Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 21:15, реферат
Вопрос одаренности является одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии. Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители на протяжении столетий. Однако, именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше общество ощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей. Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.
Введение.
1. Понятие одаренности.
2. Виды одаренности.
3. Психологические особенности одаренного ребенка.
4. Поведенческие особенности одаренного ребенка.
5. Проблемы одаренного ребенка в семье.
Заключение.
Федеральное агенство по образованию
Государственное Общеобразовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Карельский
Государственный Педагогический Университет
Кафедра физического и психического здоровья ребенка.
Факультет
дошкольной и социальной педагогики
и психологии.
ОДАРЕННЫЙ
РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
Выполнила:Щелканова Э.Г.
Преподаватель:
Сидловская О.П.
Петрозаводск
2010
Содержание:
Введение.
1. Понятие одаренности.
2. Виды одаренности.
Введение.
Вопрос одаренности является одним из наиболее интересных и загадочных в педагогике и психологии. Проблемой одаренности интересовались педагоги, психологи, родители на протяжении столетий. Однако, именно в настоящее время наблюдается значительный рост и развитие новых технологий, а поэтому возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Можно говорить о том, что сегодня наше общество ощущает нехватку творческих, обладающих нестандартным мышление личностей. Одаренного же, талантливого человека, в свою очередь, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.
Особенности,
присущие одаренным, обогащают нашу
жизнь во всех ее проявлениях и делают
их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых,
одаренных отличает высокая чувствительность
во всем, у многих высоко развито чувство
справедливости; они способны чутко улавливать
изменения в общественных отношениях,
новые веяния времени в науке, культуре,
технике, быстро и адекватно оценивать
характер этих тенденций в обществе. Вторая
особенность - непрекращающаяся познавательная
активность и высоко развитый интеллект
дают возможность получать новые знания
об окружающем мире. Творческие способности
влекут их к созданию новых концепций,
теорий, подходов. Оптимальное сочетание
у одаренных детей интуитивного и дискурсивного
мышления (в подавляющем большинстве случаев
при доминировании первого над вторым)
делает процесс получения новых знаний
весьма продуктивным и значимым. В-третьих,
большинству одаренных присущи большая
энергия, целеустремленность и настойчивость,
которые в сочетании с огромными знаниями
и творческими способностями позволяют
претворять в жизнь массу интересных и
значимых проектов. Актуальность темы
состоит в том, что на сегодняшний день
проблема выявления и развития одаренности
у детей, а также условия их воспитания
на уровне школы и семьи стоит очень серьезно
и насущно. Проблемой одаренных детей
продуктивно занимались следующие отечественные
психологи: Н.С.Лейтес, В.Э. Чудновский,
В.С.Юркевич, А.И. Савенков, А.В. Хуторский,
Е.С. Белова, А.М. Матюшкин, Л.В. Матвеева,
О.П. Котикова.
Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.
Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей, - задача педагогов, семьи.
Существует множество подходов к определению понятия «одаренность», поэтому до настоящего времени нет его четкой формулировки. Одаренность включает огромное количество признаков, затрагивающих различные ее стороны. Как явление одаренность существует в человеческой природе, с ним встречаются учителя, воспитатели, родители. Понятие «одаренность» употребляется по отношению к детям, чьи дарования выражены менее явно, но в определенной области науки, искусства могут развиться и дать результат.
Одаренность
имеет несколько различных
Одаренность определяется наличием у человека явно выраженных способностей с детства. Одаренность индивидуальна: у разных детей, выполняющих один вид деятельности одаренность различна. В то же время одна и та же деятельность может быть реализована детьми с разными одаренностями. Необходимо также отметить существование понятия «гениальная одаренность», которое обозначает разностороннюю одаренность, при этом внутренне непременно сказывается на результатах гениальной деятельности - как особое богатство, многогранность создаваемого. Если рассматривать одаренность с позиций различных наук, то можно отметить, что с позиции социальной педагогики, например, одаренность - «комплексная характеристика сферы способностей к выдающемуся исполнению какой-либо деятельности; интеграция способностей, обуславливающая широту возможностей человека; умственный потенциал, целостная характеристика познавательных возможностей и способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений» [2].
В энциклопедии встречаем следующее определение одаренности: «она определяет возможность достижения успеха, а этим определяется, в какой мере будут развиты способности» [5].
С психологической точки зрения одаренность рассматривается многоаспектно:
1. Своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
2. Общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3.
Умственный потенциал, или
4.
Совокупность задатков, природных
данных, характеристика степени
выраженности и своеобразия
5.
Талантливость; наличие
Понятие «одаренность» исследователь А.И. Еремкин определяет следующим образом: «это свойство человеческой индивидуальности, проявляющееся в совокупности ее духовных сил и природных способностей, обеспечивающих высокий уровень творчества, результаты которого определенным образом изменяют или преобразуют окружающий мир» [1; 38]. По его мнению, одаренность является нормой для любого человека, а ее отсутствие связано неверным воспитанием и образованием. Ростки одаренности существуют в каждом, дают каждому возможность творить, развивать этот дар в себе, способствовать созданию условий для развития творческого потенциала в других людях.
Нужно отметить, что большинство ученых включают в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы.
А.М. Матюшкин предложил следующую структуру творческой одаренности. Так, по его мнению, в единой интегративной структуре одаренности выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [4; 32].
Одаренность понимается как интегральное, суммарное свойство личности, как своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.
Таким
образом, одаренность как наиболее
общая характеристика сферы способностей
требует комплексного изучения: психофизиологического,
дифференциально-
2. Виды одаренности.
Дифференциацию
видов одаренности в
По
критерию «степень одаренности» можно
выделить три группы. Первая — сверходаренные
дети, таких называют гениями. Это
самая малочисленная группа, к
которой относят не более одного
человека на десять тысяч. Вторая —
высокоодаренные, или талантливые, примерно
2-3 %. Третья — собственно одаренные (15-25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы
(70 %) или их относят к умственно отсталым
(2-5 %).
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» в практической деятельности ребенка выделяют одаренность академическую, интеллектуальную, творческую, художественную, коммуникативную, лидерскую, спортивную (двигательную). Такая классификация достаточно условна и относительна. Но для воспитания гармонической личности родителям и педагогам важно ее учитывать. Можно разложить на составляющие названные виды одаренности и далее. Так, в художественной выделяются, например, хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность, каждая из которых связана с каким-либо видом искусства, обладает собственным выразительным языком.
По критерию «форма проявления» можно говорить о явной (актуальной, проявленной) и скрытой (потенциальной, непроявленной) одаренности. Если у ребенка недостаточно хорошие отношения с родителями или педагогами, он редко раскрывается перед ними.
По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» выделяют общую одаренность (на все руки от скуки; яркий пример — Леонардо да Винчи) и специальную (в какой-либо конкретной деятельности).
По
критерию «особенности возрастного
развития» можно
Для ребенка характерна повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам, предметам действительности (знаки, цвета, звуки, технические устройства, растения, животные и т. д.) либо определенный формат собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.). У таких детей отмечается тонкая линия ощущений, сильное реагирование на те или иные раздражители. Психологи специально вводят понятие сенсорного порога, понимая под этим величину раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные, электроэнцефалографические).
Ребенок может часами заниматься любимым делом, переживая чувство удовольствия и не испытывая ни усталости, ни пресыщения. Невольно вспоминаешь фразу: «За уши не оторвешь». Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям, сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким - либо предметом, погруженность в то или иное дело, наличие интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно.