Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: семьи с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в семьях , имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним относятся родители.
Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями 6
1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями 6
1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения психического развития 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношения 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям, имеющим нарушения интеллекта, и повышения их родительского потенциала 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИОРЖЕНИЯ…………………………………………………………………..47

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Детско-родительские отношения в семьях детей с  психическими нарушениями представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация аномального ребенка напрямую зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений умственно отсталого ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта.

      Однако Л. С. Выготский подчеркивал,  что особенности взаимоотношения  психически больных  детей с окружающими, как вторичные осложнения основного дефекта, в большей степени поддаются коррекции, чем первичные нарушения. Более того, отношения анамального ребенка с окружающими Л. С. Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности, «ибо из коллективного поведения, из сотрудничества ребенка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции» [1. с. 12], от исхода социальной компенсации, то есть конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности . Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна.

      Анализ  отдельных проблем семьи ребенка  с нарушением психического развития изложен в трудах С .Д. Забрамной,; А.И. Захарова; И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой; И.И. Мамайчук, ВЛ Мартынова, Г.В, Пятаковой, Е.М. Масткжовой, ПА. Мишиной, АЛ Раку, М.М. Семаго, А.С. Спиваковской  и др.

    Исследователи отмечают, что очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея взаимного влияния родителей и аномального ребенка. С одной стороны, родительское отношение может вызвать различные вторичные нарушения у ребенка, а с другой — детская психопатология приводит к различным искажениям родительского отношения.

     Объект  исследования: семьи с ребенком, имеющим  интеллектуальные нарушения.

     Предмет исследования: особенности  родительского отношения в семьях ,  имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..

     Гипотеза  исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним  относятся родители.

     Цель  исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

     В соответствии с поставленной целью  и выдвинутой гипотезой, предстояло решить следующие задачи исследования:

    1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
    2. Определить особенности семей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями, и особенности  взаимоотношений в ней;
    3. Изучить  особенности родительского отношения в семьях детей с интеллектуальными нарушениями.
    4. Разработать рекомендации по оптимизации родительских отношений в семьях с ребенком , имеющим интеллектуальные нарушения.

      Для проведения исследования использовался комплекс методов:

       1. Теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы по проблеме исследования.

      2. Эмпирические: тестирование , опрос, наблюдение

      3. Методы качественной и количественной обработки данных:

      База исследования: Детский  дом- интернат №8 для умственно  отсталых детей. Выборку составили  20 семейных пар, имеющих детей с нарушением интеллекта.

      Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов для  оптимизации психологической помощи семьям,  воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

 

       Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями  

      1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями  

      Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

      Ребенку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти  в семейном окружении, в атмосфере  счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей [26].

        Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:

    1. рождение и воспитание детей;
    2. осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
    3. удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
    4. создание условий для развития личности всех членов семьи;
    5. удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
    6. удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
    7. удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
    8. охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций[23].

      Левченко И. Ю., Ткачева  В. В. отмечают, что практически все  функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений в подобных семьях свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами[4].

      В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

      Качественные изменения  в таких семьях проявляются на следующих уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

      Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Первое, что приходится совершить семье, — это принять диагноз. В своей обзорной статье Штеги говорит о том, что сообщение диагноза «вызывает шок и личностную дезинтеграцию у родителей» [12,с.15] За этим следует процесс, состоящий из фаз отрицания, приписывания вины, агрессии, ярости и печали, что напоминает совладание с диагнозом у тяжело и смертельно больных людей. На самом деле, как считает Троут, многие родители, когда у них появляется новорожденный ребенок с какой-либо недостаточностью, печалятся об утраченном ребенке, а именно о ребенке, которого они себе воображали. Троут подчеркивает значимость процесса печали, так как лишь после этого родители могут сформировать более сильную эмоциональную привязанность к своему ребенку. Это социально-эмоциональное отношение является важной предпосылкой для редукции нарушения у ребенка.

       Достаточно остро стоит вопрос об установлении контактов с семьями, имеющими детей с отклоняющимся развитием. Негативные переживания родителей, длительный период горевания вызывают у них желание избежать социального осуждения, грубости, черствости от окружающих. Родители стремятся найти удобный вариант противостояния возникающим трудностям. Это защитно-оборонительное поведение проявляется в двух формах: агрессивно – обвиняющим, либо пассивно-отрицательным. Эти модели поведения можно расценить как психологическую защиту.

     Родители, чьи действия расцениваются как  агрессивные стремятся найти  выход из сложившейся ситуации, для  них характерна активная жизненная  позиция, но при этом наблюдается  склонность к внешнеобвинительным  реакциям. Желание найти оптимальный путь реабилитации собственного ребенка диктует отбор специалистов и технологий помощи ребенку, при этом повышается уровень требований к специалистам, а зачастую и перекладывание ответственности за результаты. Но дети, к сожалению не получают должной любви и ласки от родителей. К ним родители холодны, эмоционально черствы и достаточно требовательны. Матери и отцы не сдерживают гнев и раздражение к ребенку, неадекватно оценивают его возможности. Таким образом, этот тип родителей рационализирует (формализует) свою жизнь, так спасаясь от негативных переживаний и психотравмирующих обстоятельств [12, с.165].

     Родители  с пассивной жизненной установкой отличаются стремление уйти от осуждения, глубоко переживают различные неурядицы  жизни, излишне ограждают ребенка от трудностей, потакают его сиюминутным желаниям, тем самым лишая ребенка собственного опыта жизни, лишая его самостоятельности. Семья родителей подобного типа представляет собой закрытую структуру. Родители ведут уединенный образ жизни, отстраняясь и спасаясь бегством от негативной информации, от осуждений их несостоятельности (материнской, отцовской, родительской). Чаще всего эмоциональный фон в семье отрицательный. Напряжение от физической, моральной, эмоциональной усталости сказываются на соматическом и психологическом состоянии родителей и детей. Чаще всего это ипохондрические состояния, апатичность, эмоциональное выгорание. В целом наблюдается проявление таких психологических механизмов защиты как подавление,  замещение и вытеснение.

     Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка [4].

     Личностное  состояние матери имеет определенную стадиальность, связанную с динамикой  родительского кризиса, описываемого многими исследователями. Эта стадиальность  раскрывает действие различных механизмов адаптации к ситуации «особого» материнства.

     На  первой стадии — эмоциональной дезорганизации преимущественные состояния и реакции  матери: шок, растерянность, беспомощность, страх (Майрамян Р. Ф., 1976; Богданова Т. Т., Мазурова Н. В., 1998; Чарова О. Б., Савина Е. А., 1999; Чарова О. Б., 2003; Котова В. В., 2003; Гуслова М. Н., 2004 и др.). Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. Матери испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности, рассматривая себя как ответственных за произошедшее, они испытывают неослабевающее чувство вины, усиливается самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой. Чувство вины зачастую перерастает во всепоглощающие страдания и переживания по поводу поступков и ошибок, приведших, как они считают, к заболеванию ребенка. Чувство вины может также вызвать преувеличенную родительскую заботу [2]. Сопоставление действительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается в субъективное ощущение личной неадекватности. И здесь велика опасность в формировании негативного мироощущения, которое становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектр наличествующих негативных ощущений [24].

     Вторая  стадия или фаза рассматривается  исследователями как период негативизма  и отрицания (Майрамян Р. Ф., 976; Богданова  Т. Т., Мазурова Н. В., 1998; Чарова О. Б., Савина Е. Л., 1999; Исаев Д. Н., 2002; Котова В. В., 2003; Гуслова М. Н., 2004, и др.). Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корректирующих мероприятий. Отрицание болезни родителями играет защитную функцию. Частая реакция на поставленный врачом диагноз — это просто неверие в существование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистов в этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен. Родители могут отрицать наличие отставания в развитии и верить, что лечение или какой-то тип терапии решит проблему. На этой стадии развивается так называемое «копинг-поведение»: это бесчисленные консультации, начиная с медицинских светил и заканчивая различными знахарями и целителями. Такая погоня за «чудесным средством» искажает восприятие реальной ситуации, мешает адекватной адаптации родителей к факту рождения аномального ребенка [2].

Информация о работе Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями