ними всё психическое развитие дошкольника. Большое значение имеет соподчинение мотивов деятельности, как центрального звена формирования личности.

                  Так же важно положение о том, что между ребёнком и взрослыми (социумом) складываются новые взаимоотношения. Они возникают в начале дошкольного возраста, а затем развиваются на протяжении всего этого периода, приводя к образованию таких отношений, которые типичны уже для дошкольного возраста.

                  В раннем детстве взрослые  являются центральным звеном  конкретной ситуации, в которой  действует ребёнок. Ребёнок подражает  взрослому, действует согласно  его указаниям, не выделяя себя  и своё поведение из совместной деятельности. «Ребёнок – дошкольник смотрит на взрослого, как на образец, он начинает действовать «как большой». Поведение ребёнка опосредуется его представлениями о действиях и поведении взрослых людей (их отношением к предметам,  друг к другу)» [ ]. На основе развития нового типа связи между ребёнком и взрослым, когда последний выступает как образец, ориентирующий действия и поступки ребёнка, формируются особенности личности дошкольника.

                 Первичное соподчинение мотивов,  возникает в начале дошкольного возраста, развивается в двух направлениях:

  1. в направлении формирования самого механизма соподчинения;
  2. в направлении усвоения ребёнком новых, более высоких мотивов деятельности.

                В отличие от младших детей,  у старших (5-7 лет) отмечается

преобладание  обдуманных действий над импульсивными  действиями. При выборе большую роль играют мотивы рассудочного характера.  Самообладание, подавление непосредственных желаний, хотя и является ещё трудным, но становиться уже вполне возможным.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)