Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: семьи с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в семьях , имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним относятся родители.
Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями 6
1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями 6
1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения психического развития 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношения 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям, имеющим нарушения интеллекта, и повышения их родительского потенциала 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

     Т. Г. Горячева, И. А. Солнцева заключили, что наличие у ребенка отклонений в развитии оказывает существенное влияние на отношение матери к ребенку. Материнское отношение к ребенку с психическими заболеваниями характеризуется дисгармоничностью: сочетание эмоционального отвержения ребенка на неосознаваемом уровне проявляется гиперопекой, повышенным контролем на уровне сознания и поведения [2].

     Таким образом,  анализируя данные представленные в литературе по проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями, мы можем отметить, что в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения, сопровождающиеся часто негативным отношением к ребенку.

      Выводы:

      Рождение  ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них  грузом проблем.

      Семья , в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями психического  развития, находится в условиях психотравматической ситуации; изменяется социальная ситуация , снижается социальная активность членов семьи, матери часто концентрируют свою жизнь на ребенке . увольняясь с работы.

      Реакция родителей на дефект ребенка  вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости  от степени выраженности стресса  и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. У большинства родителей во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. Они не уважают интересов ребенка и его личности 

 

      Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских  отношения  
 

2.1 Программа исследования  
 

     Рассмотрев  особенности родительского отношения  в семьях, воспитывающих ребенка с психическими нарушениями, мы разработали программу эмпирического исследования,  цель которой выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

     Объект  исследования: семьи с ребенком, имеющим  интеллектуальные нарушения.

     Предмет исследования: особенности  родительского отношения в семьях ,  имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..

     Гипотеза  исследования. Мы предполагаем, что , чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к нему относятся родители.

     Задачи  исследования:

      1. Установить  психологический тип, родителей детей интеллектуальными нарушениями;
      2. Определить воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии
      3. Определить проблемы семей воспитывающих ребенка с нарушением  интеллекта;
      4. Разработать рекомендации по оптимизации родительских отношений в семьях с ребенком , имеющим интеллектуальные нарушения.
 

      База исследования: Детский  дом- интернат №8 для умственно  отсталых детей. Выборку составили  20 семейных пар, имеющих детей с нарушением интеллекта.

      Исследование проводилось  среди родителей детей с тяжелым  нарушением интеллекта, которые проживают в интернате возраст детей от 10 до 17 лет.

      Для проведения исследования мы использовали следующие методики:

      1. Анкета «Психологический тип родителя» (B. B. Ткачева);
      2. Методика «История жизни с проблемным ребенком»;
      3. Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (B. B. Ткачева)
 

      Описание  методик  

      Анкета  «Психологический тип  родителя» (B. B. Ткачева).

      Анкета  состоит 21 суждений (Приложение 1), с которыми родителям следует согласиться или не согласиться. Обработка производится по ключу. Для определения психологического типа родителя необходимо подсчитать сумму баллов в каждой из колонок: психосоматический тип родителя, невротичный тип родителя, авторитарный тип родителя

      Доминирующий  психологический тип определяется по наибольшей сумме утвердительных ответов (+), полученной в одной из колонок.

      Анкета  «Определение воспитательских  умений у родителей  детей с отклонениями в развитии» (B. B. Ткачева)

      В анкете содержатся вопросы, которые  помогают определить способности как воспитателя своего ребенка. Родителям предлагают прочитать каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к ним (Приложение 2).

      Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам.

      Шкала «Эмоциональное принятие — отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов.

      Ответы  на вопросы с 9-го по 17-й соответствуют  шкале «Рациональное понимание — непонимание проблем ребенка».

      В вопросах с 18-го по 24-й раскрывается содержание шкалы «Адекватные — неадекватные формы взаимодействия».

      Методика  «История жизни с  проблемным ребенком». Методика «История жизни с проблемным ребенком» является вспомогательным диагностическим инструментарием, с помощью которого удается уточнить основную проблему, волнующую конкретного родителя, и характер его субъективных переживаний по этому поводу.

      Родителя просят изложить в письменном виде проблемы, связанные с особенностями развития больного ребенка, или описать любые другие, на возникновение которых в той или иной степени, по мнению родителя, повлиял дефект ребенка (Приложение 3).

      Такой подход, во-первых, позволяет родителю открыто высказать свою боль и  сомнения, а во-вторых, дает возможность  психологу установить необходимый  уровень «обратной связи» с родителем. Для достижения полного взаимопонимания и открытости родителя ему сообщается о том, что изложенная им информация строго конфиденциальна и служит для определения проблем семьи с целью их разрешения.

      Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева) 

      Эта методика является адаптированным вариантом теста «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера. Мы модифицировали эту методику в соответствии с задачами исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В новом варианте эта методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или непозитивный). В связи с этим испытуемый заполняет три бланка: «Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время».  

      Методика  «Моя семья» проста и удобна в пользовании. Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Размер диаметра кругов 110 мм. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними (Приложение 1)

      Критериями  оценки служат:— определение членов семьи, т. е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и  очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);

      — пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений между членами семьи;

      Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:

      1) в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;

      2) в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;

      3) в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.

      Размер  кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый — ребенок; старейший член семьи — другие лица.

      Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни  позволяет определить структуру  семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком. Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.

      2.3 Анализ результатов исследования 
 

      Результаты исследования психологического  типа родителей у отцов и матерей детей с нарушением интеллекта приведены в таблице 1.

      Таблица 1

      Результаты  исследования ведущего психологического типа родителя у 

Родитель Психосоматический Невротичный Авторитарный
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Отец 5 25 8 40 7 35
Мать 4 20 10 50 6 30
 

      В ходе исследования было установлено, что у 25% отцов и 20% матерей ведущий родительский тип  авторитарный  (импульсивно-инертного). Эта группа родителей характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны (советам родственников или специалистов). У них сформировано стойкое желание найти выход из создавшегося положения, как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом вытеснения негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка. Родителям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.

      В отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать достаточно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности или отстраненности от его проблем. Поведение таких родителей может перерастать иногда и в неприятие индивидуальности ребенка в целом. Многим из авторитарных родителей свойствен неравномерный характер применения воспитательных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, избиение). При этом сами родители не испытывают никаких угрызений совести. Такая форма взаимодействия с ребенком становится причиной возникновения тиков, энуреза (иногда и энкопреза), формирования пониженной самооценки у ребенка. Авторитарные родители часто выдвигают нереальные требования к своему ребенку, не соответствующие его возможностям.

      Другая  часть этой категории родителей  проявляет тенденцию к отказу замечать особенности в развитии ребенка. Они считают, что специалисты завышают требования к их ребенку, в то время как его недостатки лишь характеризуют своеобразие индивидуального развития. «Не все дети одинаковые» или «Ну не всем же быть учеными»— считают они. Такие родители излишне опекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких родителей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личностные жизненные установки (вопреки мнению значимых для родителей лиц) не позволяет им увидеть реальные перспективы развития ребенка.

      40% отцов и 50% матерей являются родителями невротичного  (тревожно-сензитивного)  типа .Этому типу родителей свойственна пассивная личностная позиция, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!» У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние.

Информация о работе Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями