Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.
Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография
Основная цель изучения курса
информатики и информационно-
В данном разделе курса отрабатываются технологии электронной коммуникации и коллективной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений, с использованием современных цифровых технологий и без них, самостоятельно или в совместной деятельности: фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается
проведение непродолжительных практических
работ (20-25 мин), направленных на отработку
отдельных технологических
Обучение информатике
с помощью мультимедийной и интерактивной
техники в данной работе будет
рассматриваться на материалах раздела
«Аппаратные и программные
Теория
Компьютерный практикум и решение задач
Аппаратные и программные средства ИКТ
Архитектура компьютера. Магистраль: шина данных, шина адреса и шина управления. Шины периферийных устройств.
Внешние и внутренне устройство персонального компьютера.
Процессор: частота, разрядность и адресное пространство.
Оперативная память: тип, частота и информационная емкость.
Долговременная память. Магнитный и оптический принципы записи, хранения и считывания информации. Flash-память.
Подключение периферийных устройств. Последовательные порты и параллельный порт. Графический порт AGP.
Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Прикладное программное обеспечение. Системы программирования.
Файлы и файловые системы. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.
Графический интерфейс операционной системы и приложений.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Тестирование параметров компьютера и сравнение его быстродействия с эталонными компьютерами.
Ознакомление с
Форматирование и
Работа с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера.
Архивации и разархивация файлов с помощью файлового менеджера или архиватора.
Настройка графического интерфейса операционной системы.
Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
Контроль знаний и умений: тестирование, выполнение зачетной практической работы.
Программное обеспечение:
Программа тестирования компьютера SiSot Sandra, Файловый менеджер Тоtal Commander, Архиватор WinRAR, Антивирусные программы: Kaspersky AntiVirus и Dr.Web
На основе операционной системы WindowsXP.
В основном работа в данном разделе идет с аппаратными и программными средствами, предназначенными для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий. К ним относят прикладное программное обеспечение (в настоящее время это приложения под Windows Microsoft Office) и электронные средства, специально предназначенные для использования в системе общего образования: системы поддержки процесса обучения: электронные учебники и энциклопедии, презентации, раздаточный материал и т.д.
Методы и приемы применения
средств ИКТ в процессе обучения
информатике направлены на формирование
компетенций в области
Репродуктивные методы обучения
при использовании компьютерных
обучающих систем приобретают свойства
личностно-ориентированного обучения,
при котором учащиеся получают возможность
выстраивать индивидуальные образовательные
траектории в зависимости от успешности
обучения и личностных психологических
качеств (восприятия, памяти, мышления
и пр.). В процессе работы с обучающими
системами можно активизировать
методы коррекции знаний учащихся,
не затрачивая дополнительное время
учителя. Эти средства образовательного
назначения так же могут являться
средством стимулирования и повышения
мотивации обучения, а так же средством
повышения познавательного
Перейдем к целям и задачам данного раздела.
Дидактические цели:
• формирование ИКТ – компетентностей (доступ к информации, управление, оценка, интеграция, создание информации);
• формирование умения создавать
единую образовательно-научную
• формирование умения целенаправленного применения компьютера для решения конкретных жизненных задач;
• формирование навыков оценочной самостоятельности.
Методические задачи:
• научить выбирать информационный ресурс, соответствующий заданным критериям.
• научить создавать и использовать схемы классификации для структурирования информации;
• научить обобщать (сравнивать) и составлять сжатый(конспективный) обзор информации из нескольких источников для использования их при решении конкретной проблемы;
• научить сбалансировано, осветить проблему на основе имеющейся, в том числе и противоречивой информации;
• научить применять знания
о функциональном назначении, взаимодействии
различных устройств
• научить применять
Обязательные результаты
изучения курса «Информатика и информационные
технологии» приведены в
Рубрика «Знать/понимать»
включает требования к учебному материалу,
который усваивается и
Рубрика «Уметь» включает
требования, основанных на более сложных
видах деятельности, в том числе
творческой: создавать информационные
объекты, оперировать ими, оценивать
числовые параметры информационных
объектов и процессов, приводить
примеры практического
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Таким образом, можно сказать, что такой раздел как «Аппаратные и программные средства ИКТ» является не только теоретическим, но и в большей степени практическим разделом. Сложность изучение его заключается в том, что учащиеся не всегда уделяют теории должное внимание, поэтому целесообразно разработать на материалах теоретических знаний по данному разделу учебный материал для проведения уроков информатики и ИКТ, повышения их эффективности.
Данный раздел удобен для
изучения с применением мультимедийной
и интерактивной техники тем,
что он позволяете не только приобрести
теоретические знания, но также имеет
возможность практического
2.2 Создание учебного материала
для проведения уроков
Классно-урочной форма обучения на протяжении долгого времен оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых методов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В современном образовании
очень важными и актуальными
становятся вопросы о методах, приемах,
технологиях организации
Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация и обилие эффектов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в традиционный урок. Такие понятия, как сценарий урока в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Мультимедийный урок - урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера, мультимедийной и интерактивной техники. Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для повышения знаний, умений и навыков. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийная и интерактивная техника применяется для усиления наглядности, подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов приобретает новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
При проектировании будущего
мультимедийного урока
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний.
Конечно же, презентация на
таком уроке обязательно
научности;
наглядности;
доступности;
системности и последовательности;
сознательности и активности;
прочности;
связи теории и практики;
интерактивности;