Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: семьи с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в семьях , имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним относятся родители.
Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями 6
1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями 6
1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения психического развития 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношения 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям, имеющим нарушения интеллекта, и повышения их родительского потенциала 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

     Дополнительной  реакцией может быть попытка переложить ответственность за состояние ребенка на других, растет напряженность в отношениях с окружающими. При этом часто отмечаются эмоциональная неустойчивость и рост уровня тревожности. Утрата произвольного контроля над эмоциями проявляется в невозможности справиться со своим состоянием, навязчивости характера переживаний. Любое, даже малозначительное, событие может привести к утрате контроля. При этом масштаб переживаний несоразмерен событию. Следствием этого становится снижение уровня социальной и психологической компетентности матери, неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях, социальная изоляция [2].

     Третья  фаза родительского стресса —  горевание (Майрамян Р. Ф., 1976; Богданова  Т. Т., Мазурова Н. В., 1998; Чарова О. Б., Савина Е. А. 1999; Котова В. В., 2003; Гуслова М. Н., 2004, и др.). Чувство гнева или горечи может породить стремление к изоляции, но в то же время найти выход в формы «эффективного горевания». Перед необходимостью заботы об аномальном ребенке, специального непрерывного ухода за ним у родителей могут возникать амбивалентные чувства в отношении форм выражения печали. Синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребенка, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, неутихающей боли [2]. Эта стадия характеризуется состоянием глубокой депрессии матери (Богданова Т. Г., Мазурова Н. В., Саломатина И. В.).

     Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка (Майрамян Р. Ф., Богданова Т. Г., Мазурова Н. В., Чарова О. Б., Савина Е. А., Котова В. В., ГусловаМ. Н., и др.). Переориентация энергии позволяет родителям переключить внимание с них самих на реальные проблемы, связанные с воспитанием больного ребенка. Родители в этот период ищут программы и службы, которые могли бы быть полезны для их детей. Они также часто помогают другим семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. На стадии эмоциональной реорганизации родители начинают ценить и любить своего ребенка. Мать понимает, что рождение ребенка с нарушением интеллекта — это факт, с которым нужно смириться. Родители развивают реалистичный взгляд на дефект их ребенка, его роль в семье и приходят к тому, что принимают этот груз и длительные последствия. Здесь мать может переключиться с собственных переживаний на интересы ребенка и выработать оптимальный стиль взаимоотношений с окружением [2]. К этому моменту происходит формирование позитивной установки по отношению к себе у мамы и преодоление социальных стереотипов в отношении ребенка (ШипицынаЛ. М., 2002; Мастюкова Е. М., Московкина А. Г.).

      Неполноценность ребенка влияет на отношения между супругами, отношения между родителями и их здоровыми детьми, а также и на прочие социальные контакты. Это рассмотрение ясно показывает, «как психосоциальные последствия в одной сфере становятся одновременно медиаторами для стрессов в другой сфере, и наоборот [12, с.50].

      После рождения ребенка  с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной  и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных  особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда).

      Это испытание оказывает также деформирующее  воздействие на взаимоотношения  между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод.

      Р.Ф. Майрамян [5], М.М. Семаго [14] указывали на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка, с тяжелыми нарушениями развития. По данным Р.Ф. Майрамяна, 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка[5].

      Не  всегда внешней причиной развода  называется больной ребенок. Чаще всего родители детей, объясняя причину разрыва семейных отношений, ссылаются на испортившийся характер супруги (или супруга), отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.

      Тем не менее, объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием для проверки подлинности чувств как между супругами, так и между каждым из родителей и больным ребенком. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживает такого испытания и распадается, что оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии. Неполные семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, по нашим данным, составляют от 30 до 40%[4].

      В силу этой причины (одиночества матерей, воспитывающих  детей с отклонениями в развитии), а также и других, среди которых  могут быть и генетические (правомерный страх родителей перед рождением еще одного аномального ребенка), некоторые семьи отказываются от рождения других детей. В таких семьях ребенок-инвалид является единственным.

      Есть семьи, в которых  воспитывается еще один или два  здоровых ребенка. В большинстве из них ребенок с нарушениями развития является последним из родившихся. Тем не менее, в таких семьях имеется больше благоприятных возможностей для нормализации психологического состояния родителей по сравнению с объективными возможностями родителей, воспитывающих единственного ребенка-инвалида. Родители, у которых здоровые дети родились после больных или являются одним ребенком из двойни, составляют немногочисленную группу.

      Отношения в семье  могут ухудшаться не только между  супругами. Они могут изменяться между матерью ребенка с отклонениями в развитии и ее родителями или родителями ее мужа. Особенности ребенка трудно принять неподготовленному человеку. Жалость к своему внуку и его матери могут длительное время пронизывать взаимоотношения близких людей. Однако с возрастом силы слабеют: бабушки и дедушки постепенно отстраняются от такой семьи. Иногда со стороны бабушек и дедушек звучат горькие упреки в сторону ребенка с отклонениями в развитии и его матери («Ты виноват в том, что бабушка болеет» или «Ты виновата в том, что у меня нет здоровых внуков» и др.) [4].

      Различен образовательный  уровень родителей. Неверным оказывается  бытующее до сих пор в обществе мнение о том, что «больные» дети рождаются лишь в семьях с низким социальным и культурным уровнем. Согласно нашим данным, свыше 40% родителей воспитанников специальных коррекционных учреждений имеют высшее образование (половину из них составляют матери). Многие родители имеют высокий и очень высокий социальный статус (директора фирм, образовательных учреждений, служащие банков, преподаватели и т. п.).

      Однако часть матерей  в силу сложившихся обстоятельств  после рождения больного ребенка  вынуждены изменять профиль своей  работы или же вообще оставить ее. Уход женщины с любимой работы не только лишает ее заработка, но и изменяет ее социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Таким образом, в лице матери больного ребенка общество теряет квалифицированного специалиста в связи с невозможностью для нее продолжать работу по избранной до рождения ребенка специальности [3].

      Заслуживает внимания также тенденция, проявившаяся у  отдельных матерей, воспитывающих  детей с множественными и выраженными  дефектами развития. В связи с  тем, что проблема воспитания и обучения такого ребенка лишь частично обеспечивается системой государственного образования, отдельные матери находят в себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения, как своего ребенка, так и других детей.

      Длительное изучение проблем, возникающих в семьях воспитанников специальных учреждений, и наблюдение за их разрешением позволяют выделить еще одну особенность, характеризующую социальную позицию значительной части родителей в отношении воспитания, развития и преодоления проблем больного ребенка. Эту позицию можно назвать иждивенческой или безынициативной. Родители считают, что преодолением проблем их ребенка должны заниматься специалисты и сотрудники учреждений, в которых их дети воспитываются, обучаются или продолжительно лечатся и живут.

      Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.

      Согласно литературным данным (В. А. Вишневский, М. М. Кабанов, B. B. Ковалев, Р. Ф. Майрамян, В. Н. Мясищев), соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом [3]. Наблюдения Левченко И. Ю., Ткачевой В. В. свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски [4].

      Безусловно, физическая нагрузка у родителей таких детей  чрезвычайно велика, особенно это касается родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом (постоянная физическая помощь ребенку при его перемещении по дому, еженедельная перевозка ребенка различными видами общественного транспорта из дома в школу и назад при отсутствии надлежащих вспомогательных средств). Трудности, с которыми сталкиваются родители умственно отсталых детей, имеют свою специфику, так как ежедневное сопровождение ребенка в школу (если это не школа-интернат) и домой в большом мегаполисе занимает много времени и в некоторых случаях соответствует во временном отношении целому рабочему дню.

      Тем не менее, при наличии огромной физической нагрузки, которая, несомненно, истощает силы и влияет на соматическое состояние родителей, психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют первостепенную роль. Как известно, «патогенно то переживание, которое занимает значимое место в системе отношений личности к действительности» [20, с. 16]. Для родителей больных детей в первую очередь патогенными являются перечисленные ранее психологические особенности развития их детей: признаки интеллектуального недоразвития, внешнее калечество, двигательные и речевые нарушения. «Шоковые травмы, равно как и пролонгированные травмы, обычно задевают аффектологические регистры психического аппарата и вызывают расстройства в виде эмоциогений» [7,  с. 14]. Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий — все эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией их личности на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма.

      Среди осложнений или  отдаленных последствий перенесенного  стресса некоторые авторы усматривают  возможность изменения нервно-психической  реактивности организма родителей  «вследствие повышения психогенной „ранимости“ даже после однократно перенесенного психогенного заболевания и возможность возникновения резидуальных невротических состояний» [16, с. 12].

      Особо значимым в  данном контексте является воздействие  на отдельных матерей повторных  психотравм, уже не связанных непосредственно  с состоянием здоровья и особенностями  развития их ребенка. К таким травмам  могут относиться как достаточно легкие — конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые — уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубокая. Они как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже. Повторное внешнее воздействие даже другого характера — «второй удар», по А. Д. Сперанскому, — способствует выявлению тех нарушений, которые имели место при прошлых болезненных состояниях, а также следов давних психических травм, не приведших в момент своего действия к развитию болезненных реакций[18].

      Оказывается, что  отзвучавшие системы переживаний  при определенных условиях могут  иметь влияние на переживания  данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности  отключенной системы переживаний  и ее эмоциональная значимость. По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, и то не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и отключается от настоящего, как это имеет место в некоторых случаях у больных неврозами.

Информация о работе Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями