Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: n**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение.
Глава I. Проблема агрессивного поведения в
современной литературе.
Агрессивное поведение, как психологический
феномен.
2. Особенности проявления агрессивного
поведения у детей 5-6 лет.
3. Детерминанты способствующие
формированию агрессивного поведения.
3.1. Генотипическая предрасположенность.
3.2. Влияние гендера.
3.3. Влияние семьи.
3.4. Влияние социума.
3.5. Негативные факторы окружающей среды.
3.6. Расовая принадлежность.
4. Способы коррекции агрессивного поведения.
5. Возможности изодеятельности, как средства
коррекции агрессивного поведения.
Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике
и коррекции агрессивного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование
агрессивного поведения детей 5-7 лет.
1.1. Методика «Рука».
1.2 Проективная методика «Кактус».
1.3. Наблюдение.
2. Опыт коррекции агрессивного поведения
детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной
деятельности.
З. Результаты опытно-поисковой работы.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.                                                                                    

Глава I. Проблема агрессивного поведения в

               современной литературе.

  1.    Агрессивное поведение, как психологический 

       феномен.

    2.    Особенности проявления агрессивного                 

           поведения у детей 5-6 лет.

    3.    Детерминанты способствующие

           формированию агрессивного поведения.

           3.1. Генотипическая предрасположенность.

           3.2. Влияние гендера.

           3.3. Влияние семьи.

           3.4. Влияние социума.

           3.5. Негативные факторы окружающей среды.

           3.6. Расовая принадлежность.

    4.   Способы коррекции агрессивного поведения.

    5.    Возможности изодеятельности, как средства

         коррекции агрессивного поведения.

Глава II. Опытно-поисковая работа по диагностике                                                                                                                                         

                  и коррекции агрессивного поведения

                  детей старшего  дошкольного возраста.

  1.    Экспериментальное исследование

     агрессивного поведения детей 5-7 лет.

           1.1. Методика «Рука».

           1.2  Проективная методика «Кактус».

          1.3. Наблюдение.

    2.    Опыт коррекции агрессивного  поведения 

           детей 5-6 лет на занятиях по изобразительной

           деятельности.

   З.    Результаты опытно-поисковой работы.

 Заключение.

  Литература.

  Приложение.  

    Введение. 
     

             Агрессия (от латинского «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [Психологически словарь 1997 ].

             Реан А. А. предлагает не  идентифицировать понятия «агрессия»  и «агрессивность». Давая определение  терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба, другому человеку, группе людей или животному. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии» [Реан А. А. 1999 с. 218].

            Таким образом, агрессия это всегда действие, поведение. Следовательно, термины агрессия и агрессивное поведение можно приравнять.

            Год от года растет число  детей с различными трудностями  в поведении. Это происходит  по ряду причин, которые носят социальный или психологический характер.

          На становление агрессивного поведения детей влияют как

внутриличностные  факторы (генотип, гендер, расовая принадлежность), так и различные социальные факторы. Существует так же непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.          

           Детская агрессия проявляется  в нескольких формах:

    • агрессивные действия;
    • вербальная агрессия;
    • агрессивные мысли и намерения.

И развивается  в двух направлениях – на себя и на других.

             В западной психологии тема  агрессивного поведения постоянно  находится в поле зрения ученых. Существует большое количество  теоретических концепций  (этологическая  (К. Лоренц), психоаналитическая (З.  Фрейд), фрустрационная (Д. Доллард, Берковиц, С. Розенцвейг), бихевиаристическая (Басс, А. Бандура, Фишбах)), проводятся многочисленные эксперименты, многие психологические школы пытаются разработать технику коррекции агрессивного поведения.

             За рубежом один из способов коррекции агрессии – арт-терапия. У нас в стране аналогом является метод использования изодеятельности  в лечебных целях, ввел его А. И. Захаров.

             Лебедева Л. Д. так же занимается  разработкой арт-терапевтической  техники для коррекции агрессии детей. Но ее занятия направлены на коррекцию агрессии детей младшего школьного возраста. А тема коррекции агрессивного поведения дошкольников не получила должного внимания в отечественной психологии.

             Таким образом, исходя из возрастных  особенностей  детей, возникла необходимость проанализировать существующие теоретические подходы к формированию и проявлению агрессии у детей дошкольного возраста. И разработать комплекс коррекционных занятий.

             Объектом данной исследовательской работы является агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

             Предметом исследования – коррекция агрессивного поведения         детей 5 – 6 лет на занятиях по изодеятельности.

             Цель исследования – снизить агрессию у детей 5 – 6 лет занимаясь изобразительной деятельностью.

             Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения         детей старшего дошкольного возраста:
    • Определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;
    • Определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;
  2. Дать характеристику современным методам и подходам к коррекции агрессивного поведения старших дошкольников;
  3. Определить роль изодеятельности для коррекции агрессивного поведения детей  старшего  дошкольного возраста;
  4. Разработать комплекс упражнений по изобразительной деятельности, направленный на коррекцию агрессивного поведения детей 5 – 6 лет;
  5. Проанализировать эффективность комплекса занятий для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

                  Гипотезы исследования:

  1. Причины проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста множественны и имеют разный уровень значимости, но наиболее существенными являются специфические появления индивидуального характера, а также  процессы жизнедеятельности в семье и других социальных образованиях.
  2. Эффективность коррекции агрессивного поведения детей 5 – 6 лет может быть выше, если ее проводить в процессе, значимой для этого возраста деятельности – изобразительной.
  3. Если комплекс занятий  по изодеятельности направить:
    • На развитие коммуникативных умений;
    • На снятие напряжения и мышечных зажимов;
    • На развитие и усиление положительных эмоций;
    • На «высвобождение» отрицательных эмоций;
    • На умение найти адекватные формы переживания эмоций (положительных и отрицательных);
    • На развитие умений понимать и осознавать свое настроение.

То агрессивные  тенденции в поведении детей  старшего дошкольного возраста уменьшатся и усилятся адаптивные.

             Проблемой исследования является внедрение коррекционного комплекса занятий по изодеятельности в учебно–воспитательную программу детского сада. Я предлагаю решить ее следующим образом:

    1. Психолог детского сада поводит данный коррекционный комплекс занятий с воспитателями детского сада, давая соответствующие рекомендации для проведения этих занятий с детьми;
    2. Педагоги, в свою очередь, организуют занятия по изодеятельности с детьми, занимаясь с ними один раз в неделю.
 

 

 
 

Глава I. Проблема агрессивного поведения в

современной литературе. 

  1. Агрессивное поведение, как психологический  феномен.
 

    Ввиду того, что на сегодняшний день число  наук, изучающих агрессию достаточно много, значительна их разобщенность  в некоторых вопросах. Это приводит к ряду терминологических различий. Поэтому данную работу я хотела бы начать с рассмотрения понятия «агрессия». Что это такое? Этому вопросу уделяли внимание многие учёные.

            Не случайно до сих пор нет чёткого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термина «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных, захватнических действий.

            Агрессия всегда оценивается резко отрицательно, как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В тоже время имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят, как об энергично – наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается если речь идет о спортивных состязаниях.

            В основе же под «агрессией» понимается вредоносное поведение. Причем в понятие «агрессии» объединяются различные по форме и результатам акты поведения, – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийства.

                  Основные теоретические подходы к изучению «агрессии» могут быть обозначены так:

      • Этонологический подход;
      • Психоаналитический подход;
      • Фрустрационный подход;
      • Бихевиаристский подход.

Естественно, что подобное деление весьма условно, во многих эмпирических исследованиях агрессии, заметно влияние различных подходов  к данной проблеме.

            Рассматривая этонологический и психоаналитический подходы к пониманию агрессии, нельзя не заметить, что в них зримо проявляется биологизаторское понимание агрессии, как враждебного инстинкта.

            Ярким представителем этого подхода является Карл Лоренц (1966), который пишет: «Внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное, инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных. Причины внутривидовой агрессии – сохранение вида»[    ]. Вместе с тем Лоренц допускает возможность регуляции человеческого поведения при помощи воспитания и усиления моральной ответственности людей за свое будущее. Другие исследователи, опирающиеся на работы Лоренца, утверждают, что люди при всем желании не в состоянии осуществлять контроль над проявлениями своей агрессии.

            Концепция фрейдистов очень схожа со взглядами Лоренца и его сторонников. Они так же считают, что агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась.

            Таким образом, психоаналитики рассматривали агрессивное  поведение, как врожденное «…врожденное, не связанное с научением модель   поведения, проявляющаяся у всех представителей данного         вида [    ].

           Развитие взглядов Зигмунда Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии. Согласно этой концепции агрессия всегда есть результат действия фрустратов, то есть непреодолимых барьеров стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности или фрустрации. Фрустрационно-агрессивная теория, разработанная психологами Йельского Университета во главе с Д.Доллардом (1932), утверждает, что агрессия всегда следует за фрустрацией, а случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации. Не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

            Берковиц (сторонник этой теории) отмечает, что агрессия не всегда бывает доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может быть подавлена.

            В конце 30-х годов возникла концепция фрустрации С. Розенцвейга. Он обратился к анализу фрустрационных ситуаций, классификации и типизации реакции на фрустрацию. В результате многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации.

Информация о работе Диагностика и коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)