Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:28, реферат
В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ
(По материалам учебного пособия Перова А.В., Корчевского А.В. «Лыжная подготовка».
- Минск, 2006)
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
В основе формирования двигательного навыка лежит условно
рефлекторная деятельность человека. В процессе обучения приему или
действию в коре больших полушарий возникает комплекс условных
рефлексов, называемый динамическим двигательным стереотипом.
Процесс образования двигательных навыков состоит из трех тесно
взаимосвязанных фаз: образование, закрепление и совершенствование.
В первой фазе создается общее представление об изучаемом приеме
или действии. Обучаемый концентрирует свое внимание на воспроизведении
упражнения в целом. При первоначальном выполнении движения образуется
целая система новых условных рефлексов, содействующих выполнению
определенной мышечной работы. Внешне это проявляется в выполнении
лишних ненужных движений, в отсутствии согласованных движений, в
скованности и неуверенном выполнении приема.
Для облегчения освоения сложного приема (действия) на лыжах, надо
создать наиболее
благоприятные условия для
проводить на подготовленных учебных площадках и склонах, соблюдая все
принципы обучения.
Во второй фазе образуется и уточняется навык, закрепляются основные
временные и пространственные связи, происходит овладение основными
формами движения.
В коре больших
полушарий головного мозга
процессы возбуждения и торможения на основе дифференцирования. В
процессе образования навыка применяются ряд специальных и
имитационных упражнений, проводимых при хорошем состоянии лыжни и
рельефа местности.
В третьей фазе совершенствуется навык, происходит дальнейшее
освоение изучаемого приема и действия, развитие физических качеств и
устойчивого динамического стереотипа в различных условиях.
В коре больших полушарий происходит упрочение системы процессов
возбуждения и торможения, которые в определенном порядке повторяются в
ответ на внешнее раздражение. u1042 В этой фазе исчезает скованность, движения
становятся экономичными и точными, техника изучаемого приема
приобретает устойчивость в различных условиях.
Средствами обучения способам передвижения на лыжах являются
различные специальные и имитационные упражнения. Они направлены на
овладение элементами и техникой изучаемого приема.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения — это способы и приемы, используемые для
быстрого и
качественного овладения
передвижения на лыжах применяются: словесный, наглядный, практический
методы обучения, воздействующие на слуховой, зрительный и двигательный
анализаторы обучаемых. На разных этапах обучения их применяют в
разнообразных сочетаниях и соотношениях.
Словесные методы составляют основу обучения. Это объяснения,
подсчет, указания, команды, оценка техники, разбор и анализ, пересказ
задания, а также беседы и лекции. Эффективность реализации словесных
методов во многом зависит от общего интеллектуального уровня и
профессиональной подготовки руководителя, его способности грамотно и
понятно, точно и кратко, громко и разборчиво, образно и эмоционально
излагать учебный материал. Яркие, выразительные словесные приемы
стимулируют активность, повышают интерес, способствуют пониманию сути
изучаемого движения.
При объяснении механизма выполнения упражнения выделяют самое
главное, существенное, основное в упражнении и именно на этом
сосредотачивают внимание обучаемых. Природно-естественные условия
обучения зачастую в неблагоприятную погоду с дождем, ветром, морозом,
снегопадом требуют максимально краткого, доходчивого объяснения, чтобы
до минимума сократить простой и не допустить переохлаждения личного
состава.
Подсчет, особенно на начальных этапах обучения, помогает освоить
ритм движения, мобилизует внимание на правильном сочетании махов и
толчков руками и ногами, регламентирует соотношение интервалов между
элементами в изучаемом упражнении.
Указания делают для предупреждения и устранения ошибок. Они
особенно u1101 эффективны при непосредственном исполнении, полезны до и
после выполнения упражнений. Указания акцентируют внимание на
ключевые детали элемента или целостного движения.
Оценка мобилизует внимание на качество выполнения отдельных
элементов, звеньев или способа в целом. Используются различные формы
замечаний и поощрений, при этом важно соблюдать оптимальное сочетание
положительных и отрицательных оценок, чтобы оценки не угнетали, а
вдохновляли, стимулировали интерес к занятиям лыжами, вселяли
уверенность в успешное решение двигательных задач и достижение
поставленной цели. Оценки в итоге должны давать положительный эффект.
Разбор и анализ позволяют расчленить движение на элементы, звенья
оценить значение и задачи различных структурных единиц. С учетом этого
выявляют грубые ошибки, искажающие основную структуру движения, и
второстепенные (частные, индивидуальные), при которых основа
сохраняется, но
снижается эффективность и
действия. Полезно корректировать не только свои, но и чужие ошибки, и
сопоставлять свои движения с образцом. Чем сложнее способ передвижения,
тем больше требуется теоретического разбора и анализа для выделения
главных составляющих в данном упражнении.
Пересказ задания дает возможность мобилизовать мышление и
мысленно воспроизвести то или иное движение. Этот методический прием
особенно оправдан, когда какой-то элемент или упражнение в целом плохо
или совсем не получаются.
Беседы и лекции стимулируют вдумчивый, творческий подход к
обучению, раскрывают соотношение механики, биологии и психологии в
биомеханике движений. Предпочтение отдается вопросно-ответной форме,
которая значительно активизирует обучаемых. Специальные знания и на их
основе понимания являются фундаментальной основой обучения (чтобы
уметь, надо знать).
Наглядные методы включают показ (натуральная демонстрация
изучаемого способа) и наглядные пособия (видеомагнитофонные записи,
плакаты с рисунками, схемами, таблицами). Успешность применения
наглядных u1084 методов зависит от грамотности, доступности, ясности, четкости,
образности
и эмоциональности
Показ — основное средство наглядности. Он должен быть образцовым
по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой,
амплитудой и расслабленностью движений. Поэтому высоки требования к
владению техникой всех способов передвижения на лыжах самим
руководителем. Недопустим неточный и небрежный показ, так как
обучаемые могут принять его за образец.
Наглядные пособия знакомят с техникой высококвалифицированных
лыжников и собственным исполнением (видеозапись), позволяют
многократно показывать и анализировать элементы изучаемого способа,
последовательность смены периодов и фаз движения (кинограммы),
акцентируют внимание обучаемых на ключевых деталях двигательного
действия (плакаты). Их достоинство - уникальная возможность отобразить
теоретические положения и детали техники, которые трудно показать и
объяснить. Видеомагнитофонные записи, кинограммы, рисунки, схемы,
таблицы показывают технику в разных плоскостях, с остановками на
отдельных деталях, с акцентом на существенные элементы, с возможностью
видеть движения сбоку, спереди и сзади. Это позволяет понять причины
ошибок, помогает их устранению и способствует повышению технического
мастерства.
Практические методы предусматривают непосредственное
выполнение обучающимся изучаемого движения либо в целом, либо по
частям в зависимости от сложности. Повороты на месте, стойки спусков,
подъемы лесенкой, елочкой и полуелочкой, одновременный бесшажный ход
относят к группе простых упражнений. Их изучают целостным методом. Все
остальные способы передвижения на лыжах составляют группу сложных
упражнений. Если движение удается выполнить, его изучают сразу в полной
координации. Когда
возникают трудности в
частям, при котором способ делится на относительно самостоятельные
элементы, детали. Вначале овладевают элементами, составляющими основу
движения, затем менее существенными u1076 деталями, после этого переходят к
освоению способа в целом. Разучивание по частям начинается с
использования более легких подводящих, имитационных упражнений,
имеющих значительное сходство с основным действием или отдельными его
частями. Упражнения,
имитирующие положение
руками и ногами сначала на месте, а потом в движении, значительно
ускоряют обучение. Имитацию используют на начальных этапах обучения.
При совершенствовании техники предпочтение отдается целостному
выполнению способа с полной координацией движений.
Для решения разнообразных двигательных задач словесные, наглядные
и практические методы обучения используют в комплексе. Сначала