Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 17:48, доклад
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к концу 2007 г. составило 726,7 тыс. чел. (в 2000 г. – 667,6 тыс. чел.). Сокращение сиротства детей, в первую очередь социального сиротства при живых родителях, обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, определяется политическим руководством страны как приоритетная задача.
«Право ребенка на семью»
Программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Системная долговременная программа
Обоснование актуальности решаемых проблем
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к концу 2007 г. составило 726,7 тыс. чел. (в 2000 г. – 667,6 тыс. чел.). Сокращение сиротства детей, в первую очередь социального сиротства при живых родителях, обеспечение семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, определяется политическим руководством страны как приоритетная задача.
При этом основной объем полномочий в части выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их дальнейшего устройства и социальной поддержки, профилактики семейного неблагополучия, ведущего к социальному сиротству, находится в ведении субъектов Российской Федерации и нередко делегирован на муниципальный уровень.
При этом отсутствует комплексный межведомственный подход в организации работы по профилактике сиротства детей и развития форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.
Цель программы
Системные изменения в субъекте Российской Федерации в организации работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.
Создание программно-целевых механизмов, направленных на сокращение числа лишений родительских прав, выявление семей риска, их социальное сопровождение и реабилитацию.
Мотивирование регионов к созданию и тиражированию новых эффективных технологий.
Целевая группа, на которую направлена деятельность по программе
Социально неблагополучные семьи.
Родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Граждане, изъявившие желание принять на воспитание детей-сирот.
Семьи, принявшие на воспитание детей-сирот.
Возможные направления действий в рамках программы
Программа предусматривает
осуществление на межведомственной
основе проведение комплекса последовательных
мероприятий, включающих в том числе:
своевременное выявление семей в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организацию комплексной работы с ними для предотвращения дезорганизации семьи и возможного лишения родителей родительских прав;
профилактику отказов от детей в родильных домах, оставления детей в детских больницах;
использование новых
методик профилактики лишения родительских
прав, включая более широкое
максимально активную деятельность по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к социальным услугам (необходимое число учреждений и специалистов необходимой квалификации – психологов, социальных работников, юристов, социальных педагогов и пр.);
формирование четкой
системы органов и
включение в работу служб занятости, дошкольных учреждений, при необходимости – лечебных учреждений (лечение от алкоголизма и наркомании);
разработку эффективных методик работы с семьями;
оказание семьям необходимой социальной помощи, включая помощь в трудоустройстве;
более широкое использование
ограничения родителей в
максимально возможное
семейное устройство детей, оставшихся
без попечения родителей (непосредственно
после выявления таких детей,
а также детей, уже воспитывающихся
в интернатных учреждениях): привлечение
к процессу граждан, согласных принять
детей на воспитание, но не предпринимающих
для этого активных действий, подготовка
семей к принятию ребенка на воспитание
(психологическое тестирование и
выявление мотивации
подготовку и последующую реструктуризацию интернатных учреждений, включая их перепрофилирование, переподготовку персонала, программы трудоустройства высвобождающихся работников;
создание эффективной системы управления процессом, обеспечение межведомственного подхода в работе с семьей на всех этапах, обеспечение доступа семей к необходимым социальным услугам
География программы
2009 г . – 10 субъектов Российской Федерации;
2010 г . – 20 субъектов Российской Федерации;
2011 г . – 30 субъектов Российской Федерации.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Положительная динамика
показателей социального
Формирование моделей межведомственных связей и комплексных подходов к решению задачи.
Оптимизация системы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание социальных служб нового типа. Реформирование управленческих структур.
Финансирование программы
Объем затрат на реализацию программы субъекта Российской Федерации зависит от:
численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации;
числа лишений родительских прав и ограничений в родительских правах;
потребности в кадрах
социальных работников, психологов, юристов,
работников органов опеки и
стоимости открытия, оборудования и эксплуатации (в случае необходимости) новых центров помощи таким семьям;
затрат на оказание социальной поддержки семьям.
Предельная сумма софинансирования Фондом программы в одном регионе составляет не более 50 млн. руб. в год.
Срок софинансирования программы субъекта Российской Федерации Фондом составляет не более 4-х лет.
Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основан на:
Приоритетных направлениях деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2008–2010 годы (утверждены решением попечительского совета Фонда, протокол заседания от 16 октября 2008 г. № 1);
Положении о конкурсном отборе программ субъектов Российской Федерации в области поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (утверждено решением правления Фонда, протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2);
Порядке и условиях предоставления грантов и выделения денежных средств на выполнение мероприятий программ и проектов по проблематике Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с осуществляемыми Фондом видами деятельности (утверждены решением правления Фонда, протокол заседания от 23 декабря 2008 г. № 2).
Программа будет
выполняться посредством
Средства на реализацию мероприятий программ субъектов Российской Федерации выделяются в пределах объемов финансовых средств программы Фонда, утвержденных бюджетом Фонда на соответствующий финансовый год.
Направление финансовых
средств осуществляется на основе соглашения
Фонда с органами исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
и по соответствующим договорам,
заключенным с
Фонд имеет право
на корректировку объема выделенных
средств и перераспределение
финансирования по мероприятиям программы
субъекта Российской Федерации, а также
корректировку перечня