Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике  и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система  обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с  использованием мультимедийной и интерактивной  техники.
Гипотеза исследования: внедрение  и разработка методов использования  мультимедийной и интерактивной  техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики  и ИКТ способствует повышению  активности учащихся на уроках и, как  следствие, повышению эффективности  обучения информатике.
Введение
Глава 1. Курс информатики  и особенности использования  мультимедийной и интерактивной  техники в школе
1.1 Особенности обучения  информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная  техника
1.3 Мультимедийное программное  обеспечение
1.4 Особенности использования  мультимедийной и интерактивной  техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике  в основной школе с применением  мультимедийной и интерактивной  техники
2.1 Отбор содержания обучения  разделу «Аппаратные и программные  средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала  для проведения уроков информатики  с помощью мультимедийной и  интерактивной техники
2.3 Разработка методов  обучения информатике школьников  с использованием мультимедийной  и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка  эффективности применения разработанной  методики
Заключение
Библиография
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: «Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы»
Содержание
Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и 
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования 
мультимедийной и 
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения 
разделу «Аппаратные и 
2.2 Создание учебного материала 
для проведения уроков 
2.3 Разработка методов 
обучения информатике 
2.4 Экспериментальная проверка 
эффективности применения 
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность проблемы.
В современном мире для 
любой организации, в том числе 
и школы уже недостаточно просто 
приобрести проектор или экран. Мы живем 
в эру информатизации. Одним из 
направлений которой становится 
процесс информатизации образования. 
Предполагающий использование возможностей 
применения мультимедийной и интерактивной 
техники, методов и средств информатики 
для активизации процессов 
В соответствии с приоритетным 
проектом развития образования в 
школах стали появляться интерактивные 
доски, мультимедийные проекторы и 
т.д. Таким образом, применение их на 
уроке информатики и ИКТ не 
является сегодня экзотикой, и, наверное, 
впервые техническое 
В современной школе применение 
информационно-коммутационных технологий 
(ИКТ) на уроке становится очень распространенным 
явлением. И правильное использование 
в учебном процессе компьютера, который 
является наивысшим техническим 
средством обучения, позволяет осуществлять 
учебный процесс в новых 
Появилась возможность использовать 
мультимедийную и интерактивную 
технику на уроках информатики и 
ИКТ, но уровень и качество использования 
говорят о необходимости 
Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
В ходе выполнения дипломной работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу по теме дипломной работы;
отобрать содержание обучения 
разделу «Аппаратные и 
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования мультимедийной и интерактивной техники;
разработать методы обучения 
информатике школьников,
экспериментально проверить 
разработанную систему 
В ходе написания дипломной работы были использованы следующие методы:
анализ научной литературы;
разработка материалов по теме дипломного проекта;
проведение эксперимента.
Новизна дипломной работы 
состоит в рассмотрении мультимедийной 
и интерактивной техники в 
качестве средства обучения информатике, 
в обосновании возможности ее 
использования в учебном 
Практическая значимость 
работы состоит в том, что в 
работе рассмотрены преимущества использования 
мультимедийной и интерактивной 
техники, выступающих в качестве 
средств, позволяющих использовать 
мультимедийные учебные презентации 
и интерактивные учебные 
создании учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники;
разработке методов обучения 
информатике с помощью 
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.
Данное новшество прогресса позволяет, превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Мультимедийная и интерактивная техника способна преобразить любой учебный процесс, но не стоит забывать, что все хорошо в меру.
Формирование информационной 
культуры закладывается в школе 
в результате изучения новых направлений 
информатики. К этим направлениям относятся: 
телекоммуникации, локальные и глобальные 
сети, распределенные вычисления и 
базы данных, мультимедиа и гипермедиа 
технологии. Внедрение новых технологий 
требует постоянного обновления 
идей и содержания школьного образования, 
а также подготовки новых педагогических 
кадров, способных детально изучать 
и внедрять эти технологии в образование. 
Постановка проблемы и начальные 
этапы ее реализации были осуществлены 
в восьмидесятых годах 
При этом возникают трудности 
внедрения интерактивных 
Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии, этого можно добиться на уроках информатики и ИКТ. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению учебного предмета в частности информатики и ИКТ.
1.1 Особенности обучения информатике
Говоря о преподавании 
информатики, следует первоначально 
изучить нормативную 
В данном документе идет речь 
не только о перечне необходимых 
ЗУН учащихся, но и о возможном 
техническом оснащении уроков информатики. 
Например, использование в преподавании 
курса «Информатики и ИКТ» специальных 
технических средств и 
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ:
Изучение информатики 
и информационно-
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Основные устройства ИКТ. 
Соединение блоков и устройств компьютера, 
других средств ИКТ, простейшие операции 
по управлению (включение и выключение, 
понимание сигналов о готовности 
и неполадке и т. д.), использование 
различных носителей 
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.