Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа
Объект исследования: семьи с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в семьях , имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним относятся родители.
Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями 6
1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями 6
1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения психического развития 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношения 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям, имеющим нарушения интеллекта, и повышения их родительского потенциала 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Как
мы видим из таблицы, то у большинства
родителей наблюдается
При этом ребенка все родители отмечают маленьким кружком , что говорит о его низком статусе.
Анализ дистанции между родителями и детьми показал, что отвержение ребенка после рождения у многих родителей увеличилось у большинства родителей увеличилась. В истории родители отмечаются, что чем старше становиться ребенок тем больше они осознают что у него нет будущего , он не сможет стать хорошим специалистом , сделать карьеру, завести семью, все это в целом определяет непринятие ребенка. Такие родители при малейшей возможности стараются получить места для своих детей не только на дневной стационар, но и на пятидневное проживание детей в интернате и забирают детей только на выходные и праздники.
Сопоставив результаты по всем методикам, мы можем отметить, что, большинство родителей детей с нарушением интеллекта, проявляют в отношении них негативные чувства, отмечают, что ребенок деструктурирует семью, родители не понимают проблем ребенка и не стремятся к взаимодействию с детьми.
Принятие ребенка таким, какой он есть отмечено лишь у 20% матерей и 15% отцов, 2 семьях, в этих семьях дети умеют говорить, частично способны к самообслуживанию, не имеют выраженных стигм головы.
Средний уровень принятия и отношения к ребенку отмечено у тех родителей, дети которых имеют зачатки речи.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза о том, что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к нему относятся родители, доказана.
Негативные
тенденции в родительском отношении
к детям с нарушением интеллекта требуют
коррекции. На основании результатов исследования
нами были разработаны рекомендации.
2.3
Рекомендации по
оптимизации родительского
отношения к детям, имеющим
нарушения интеллекта,
и повышения их родительского
потенциала
Выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
настоящее время семье как
социальному институту
Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.
В ходе теоретического анализа литературы мы установили, что реакция родителей на дефект ребенка вызывает в них ответные действия защитных механизмов, которые в зависимости от степени выраженности стресса и конституционально заданных свойств, оказывают влияние на их личностные особенности. В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения, сопровождающиеся часто негативным отношением к ребенку. У большинства родителей во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. Они не уважают интересов ребенка и его личности.
В ходе проведенного исследования было установлено, что большинство родителей детей с нарушением интеллекта невротичного психологического типа у них не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению.
Исследование воспитательных установок показало, что большинство родителей испытывают в отношении ребенка негативные чувства, они не знают проблем детей, не адекватно с ними взаимодействуют, взаимодействие происходит в основном из чувства долга, родители при этом отмечают что с рождением ребенка семья стала менее сплоченной, как правило проблемы ребенка решает один из родителей, между родителями и ребенком существует значительная эмоциональная дистанция, ребенок в семье имеет низкий статус.
Таким образом, мы установили, что наиболее благоприятное отношение у родителей наблюдается по отношению к детям с менее глубоким дефектом. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
На
основании результатов
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета «Психологический тип родителя» (B. B. Ткачева)
Инструкция: В анкете содержатся утверждения, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В случае если вы согласны, отметьте слово «ДА», если нет — «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
1. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга. | |
Да | Нет |
2. Мне часто кажется, что у меня комок в горле. | |
Да | Нет |
3. Я всегда полон (полна) энергии. | |
Да | Нет |
4. Я придерживаюсь принципов нравственности и морали более строго, чем большинство других людей. | |
Да | Нет |
5. Жизнь с ребенком, имеющим нарушения в развитии, всегда связана для меня с напряжением. | |
Да | Нет |
6. Я верю в перспективу развития моего ребенка. | |
Да | Нет |
7. У меня часто возникают боли в сердце, когда я расстраиваюсь из-за проблем ребенка. | |
Да | Нет |
8. Когда я думаю о ребенке, меня никогда не покидают тревожные мысли. | |
Да | Нет |
9. Родитель не виноват, если ребенок своим поведением вынудил наказать его физически. | |
Да | Нет |
10. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки или тошнит. | |
Да | Нет |
11. Я всегда стремлюсь ограждать моего ребенка от трудностей и обид. | |
Да | Нет |
12. Ребенок всегда зависит от родителя и должен его слушаться. | |
Да | Нет |
13. Я заработал (заработала) язву из-за постоянных проблем с ребенком. | |
Да | Нет |
14. Ребенок с недостатками в здоровье — обуза для родителя. | |
Да | Нет |
15. Все дети должны воспитываться в строгости. | |
Да | Нет |
16. Считаю, что ребенок с проблемами в развитии постоянно нуждается в особом уходе и внимании со стороны родителей. | |
Да | Нет |
17. Моя жизнь изменилась в худшую сторону из-за проблем в развитии моего ребенка. | |
Да | Нет |
18. Если у ребенка слишком много проблем со здоровьем, его можно поместить в учреждение социальной защиты (интернат с постоянным проживанием). | |
Да | Нет |
19. Родители всегда ответственны за будущее своих детей. | |
Да | Нет |
20. Мой ребенок всегда берет верх надо мной в спорных ситуациях. | |
Да | Нет |
21. Я не остановлюсь ни перед чем в достижении поставленных целей. | |
Да | Нет |
Информация о работе Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями