Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

Локальные

Записанные Онлайн

Потоковые

Потоковое мультимедиа —  это мультимедиа, которое непрерывно получается пользователем от провайдера потокового вещания. Это понятие  применимо как к информации, распространяемой через телекоммуникаций, так и  к информации, которая изначально распространялась посредством потокового вещания (например, радио, телевидение) или не потоковой (например, книги, видеокассеты, аудио CD).

Мультимедийные презентации  могут быть проведены человеком  на сцене, показаны через проектор или  же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная  трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях  хранения и передачи информации. Стоит  отметить, что мультимедиа в онлайне  может быть либо скачана на компьютер  пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может  быть как «живая», так и предоставляемая  по требованию.

Мультимедийные игры —  такие игры, в которых игрок  взаимодействует с виртуальной  средой, построенной компьютером. Состояние  виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке  относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой  тип игр можно играть как в  одиночку на локальном компьютере или  приставке, так и с другими  игроками через локальную или  глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа  данных возможно использовать для упрощения  восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и  проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом  современное искусство может  представить повседневные, обыденные  вещи в новом виде.

Мультимедиа-проигрыватель (также медиаплеер) — термин, обычно используемый для описания компьютерной программы, предназначенной для  воспроизведения мультимедиа-файлов. Большинство программных мультимедиа  проигрывателей поддерживают множество  медиа-форматов, включая аудио- и  видеофайлы.

Некоторые мультимедиа-проигрыватели  предназначены для воспроизведения  только аудио- или видеофайлов и  называются, соответственно, аудио- и  видеопроигрыватели. Разработчики таких  проигрывателей стремятся сделать  их как можно более удобными для  воспроизведения соответствующих  форматов.

Большинство современных  операционных систем по умолчанию содержат в себе проигрыватели медиа-файлов: например, Microsoft Windows NT — Windows Media Player; Apple Mac OS X — QuickTime Player (для воспроизведения  видео в формате QuickTime) и iTunes (для  некоторых других форматов). В операционных системах на основе GNU/Linux бывает установлено  сразу по несколько мультимедиа  проигрывателей: например, VLC, MPlayer, xine и Totem.

Компьютерная игра — компьютерная программа, служащая для организации  игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в  качестве партнёра. К компьютерным играм также относят видеоигры  и мобильные игры. Существуют попытки  выделить компьютерные игры как отдельную  область искусства, наряду с театром, кино и т. п. По некоторым компьютерным играм проводятся любительские и профессиональные соревнования. Такого рода соревнования называются киберспортом.

Также существует огромное количество разнообразных обучающих программ, которые позволяют учащемуся  познавать и осваивать те или  иные навыки и знания, в игровой  форме. Примеров такой программы  является игра «Информатикус».

Графический редактор — программа (или пакет программ), позволяющая  создавать и редактировать двумерные  изображения с помощью компьютера.

Типы графических редакторов:

Растровые графические редакторы. Наиболее популярны: Adobe Photoshop для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS X, GIMP для GNU/Linux и  других POSIX-совместимых. GIMP распространяется под лицензией GNU GPL.

Векторные графические редакторы. Наиболее популярны: Adobe Illustrator, Corel Draw, Macromedia Free Hand — для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS X, Inkscape — для всех ОС.

Гибридные графические редакторы. Наиболее популярны: RasterDesk для AutoCAD, Spotlight (программа) для операционных систем Microsoft Windows

Здесь приведены основные инструменты для работы с мультимедийной и интерактивной техникой, ведь не достаточно только приобрести необходимые  аппаратные средства, но и надо обладать возможностью эффективно применять  данное оборудование. Для этого специально обученными людьми, которых часто  называют программистами или разработчиками программного обеспечения, создаются  все новые виды прикладных программ, совершенствуются, и проводится отладку  уже созданного ПО. Без операционной системы и специального программного обеспечения, даже самая совершенная  и новейшая техника может оказаться  бесполезной.

Таким образом, можно сделать  вывод, что при использовании  мультимедийной и интерактивной  техники на уроках информатики и  ИКТ при использовании необходимого специального программного обеспечения  происходит реализация и раскрытие  передаваемых знаний от учителя ученику, а также позволяет приобрести уроку большую эффективность, повысить мотивационный фон обучаемых. Также  важно грамотно использовать вышеперечисленные  программные средства, позволяющие  мультимедийной и интерактивной  технике эффективно и благотворно  внедриться в процесс обучения информатики  и ИКТ.

1.4 Особенности использования  мультимедийной и интерактивной  техники в обучении

Во всем мире интерактивные  доски используются в образовательной  сфере, они могут применяться  на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

Интерактивная доска –  это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Интерактивная доска имеет  интуитивно понятный, дружественный  графический интерфейс.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря  интерактивной доске, ученики могут  видеть большие цветные изображения  и диаграммы, которые можно как  угодно передвигать.

Интерактивные доски имеют  больший потенциал раскрытия  темы урока, чем простая доска  и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски  можно только грамотно спланировав  урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования  интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может  и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время  на подготовку к уроку. Как правильно  распределить время на подготовку к  уроку? Как приготовить «многоразовые» материалы для урока? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

«Интерактивные доски  имеют ряд преимуществ по сравнению  с другими средствами обучения», - это могут сказать учителя, использующие интерактивную доску на своем  уроке. Наибольшего эффекта можно  достичь, работая над подготовкой  к уроку совместно с коллегами - это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов. Учителя также отмечают, что интерактивное  программное обеспечение берет  на себя часть их работы, например, при  работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить  все пометки и изменения в  файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему  урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих  уроках. Интерактивная доска дает возможность использовать более  широкий диапазон визуальных средств  при изучении материала, поэтому  преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время  учителя, ведь ему не придется объяснять  один и тот же материал дважды.

Основные способы использования  интерактивных досок:

делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений

демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям

использование групповых  форм работы

совместная работа над  документами, таблицами или изображениями

использование конференц-связи

управление компьютером  без использования самого компьютера (управление через интерактивную  доску)

использование интерактивной  доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать  изображение на доске на принтере и т.д.

изменение текста в выводимых  на экране документах, используя виртуальную  клавиатуру, которая настраивается  в программном обеспечении доски

изменение любых документов или изображений на экране, использование  любых пометок

сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время  урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет

сохраненные во время урока  записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие  или не успевшему сделать соответствующие  записи в своей тетради

демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса

демонстрация учебных  видеороликов

создание рисунков на интерактивной  доске без использования компьютерной мыши

создание рисунков, схем и  карт во время проведения урока, которые  можно использовать на следующих  занятиях, что экономит время на уроке

при соответствующем программном  обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски  изображение монитора любого ученика

Важно понять, что интерактивная  доска - не волшебная палочка, которая  сама решает все проблемы на уроке  и делает занятия интересными  и увлекательными. Также не стоит  думать, что интерактивная доска  должна использоваться на каждом уроке  или на каждом этапе урока. Как  и с любым другим ресурсом, наибольшего  эффекта от использования интерактивной  доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя  должны грамотно овладеть программным  обеспечением, идущим вместе с интерактивной  доской, и использовать его потенциал  при подготовке к уроку. Учителя  нуждаются и в других программных  средствах, которые могут расширить  сферы применения интерактивной  доски.

Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:

урок должен быть приготовлен  заранее, тогда объяснение материала  пройдет быстрее;

интерактивная доска позволяет  использовать самые разные материалы  одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые  материалы;

течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда  урок позволит выполнить все поставленные задачи;

файлы, сохраненные во время  урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

Использование интерактивной  доски повышает уровень преподавания на несколько ступенек вверх. На уроках информатики для школьников восьмых  классов, проводя презентацию средствами интерактивной доски, удобно делать различные пометки с небольшими комментариями прямо на ее плоскости. Также можно управлять программами  непосредственно с доски.

Однако, возможно, применение такого устройства должно быть направлено на использование всех ее функциональных возможностей, хотя в данном случае можно использовать и обычный  проектор. Но наглядность и представительность, которые приобретает урок, ни с  чем не сравнить. Кроме того, повышается интерес учеников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске.

Применение интерактивных  досок поможет преподавателям раскрыть свои педагогические таланты, но не будет  компенсировать их недостаток.

Учителям, только начинающим осваивать работу с интерактивной  доской, будет доступен самый простой  способ работы с ней - использования  ее в качестве простого экрана, изображение  на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной  доской в простом режиме изображение  компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление компьютером можно производить  с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.

Как правило, такие ручки (маркеры) оснащены кнопками, которые  дублируют левую и правую кнопки мыши. Узнать, какую функцию выполняют  кнопки, легко можно экспериментальным  путем: щелкнуть одну кнопку и посмотреть результат, щелкнуть другую кнопку и  посмотреть результат. Обычно, по умолчанию  однократное прикосновение стержнем ручки к поверхности интерактивной  доски дублирует однократное  нажатие левой кнопки мыши.

Как отметят многие учителя, работающие с интерактивной доской, завучи по информатизации и другие знающие люди, в России и странах  СНГ интерактивная доска чаще всего используется для просмотра  презентаций.

На компьютере учителя  запускается готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с помощью управления маркером. Однократное  прикосновение стержнем маркера  к поверхности интерактивной  доски приводит к переходу на следующий  слайд. Итак, вот самый простой  способ использования интерактивной  доски учителем в школе - демонстрация готовых презентаций.

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы