Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

Электронные презентации  можно рассматривать как дидактическое  средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску  – технические средства, позволяющие  показ презентации в классе. Электронную  презентацию можно отнести к  электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные  учебные пособия рассматриваются  как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и  требующее его комментариев и  дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную  последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций  на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Порой в презентациях встречались  ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что презентация не проверялась, а сразу же представлялась широкой  аудиторией.

Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия  расходятся с правильным определением. Многие считают что, понятие «мультимедийный  урок» или «мультимедиаурок»  отсутствует. Можно рассматривать  разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Существуют три направляющие, на которых  держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.

Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки  и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.

Таким образом, мультимедийный урок - это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением  медиасредств.

Традиционную обязанность  консультировать педагогов по вопросам использования ИКТ, возлагаемую  на учителей информатики, могут выполнять  любые педагоги, освоившие те или  иные технологии. Мультимедийные уроки  активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют  на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.

Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств  наглядности и технических средств  обучения. Молодым учителям проще  разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя  информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.

Рассмотрим 3 ключевых направления  применения интерактивных досок  в образовании:

Презентации, демонстрация и  моделирование. Как использовать соответствующее  программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной  доской для улучшения понимания  материала урока.

Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной  доски может увеличить активность учеников на уроке.

Увеличение темпа урока  при использовании интерактивной  доски.

Как использование интерактивной  доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

Презентации, демонстрация и  моделирование.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может  помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет  преподнести ученикам информацию, используя  широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы  преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими  способами. Интерактивная доска  позволяет моделировать абстрактные  идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального  времени.

Повышение активности учеников на уроке.

Многие учителя, работающие с мультимедийной и интерактивной  техникой, утверждают, что ученики  становятся более активными и  заинтересованными на уроке, на котором  используется интерактивная доска. Информация становится для них более  доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, у учеников повышается мотивация  к изучению предмета.

Увеличение темпа урока.

Все записи на интерактивной  доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при  повторении пройденного материала  или переданы ученику, который пропустил  урок по болезни, а так же учитель  может выводить на экран заранее  приготовленные материалы, и время  урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками  материала. Учителя утверждают, что  с использованием интерактивной  доски они успевают преподнести  больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно  работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная  доска становится незаменимой для  учителей по любому предмету, будь то русский  язык или математика, физика или  химия, информатика или окружающий мир.

Интерактивная доска позволяет  демонстрировать для аудитории  учеников:

специальное обучающее программное  обеспечение;

содержание дисков CD, DVD и  других носителей;

интернет-сайты;

графические файлы (изображения, рисунки, фотографии, скриншоты).

Энтузиазм учеников определенно  увеличился и я думаю, что это  произошло, потому что можно предоставить им более интересные источники информации. Давайте вспомним, что делают ученики  до и после уроков:

они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Отсюда понятно  отсутствие интереса учеников к простым  учебникам и простой меловой  доске - это устаревший и неинтересный способ подачи информации для них. Вероятно, что уроки с использованием интерактивной  доски могут донести до учеников гораздо более широкие диапазоны  информации. Многие из ресурсов, доступные  для демонстрации на интерактивной  доске (цвет, движение, звук), просто невозможно использовать на традиционном уроке.

Внедрение интерактивной  и мультимедийной техники в учебный  процесс, позволяет повысить эффективность  и уровень обучения информатике  и ИКТ, в условиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная  техника, позволяет реализовать  гораздо больший потенциал не только учителя, но и учащихся, та как  зачастую скучные уроки приобретают  новый смысл, и мотивационная  функция обучения возрастает практически  в два раза, что приводить к  высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени  подготовленности учащихся.

Глава 2. Методика обучения информатике  в основной школе с применением  мультимедийной и интерактивной  техники

Принцип активности ребенка  в образовательном процессе был  и остается одним из основных в  педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых  явлений, их осмыслении, переработке  и применении. В опоре на эти  положения педагоги нашей школы  активно используют педагогические технологии, главную идею которых  составляют средства активизации и  интенсификации деятельности учащихся, являющиеся основой эффективности  результатов.

В последнее десятилетие  значительно усилилось влияние  новых информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в  средней общеобразовательной школе  и высших учебных заведениях. Одной  из основных целей школьного обучения становится формирование информационной культуры учащихся. Более того, для  многих профессий появилась необходимость  непрерывного образования на протяжении всей профессиональной жизни личности. Активно развиваются личностно-ориентированные  технологии обучения. Основными характеристиками применения современных информационных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также  возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим  образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения. В  качестве специальных приемов и  методов, используемых в информатике, можно назвать использование  специальных разработок на основе информационных технологий, а также использование  мультимедийной и интерактивной  техники.

Революционный переворот, который  осуществили новые информационные технологии (НИТ), уже принес свои результаты. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее в образовании  принадлежит НИТ.

На сегодняшний день в  преподавании предметов школьной программы  складываются тенденции, соответствующие  нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на уроках информатики уже  не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем  лучше и прочнее усваивается  материал. Активное же использование  мультимедийной и интерактивной  техники в учебном процессе приумножает  дидактические возможности, обеспечивая  наглядность, аудио и видео поддержку  и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

Понимая и осознавая глобальные перспективы использования НИТ  в учебном процессе и оценивая свои реальные возможности, что графика, анимация, фото, видео, звук в добавление к тексту в интерактивном режиме работы создают интегрированную  информационную среду, в которой  ученики обретают качественно новые  возможности.

Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения — различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. Структура программ не дает расслабляться  и побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать  правила. Исходя из того, что сейчас больше поощряется познавательный поиск  и сознательное оценивание учениками  собственных результатов, а также  развертывание в изучении своих  стратегий.

Итак, мультимедийные компьютеры в совокупности с мультимедийной и интерактивной техникой позволяют  сделать учебный процесс:

познавательным (последние  данные и информация из Интернет)

увлекательным (оригинальность заданий)

занимательным (игры, шарады, кроссворды)

гибким (в компьютере несколько  блоков, которые можно менять, дополнять  и т.д.)

многообразным (в зависимости  от цели и задачи, например, английский для бизнесменов, или английский для делового письма, и т.д.)

творческим (использовать самые  новые достижения в компьютерной технологии),

эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для  каждой программы).

В целом, информационные технологии значительно обогащают образовательный  процесс, наполняют его новым  смыслом. Так, к примеру, мультимедийная и интерактивная техника позволяет, реализовать учителю возможность  объяснить достаточно сложные понятия, процессы и явления, тесно связанные  с учебным предметом информатики  и ИКТ.

2.1 Отбор содержания обучения  разделу «Аппаратные и программные  средства ИКТ» курса информатики

мультимедийная интерактивная  техника обучение

Приступая непосредственно  к отбору информации и содержания уроков учителю необходимо разобраться  в основных понятиях. Главным понятием при изучении такой дисциплины, как  информатика и ИКТ, является сам  термин информатика. Рассмотрим данное понятие с точки зрения изучаемого предмета.

Информатика – это наука  о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной  природы, о методах, средствах и  технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение, базирующихся на этой науке, информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном  процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами  изучения в курсе информатики  основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через  такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть  курса направлена на освоение школьниками  навыков использования средств  информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения  эффективности освоения других учебных  предметов, освоения межпредметных, обще-учебных  умений. В связи с этим, а также  для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов  деятельности курса формируется  вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных»  сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно  к технологической среде, но сразу  получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы  обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы