Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: семьи с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения.
Предмет исследования: особенности родительского отношения в семьях , имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями..
Гипотеза исследования. Мы предполагаем что, чем глубже патология интеллекта у детей тем, более негативно к ним относятся родители.
Цель исследования: выявить особенности семейного воспитания и родительских отношений в семьях детей с психическими нарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей семей воспитывающих ребенка с психическими нарушениями 6
1.1Характеристика проблем семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями 6
1.2 Особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения психического развития 19
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношения 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации родительского отношения к детям, имеющим нарушения интеллекта, и повышения их родительского потенциала 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 580.00 Кб (Скачать)

      Родители  невротичного типа оправдывают собственную  бездеятельность в отношении развития ребенка отсутствием прямых указаний со стороны специалистов, родственников или друзей на то, что с ребенком следует делать. Такие родители удовлетворяются тем, что ребенок обучается делать что-то сам, и считают, что большего от него ждать нечего.

      В плане воспитания эти родители также  часто проявляют несостоятельность. Они испытывают объективные трудности в достижении послушания ребенка. Это объясняется как проявлением инертности и нежелания соприкасаться с проблемами ребенка, так и собственной слабостью характера при реализации поставленной воспитательной цели. Такие родители непоследовательны и в использовании приемов поощрения или наказания ребенка. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствуют требовательность, а порой и необходимая строгость. Они во всем идут на уступки ребенку, «заласкивают» его, а иногда их «сверхнежные» отношения переходят в сюсюканье. Межличностные связи «родитель — ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер.  

      Часто встречается такая особенность родителей: они гиперболизируют проблемы своего ребенка, отрицают возможности разрешения хотя бы их части. Собственное эмоциональное бессилие не позволяет таким родителям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка.

      25% отцов и 20% матерей являются родителями психосоматичного типа Это самая многочисленная категория родителей. У этих родителей проявляются черты, присущие родителям как первой, так и второй категорий. Эти родители эмоционально более лабильны, чем представители двух других групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родителей, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования проблемы, фрустрирующей психику, у данной категории родителей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий родителей он проявляется во внешнем плане (у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Это оказывается причиной нарушений, возникающих в психосоматической сфере, что и обусловило название этой категории родителей.

      Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребенка». Все  усилия направляются на оказание ему помощи. Иногда такие матери работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они практически не отдыхают и не жалуются, как невротичные, на потребность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным родителям, свойственно пожалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей.

      Результаты  исследования воспитательских умений у родителей детей с нарушением интеллекта приведены в Приложении 2 и в таблице 2 .

      Анализ  результатов исследования показал, что у 10% отцов и 10% матерей детей,  имеющих нарушения  поведения высокие показатели по шкале «Эмоциональное принятие — отвержение ребенка».  У этих   родителей имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Они  принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

      У 53% отцов и 47% матерей детей с нарушением интеллекта , не имеющих нарушений поведения,   средние показатели по шкале «Эмоциональное принятие- отвержение ребенка », что говорит об отсутствии выраженных чувств, как непринятия ребенка, так и положительного отношения.

      Таблица 2

      Результаты  исследования воспитательских умений у родителей детей с нарушением интеллекта

 
 
 
 
Шкалы
Отец  Мать 
высокий средний низкий высокий средний низкий
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Эмоциональное принятие — отвержение ребенка 2 10 6 30 12 60 2 10 8 40 10 50
Рациональное  понимание — непонимание проблем ребенка 3 15 9 45 8 40 3 15 6 30 11 55
Адекватные — неадекватные формы взаимодействия 3 15 9 45 8 40 4 20 6 30 10 50
 
 

      40% отцов и 33% матерей детей с нарушением интеллекта  имеют низкие показатели по шкале «Эмоциональное принятие- отвержение ребенка». Данные  родители испытывают по отношению к ребенку отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть,  считают ребенка неудачником, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

      Результаты  по шкале «Рациональное понимание — непонимание проблем ребенка» говорят о том, что 15% отцов и 15% матерей детей с нарушением интеллекта  адекватно воспринимают проблемы ребенка, его потенциал,  у 45% отцов и 30% матерей имеют средние баллы по данной шкале.  У 40% отцов и 55% матерей отсутствует понимание проблем ребенка, они не знаю, что могут сделать,  чтобы помочь ребенку, или не хотят этого знать.

      Определение степени адекватности форм взаимодействия  показало, что адекватно взаимодействуют  с детьми  лишь 15% отцов и 20% матерей,  не всегда адекватно взаимодействуют с детьми 45% отцов и 30% матерей, не адекватные формы взаимодействия отмечают 40% отцов и 50% матерей, они не склонны проявлять заботу, ласку и т.п.

        Использование методики «История жизни с проблемным ребенком» позволило нам определить проблемы.

      Мы выявили следующие типы проблем:

    • не умение взаимодействовать с ребенком;
    • стыд за ребенка;
    • чувство вины;
    • отчуждение членов семьи;
    • взаимодействие с ребенком из чувства долга;

      Результаты исследования приведены в таблице 3 и Приложении 3 

      Таблица 3

      Результаты исследования проблем семей живущих с ребенком, имеющим нарушения интеллекта

 Проблемы Отцы Матери
 не умение взаимодействовать с ребенком; 17 85 16 80
 стыд за ребенка; 6 30 9 45
 чувство вины 2 10 3 15
 отчуждение членов семьи; 14 70 13 65
  взаимодействие с ребенком из чувства долга; 13 65 10 50
 

      Если учесть, что дети испытуемых имеют, тяжелы нарушения интеллекта, синдром Дауна, то о том, что ребенок нездоров родители узнавали  практически сразу после рождения. В связи с этим родители отмечают потрясение. При этом многие отметили негативное отношение к ним уже медицинских работников (« Когда врач, сообщил что моя доченька не совсем здорова, что у нее так называемый синдром Дауна, мне  слышалось в его голосе,  не то чтобы осуждение, а некоторое пренебрежение. Далее он сказал, что для таких детей предусмотрены специальные учреждения и  при  нашем с мужем желании мы можем отказаться от ребенка….»  )

      В ходе анализа ответов мы установили, что почти все матери и отцы отмечают,  что не знают,  что «делать с ребенком», в его присутствии  они «чувствуют себя растерянными » и т.п. Однако не в одной из анкет родители не высказали желания что-то сделать для ребенка, реально не указали, чему бы хотели научиться. Это может быть связано с тем, что 35% отцов и 40% матерей воспринимают ребенка как обузу,  но и отказаться они от ребенка не могут из чувства долга (65% отцов и 50% матерей).

      Родители  отмечают, что у них выражено чувство  вины (10% отцов и 15% матерей), стыд за ребенка (30% отцов и 45% матерей). Так одна из матерей пишет , что « Я редко вместе с ребенком гуляю на улице или хожу в магазин, так как не ребенка все смотрят и показывают пальцем , я слышу шепот за спиной». Другой отец отмечает , «На выходных когда ребенок с нами мы редко бываем где-то всей семьей, не зовем гостей, так как не хотим, чтобы нашего ребенка обсуждали, обсуждали нашу семью».

        Больше половины отцов (70%) и матерей (65%)отмечают отчуждение членов семьи: « Жена отстранилась от меня и от больной дочери», «Муж вообще не общается с Сашей, когда Саша  дома  тот всегда смотрит телевизор, или уходит в баню, к соседям, все время с ребенком провожу я» . « Я не могу видеть ребенка, он вызывает у меня какую-то злобу , досаду, я не понимаю,  почему именно в нашей семье появился такой ребенок ».

      Лишь  не многие матери и отцы принимают  детей и отмечают, что любят  ребенка, не стесняются быть с ним  где-нибудь, стремятся развивать  ребенка, ведут с ним так , как  будто он здоров. Это как привило  родители детей с наличием речи, с навыками самообслуживания.

      Эти результаты подтверждаются и результатами социограмм.

      В результате обработки данных социограмм мы определяли сплоченность членов семьи и эмоциональную дистанцию между родителями и детьми.

      Результаты  исследования приведены в таблице  4, Приложение 4

      Таблица 4

      Результаты  исследования воспитательских умений у родителей детей с нарушением интеллекта

 
 
 
 
Шкалы
Отец  Мать 
высокий средний низкий высокий средний низкий
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
Сплоченность  до рождения ребенка  8 40 10 50 2 10 9 45 10 50 1 5
Сплоченность  после рождения ребенка  3 15 6 30 11 55 3 15 6 30 11 55
Сплоченность  сейчас 4 20 7 35 9 45 4 20 7 35 9 45
Дистанция  в отношении ребенка после  его рождения  12 60 6 30 2 10 10 50 8 40 4 20
Дистанция сейчас 14 70 4 20 2 10 12 60 4 20 4 20

Информация о работе Детско родительские- отношения в семьях с ребенком с ограниченными возможностями