Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: «Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы»
Содержание
Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования
мультимедийной и
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения
разделу «Аппаратные и
2.2 Создание учебного материала
для проведения уроков
2.3 Разработка методов
обучения информатике
2.4 Экспериментальная проверка
эффективности применения
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность проблемы.
В современном мире для
любой организации, в том числе
и школы уже недостаточно просто
приобрести проектор или экран. Мы живем
в эру информатизации. Одним из
направлений которой становится
процесс информатизации образования.
Предполагающий использование возможностей
применения мультимедийной и интерактивной
техники, методов и средств информатики
для активизации процессов
В соответствии с приоритетным
проектом развития образования в
школах стали появляться интерактивные
доски, мультимедийные проекторы и
т.д. Таким образом, применение их на
уроке информатики и ИКТ не
является сегодня экзотикой, и, наверное,
впервые техническое
В современной школе применение
информационно-коммутационных технологий
(ИКТ) на уроке становится очень распространенным
явлением. И правильное использование
в учебном процессе компьютера, который
является наивысшим техническим
средством обучения, позволяет осуществлять
учебный процесс в новых
Появилась возможность использовать
мультимедийную и интерактивную
технику на уроках информатики и
ИКТ, но уровень и качество использования
говорят о необходимости
Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
В ходе выполнения дипломной работы были поставлены следующие задачи:
проанализировать научную литературу по теме дипломной работы;
отобрать содержание обучения
разделу «Аппаратные и
разработать учебный материал для проведения уроков информатики в условиях использования мультимедийной и интерактивной техники;
разработать методы обучения
информатике школьников,
экспериментально проверить
разработанную систему
В ходе написания дипломной работы были использованы следующие методы:
анализ научной литературы;
разработка материалов по теме дипломного проекта;
проведение эксперимента.
Новизна дипломной работы
состоит в рассмотрении мультимедийной
и интерактивной техники в
качестве средства обучения информатике,
в обосновании возможности ее
использования в учебном
Практическая значимость
работы состоит в том, что в
работе рассмотрены преимущества использования
мультимедийной и интерактивной
техники, выступающих в качестве
средств, позволяющих использовать
мультимедийные учебные презентации
и интерактивные учебные
создании учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники;
разработке методов обучения
информатике с помощью
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.
Данное новшество прогресса позволяет, превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Мультимедийная и интерактивная техника способна преобразить любой учебный процесс, но не стоит забывать, что все хорошо в меру.
Формирование информационной
культуры закладывается в школе
в результате изучения новых направлений
информатики. К этим направлениям относятся:
телекоммуникации, локальные и глобальные
сети, распределенные вычисления и
базы данных, мультимедиа и гипермедиа
технологии. Внедрение новых технологий
требует постоянного обновления
идей и содержания школьного образования,
а также подготовки новых педагогических
кадров, способных детально изучать
и внедрять эти технологии в образование.
Постановка проблемы и начальные
этапы ее реализации были осуществлены
в восьмидесятых годах
При этом возникают трудности
внедрения интерактивных
Работа с интерактивной доской предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии, этого можно добиться на уроках информатики и ИКТ. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия.
При использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации, учащихся к изучению учебного предмета в частности информатики и ИКТ.
1.1 Особенности обучения информатике
Говоря о преподавании
информатики, следует первоначально
изучить нормативную
В данном документе идет речь
не только о перечне необходимых
ЗУН учащихся, но и о возможном
техническом оснащении уроков информатики.
Например, использование в преподавании
курса «Информатики и ИКТ» специальных
технических средств и
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ:
Изучение информатики
и информационно-
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Основные устройства ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера,
других средств ИКТ, простейшие операции
по управлению (включение и выключение,
понимание сигналов о готовности
и неполадке и т. д.), использование
различных носителей
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.