Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: семьи с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в семьях , имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним относятся родители.
Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями 6
1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями 6
1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения психического развития 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношения 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям, имеющим нарушения интеллекта, и повышения их родительского потенциала 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

Правила пользования анкетой       

Для определения  психологического типа родителя необходимо подсчитать сумму баллов в каждой из колонок.      

Утвердительные  ответы под номерами 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 определяют психосоматический тип родителя (П).      

Утвердительные  ответы под номерами 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 выявляют невротичный тип родителя (Н).      

Авторитарный  тип родителя (А) определяется утвердительными ответами под номерами 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.      

Доминирующий  психологический тип определяется по наибольшей сумме утвердительных ответов (+), полученной в одной из колонок.       

Бланк анкеты      

«Психологический  тип родителя»

Психосоматический Невротичный Авторитарный
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
Всего: Всего: Всего:
 

      Доминирующий  психологический тип: ____________

Результаты  диагностики психологического типа родителей 

Отцы  Матеря 
Психосоматический Невротичный Авторитарный Ведущий тип  Психосоматический Невротичный Авторитарный Ведущий тип
1 5 3 2 Психосоматический 1 6 3 3 Психосоматический
2 4 6 4 Невротичный 2 3 6 3 Невротичный
3 2 5 3 Невротичный 3 3 4 6 Авторитарный
4 4 6 5 Невротичный 4 3 7 2 Невротичный
5 3 4 6 Авторитарный 5 3 5 7 Авторитарный
6 3 7 4 Невротичный 6 3 4 6 Авторитарный
7 3 5 7 Авторитарный 7 3 7 4 Невротичный
8 3 3 5 Авторитарный 8 3 6 3 Невротичный
9 4 6 5 Невротичный 9 3 5 2 Невротичный
10 3 4 6 Авторитарный 10 7 4 3 Психосоматический
11 6 3 4 Психосоматический 11 3 3 7 Авторитарный
12 7 3 3 Психосоматический 12 2 5 1 Невротичный
13 4 2 6 Авторитарный 13 6 3 3 Психосоматический
14 3 7 5 Невротичный 14 2 5 3 Невротичный
15 4 2 6 Авторитарный 15 3 4 6 Авторитарный
16 1 6 4 Невротичный 16 3 4 6 Авторитарный
17 5 3 2 Психосоматический 17 6 3 4 Психосоматический
18 7 3 2 Психосоматический 18 3 6 3 Невротичный
19 4 7 3 Невротичный 19 3 7 2 Невротичный
20 3 4 6 Авторитарный 20 3 6 4 Невротичный
 

 

Приложение  2 

Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (B. B. Ткачева)      

Инструкция: В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «ДА», если нет — «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

1. Трудно ли Вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?
Да Нет
2. Принимаете ли Вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?
Да Нет
3. Любите ли Вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, отдыхать и др.?
Да Нет
4. Проявляете ли Вы к ребенку нежность и ласку (прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на руках и др.)?
Да Нет
5. Сопереживаете ли Вы ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то?
Да Нет
6. Есть ли у Вас с ребенком эмоциональный контакт?
Да Нет
7. Нравится ли Вам улыбка вашего ребенка?
Да Нет
8. Довольны ли Вы тем, что у вас такой ребенок?
Да Нет
9. Понимаете ли Вы, что в развитии Вашего ребенка имеются проблемы, может быть, и значительные?
Да Нет
10. Считаете ли Вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?
Да Нет
11. Нуждаетесь ли Вы, как родитель, в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается Ваш ребенок?
Да Нет
12. Читаете ли Вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.
Да Нет
13. Считаете ли Вы, что обучение Вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?
Да Нет
14. Как Вы считаете, повлияют ли на позитивную динамику развития ребенка Ваше личное участие и помощь?
Да Нет
15. Понимаете ли Вы, что будущее Вашего ребенка в силу имеющихся у него нарушений будет отличаться от будущего других детей?
Да Нет
16. Считаете ли Вы себя ответственным за воспитание ребенка?
Да Нет
17. Считаете ли Вы, что процесс воспитания оказывает положительное воздействие не только на Вашего ребенка, но и на вас?
Да Нет
18. Считаете ли Вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)?
Да Нет
19. Проявляете ли Вы терпение, если ребенок капризничает или непослушен?
Да Нет
20. Часто ли Вы хвалите ребенка?
Да Нет
21. Повышаете ли Вы голос на ребенка?
Да Нет
22. Оставляли ли Вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?
Да Нет
23. Уважительно ли Вы относитесь к личности ребенка?
Да Нет
24. Какой тип поощрения ребенка Вы используете:
  • подарок (материальный);
  • похвалу (моральный);
  • проявление ласки, нежности (эмоциональный)?

Правила пользования анкетой       

Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам.       

Шкала «Эмоциональное принятие — отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов.      

Ответы на вопросы  с 9-го по 17-й соответствуют шкале  «Рациональное понимание — непонимание проблем ребенка». В вопросах с 18-го по 24-й раскрывается содержание шкалы «Адекватные — неадекватные формы взаимодействия».      

Положительными  считаются следующие ответы:      

«Да» — 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;      

«НЕТ» — 1, 10, 18, 21, 22.      

На 24-й вопрос дается дифференцированный ответ.

 

 

Результаты  диагностики воспитательных умений у родителей детей с нарушением интеллекта  

Отцы  Матери 
Эмоциональное принятие — отвержение ребенка Рациональное  понимание — непонимание проблем ребенка Адекватные — неадекватные формы взаимодействия Эмоциональное принятие — отвержение ребенка Рациональное  понимание — непонимание проблем ребенка Адекватные — неадекватные формы взаимодействия
  Балл У-нь Балл У-нь Балл У-нь Балл У-нь Балл У-нь Балл У-нь
1 7 В 3 С 8 В 1 7 В 4 С 7 В
2 2 Н 1 Н 1 Н 2 2 Н 1 Н 2 Н
3 1 Н 2 Н 2 Н 3 4 С 3 С 8 В
4 2 Н 1 Н 1 Н 4 1 Н 2 Н 5 С
5 4 С 4 С 5 С 5 4 С 5 С 4 С
6 2 Н 2 Н 2 Н 6 3 С 2 Н 1 Н
7 4 С 7 В 4 С 7 1 Н 2 Н 1 Н
8 2 Н 5 С 4 С 8 1 Н 1 Н 2 Н
9 1 Н 1 Н 1 Н 9 2 Н 1 Н 1 Н
10 2 Н 4 С 4 С 10 4 С 6 С 5 С
11 5 С 7 В 5 С 11 3 С 8 В 6 С
12 7 В 3 С 4 С 12 1 Н 1 Н 2 Н
13 5 С 4 С 7 В 13 5 С 5 С 7 В
14 2 Н 2 Н 2 Н 14 1 Н 1 Н 1 Н
15 1 Н 6 С 4 С 15 4 С 7 В 6 С
16 1 Н 1 Н 1 Н 16 6 С 8 В 4 С
17 5 С 7 В 6 С 17 7 В 5 С 8 В
18 6 С 5 С 5 С 18 1 Н 2 Н 1 Н
19 2 Н 1 Н 2 Н 19 1 Н 0 Н 2 Н
20 2 Н 4 С 7 В 20 1 Н 2 Н 1 Н
 

 

Приложение  3 

Методика «История жизни с проблемным ребенком» (В. В. Ткачева)      

Бланк методики       «История жизни с проблемным ребенком»       

Опишите в свободной форме проблемы Вашего ребенка и связанные с ними семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, Ваши имя и отчество, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя.

_______________________________________________________________
 
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
 

Результаты  диагностики особенностей жизни  у родителей  с детьми с нарушением интеллекта  

Отцы Матери
не умение взаимодействовать  с ребенком стыд за ребенка отчуждение  членов семьи  чувство вины взаимодействие  с ребенком из чувства долга не умение взаимодействовать  с ребенком стыд за ребенка отчуждение  членов семьи  чувство вины взаимодействие  с ребенком из чувства долга
1           1          
2 +   + + + 2 + + + + +
3 +   +   + 3 +        
4 +   +   + 4 + + +   +
5       +   5          
6 +         6 +        
7 +   +   + 7 + + +   +
8 + + +   + 8 + + +   +
9 +   +   + 9 + + +   +
10 + + +     10 +   +    
11 +   +   + 11     +    
12           12 + +   +  
13 +   +   + 13 +   +   +
14 +         14 + +      
15 + + +   + 15 +   +   +
16 + + +   + 16 +   +   +
17 +         17          
18 +   +   + 18 + + +   +
19 + + +   + 19 +   +   +
20 +   +   + 20 + + +   +
 
 

 

Приложение 4 

Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)       

Эта методика является адаптированным вариантом  теста «Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера. Мы модифицировали эту методику в соответствии с задачами исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. В новом варианте эта методика включает изучение трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка с отклонениями в развитии, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или непозитивный). В связи с этим испытуемый заполняет три бланка: «Моя семья до рождения проблемного ребенка», «Моя семья после рождения проблемного ребенка», «Моя семья в настоящее время».       

Методика  «Моя семья» проста и удобна в пользовании. Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Размер диаметра кругов 110 мм. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.      

Критериями  оценки служат:      

— определение  членов семьи, т. е. тех лиц, которых  родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);      

— пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений между членами семьи;      

Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:      

1) в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;      

2) в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;      

3) в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.      

Матери  часто как бы прилепляют к своему кружку маленький кружок, изображающий больного ребенка, а кружок бывшего  супруга и отца ребенка может  оказаться за большим кругом, т. е. за пределами семьи, или вообще исчезнуть. Встречаются также варианты, когда в кружок помещается лицо члена семьи, таким образом формальная схема очеловечивается.      

Информация о работе Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями