Психология семей детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в том, что бы рассмотреть психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в современном Российском обществе.
Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями как особая социальная группа.
Предметом исследования является психологические проблемы семей детей с ограниченными возможностями.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:
анализ психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
характеристика качественных изменений в семье с «особым» ребенком;
рассмотрение периодизации и фаз родительского кризиса;
определение особенностей личностные тенденции родителей «особых» детей

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………5
2. Качественные изменения в семье с «особым» ребенком……………...7
3. Периодизация и фазы родительского кризиса ………………………..9
4. Личностные тенденции родителей «особых» детей………………….13
Заключение………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Психология семей детей с ограниченными возможностями.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


Филиал федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

 

 

«Российский государственный  социальный университет»

в г. Воронеже

 

 

Кафедра социальной работы и права социального обеспечения

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология трудных и экстремальных жизненных ситуаций»

на тему: «Психология семей детей с ограниченными возможностями»

 

 

 

 

Выполнила:

                   Студентка VI курса II группы                                                            заочной  формы обучения                                                                                                                          ф-та «Социальной работы»

 

                                                                                               

  Проверила:

 

 

Воронеж 2012

 

                                     Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………5

2. Качественные изменения в семье с «особым» ребенком……………...7

3. Периодизация  и фазы родительского кризиса ………………………..9

4. Личностные тенденции родителей «особых» детей………………….13

Заключение………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

В связи с  ростом в последние десятилетия  детей с ограниченными возможностями особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего, той или иной тяжелой патологией, но и семьей, в которой он воспитывается.

 Численность  детей-инвалидов с физическими,  интеллектуальными, психическими  и сенсорными отклонениями среди  населения страны неуклонно возрастает. В настоящее время в России  численность детей - инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 545 тысяч, а численность детей, впервые признанных инвалидами – 67121 человек, что составляет 1,8% детского населения. Из них 23,6% детей инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями, 23,1% - двигательные нарушения [2, с.4].

Рождение ребенка  с патологией является огромным стрессом для членов семьи и функционально деформирует её. Нередко семья не справляется с эмоциональной нагрузкой, последствия бывают самые разнообразные - нарушения супружеских, детско-родительских отношений, часто семейная система, не выдержав напряжения, распадается. Это происходит вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.

Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок  является постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональные перегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезнь ребёнка.

Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями -главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций.

Цель данной контрольной работы заключается в том, что бы рассмотреть психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в современном Российском обществе.

Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями как особая социальная группа.

Предметом исследования является психологические проблемы семей детей с ограниченными возможностями.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:

  • анализ психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
  • характеристика качественных изменений в семье с «особым» ребенком;
  • рассмотрение периодизации и фаз родительского кризиса;
  • определение особенностей личностные тенденции родителей «особых» детей

 В работе были использованы как общенаучные методы (анализ синтез сравнение и др.), так и специальные методы (метод исторической ретроспективы, методы статистики, др.).

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

1. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

Нельзя изучать ребёнка  с ограниченными возможностями  в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать, отец — семья». Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.). Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации [6,с.75].

Семья, в которой  родился ребенок с тяжелыми нарушениями  развития, находится в условиях психотравматической ситуации. Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжкой психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога [8,с.295].

Анализ показал, что в 50% случаев отцы оставляют  такую семью, и лишь 4% из них помогают воспитывать детей. 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка [2,с.16]..

Каждая семья, воспитывающая аномального ребенка, испытывает хронический стресс. Некоторые родители воспринимают болезнь ребенка как катастрофу для всей семьи, высказывают идеи самообвинения. В связи с этим многие специалисты говорят о необходимости работы по ”замене аффективных и когнитивных фильтров” через которые родители воспринимают своего ребенка. Обнаруживается четкая связь между восприятием семьей ребенка и возможностью семьи адаптироваться. Стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрирует очень низкую самооценку, в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, исполняют свою материальную роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины. Они обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаются еще острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, практически пожизненными [1,с.36].

Отмечается особая ранимость семьи, которая усиливается в момент возрастных кризисов и в те моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего развития. Совершеннолетие больного ребенка такое же по силе стрессовое событие для семьи, как и постановка диагноза.

То, как семья  воспринимает происходящее событие, случай или ситуацию, сказывается решающим образом на проявлении степени стресса и его результата. Изучение поведения людей в ходе природных катастроф позволило определить "понимание смысла" как наиболее существенную переменную для интерпретации семейного стрессового феномена [11].

Когда семьи  были ограничены в ресурсах и выборе альтернатив своего развития, их стратегией было лишь пассивное принятие того, что вставало у них на пути, и уступчивость в духе "на все воля Божья". Такая уступчивость предоставляет семье психологическое облегчение и общественную солидарность через усиление чувства социальной принадлежности. Вместе с тем, пассивная ценностная ориентация игнорирует возможность перемен в собственной судьбе и поддерживает статус-кво семьи, сохраняя подчас ужасающие семейные трудности и усугубляя стресс [5,с.38].

 

2 Качественные изменения в семье с «особым» ребенком

Качественные  изменения, имеющие место в семьях с детьми с ограниченными возможностями проявляются на нескольких уровнях: психологическом, социальном, соматическом.

 Психологический  уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обусловливается многими причинами:

-Психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка);

- Комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития. Воздействием социума при контактах с семьей [4,с.6].

Вследствие того, что рождение ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение  с ним, является длительным патогенно  воздействующим психологическим фактором, фрустрирующим психику матери, предполагается, что она в силу тяжести переживаемого может быть предрасположена к развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Семья посвящает себя больному ребенку, родители склонны отрицать собственные проблемы делая акцент на проблемы ребенка. Эти детские проблемы могут помочь родителям объединиться для преодоления кризисных периодов и отодвинуть собственные разногласия на задний план, избегая обсуждения собственных проблем и супружеских взаимоотношений. Вследствие чего наступает кризис семейных отношений, что является ещё одним психологическим стрессом для ребёнка и родителей [4,с.8].

.

2. Социальный уровень.  Семья, воспитывающая ребенка  с ограниченными возможностями становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей.

Вследствие  тех же причин матери больных детей  оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Семья испытывает материальные трудности. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. Чаще всего такие браки распадаются. Мать не имеет перспективы вторичного замужества, одна вынуждена нести всё бремя забот о ребёнке, нередко находится в состоянии депрессии. Она замыкается в четырех стенах. В итоге одинокая мать в своей беде, отодвигается от друзей и сослуживцев, испытывает комплекс вины. Ее проблемы остаются для окружающих людей скрытыми и не понятными [1,с.74]. Это ёщё один фактор стресса.

3.Соматический  уровень. Переживания, выпавшие  на долю матери «особого» ребенка,  часто превышают уровень переносимых  нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах.

Психотравмирующая ситуация обусловленная рождением  в семье больного ребенка, рассматривается  как затрагивающая «значимые  для матери ценности» и фрустрирующая  ее личность. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у матерей характеризуется преобладанием аффективных расстройств.

Проявление  у 60% матерей, воспитывающих детей  с ДЦП, депрессивной симптоматики в  различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности) [3,с.296].

 

           3. Периодизация и фазы родительского кризиса

Семья, имеющая ребенка  с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. Это состояние описывается самими родителями, как чередование взлетов с еще более глубокими падениями. При этом семьи, имеющую лучшую психологическую и социальную поддержку, преодолевают эти кризисные состояния легче.

Периодизация семейных кризисов основана на возрастных особенностях больного ребенка.

Первый период связан с осознанием того, что ребенок  болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием  других членов семьи о случившемся. Характером заболевания в основном определяется время, когда родители узнают о нем. Генетические отклонения (синдром Дауна) становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, а другие (глухота, нарушение речи и т.д.) не могут диагностироваться до тех пор, пока ребенок их не станет старше. Кроме того, семьи могут столкнуться с инвалидностью, произошедшей вследствие несчастного случая или тяжелой болезни. Получение подтверждения серьезной или хронической проблемы здоровья в большинстве случаев вызывает кризис, и семья начинает активизировать имеющиеся ресурсы. Первой реакцией могут быть шок, разочарование, депрессия. В то же время важны содержание и характер контактов с другими родственниками, особенно со старшим поколением родителей [5,с.54].

Информация о работе Психология семей детей с ограниченными возможностями