Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:21, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть виды уроков информатики в начальной школе.
Задачи: 1) Изучить литературу по данной теме.
2) Разработать систему упражнений для проведения уроков информатики для младших школьников.
Введение
Глава I. Обучение информатике в начальной школе
1.1. Роль уроков информатики в начальной школе
1.2. Цели и задачи обучение информатике в начальной школе
1. 3. Особенности проведения уроков информатики для младших школьников
Глава II. Методика проведения уроков информатики в начальной школе
2. 1. Типы уроков информатики в начальной школе
2. 2. Система упражнений для проведения уроков информатики
Глава III. Опытно- экспериментальная работа.
3.1. Констатирующий эксперимент
3.2. Формирующий эксперимент
3.3. Итоговый эксперимент
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение Глава I. Обучение информатике в начальной школе 1.1. Роль уроков информатики в начальной школе 1.2. Цели и задачи обучение информатике в начальной школе 1. 3. Особенности проведения уроков информатики для младших школьников Глава II. Методика проведения уроков информатики в начальной школе 2. 1. Типы уроков информатики в начальной школе 2. 2. Система упражнений для проведения уроков информатики Глава III. Опытно- экспериментальная работа. 3.1. Констатирующий эксперимент 3.2. Формирующий эксперимент 3.3. Итоговый эксперимент Заключение Список литературы Приложение |
стр. 3
стр. 6
стр. 10
стр. 20
стр. 28
стр. 34 стр. 36 |
Введение
Приступая к данной теме, я прочитала много литературных источников по информатике и считаю, что уроки информатики углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к предмету. Уроки информатики помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к информатике, и всячески направлять развития этого интереса.
Уроки информатики приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, они имеют большое воспитательное значения, способствуя развитию личности учащихся как члена коллектива, воспитывают чувство ответственности за порученное дело, готовят к трудовой деятельности.
В настоящее время появилась потребность в становлении общества как информационного. Информатизация общества предъявляет новые требования к его членам - владение определенными знаниями, умениями и навыками, которые на предшествующих этапах развития общества могли считаться необязательными или, во всяком случае, не первоочередными. В числе качеств, которые школе предстоит формировать у современного поколения, следует назвать:
- умение планировать структуру своих действий (планирование); | |
- умение построить информационную модель изучаемого объекта или процесса (моделирование); | |
- дисциплина общения и умение структурировать свои сообщения (общение); | |
- навыки своевременного обращения к новой технике и новым технологиям в каждой жизненной ситуации (инструментирование деятельности); | |
-технические навыки
свободного владения наиболее
распространенными |
Формирование этих умений и навыков должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, т.е. в младших классах общеобразовательной школы. Только при этом условии программистский стиль мышления сможет органично войти в систему научных знаний, умений, навыков, формируемую школой.
Уроки информатики, как и по другим предметам, может быть индивидуальной, групповой или массовой. Разделение этих видов уроков из-за тесной связи между собой в значительной мере условно.
Индивидуальная работа в зависимости от интересов учащихся обычно связано с углублённым изучением теоретических вопросов, составлением программ большей сложности, математическим моделированием процессов.
Информатика
в начальной школе – это
особый предмет в ходе
Изучения информатики способствует развитию у учащихся следующих положительных эмоций:
- помогает решать мировоззренческие задачи.
- знакомить
с методами и средствами
- помогает использовать методы и средства информатики в повседневной жизни, в том числе в учебной деятельности;
- развивает
системное и логическое
Перед учителем информатики, как и перед учителем других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но главное, научить ребят применять полученные знания на практике.
Первое открытие, которое сделает для себя каждый учитель,- что ничего особенно нового в данных материалах и нет. В учебники и в информационных задачах изложен несколько иной взгляд на знакомые вещи.
Этот иной взгляд, т.е. аспект рассмотрения реальной действительности, носит названия «информационный подход»
Информационные задачи не труднее задач по математики или упражнения по русскому языку. Скорее, эти задачи гораздо легче для большинства школьников, если они освоят определенную систему понятий.
Обучения на уроках информатики в начальной школе имеет следующие задачи:
1) Научить ребенка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нем.
2) Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
3) Научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
Таким образом,
«Информатика» - это не только
общеобразовательный предмет,
Цель данной работы – рассмотреть виды уроков информатики в начальной школе.
Задачи: 1) Изучить литературу по данной теме.
2) Разработать систему упражнений для проведения уроков информатики для младших школьников.
Объектом исследования являются уроки информатики, проведенные учителем начальных классов.
Метод исследования: классификация.
Глава I. Обучение информатике в начальной школе
1. 1. Роль уроков информатики в начальной школе
Современный
период развития
Одним из главных
направлений процесса
Таким образом,
у школы нет иного выбора, кроме
как адаптация ее к
Сложившаяся в настоящее время практика преподавания информатики в школе, в частности в младших классах, характеризуется следующими основными факторами:
Современный человек потенциально имеет доступ ко всему богатству информации, накопленной человечеством. Можно стремиться к тому, чтобы максимально облегчить доступ к различного рода информации для каждого человека, что осуществляется с помощью создания, развития и изучения все более совершенных электронных устройств и программных средств для хранения и переработки информации. Но при этом человек не должен уподобляться устройству по переработки информации (технократический подход к изучению информатики в школе).
Это и стало причиной
все более широкого
Таким образом,
очевидно, что обучать в школе
владению суперсовременными
Человек, умеющий
мыслить, обязательно имеет
В последние годы во всем мире новые информационные технологии стали интенсивно использоваться в начальной школе. В нашей стране практика переноса курса "информатики" в сферу начального образования начала складываться в начале 90-хх годов. В 1992 году была опубликована программа учебного курса "Основы информатики и вычислительной техники" для 3-4 классов, а в 1995 году коллегия Министерства образования РФ постановила признать целесообразной" необходимость выделения нескольких этапов в овладении основами информатики и формировании информационной культуры в процессе обучения в школе" первым из которых был определен пропедевтический курс в 1-6 классах.
Целью обучения информатике в 1 классе является формирование представлений об информации, информационных процессах и алгоритмах, а также начальное знакомство с компьютером. При знакомстве с компьютером дети выполняют задания, закрепляющие их знания по математике, русскому языку, ИЗО, знакомство с окружающим миром.
С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в учении должны широко использоваться игровые формы. В частности, формирование у младших школьников умений учиться на уроках информатики происходит в процессе: игры; при работе на компьютере; совместного поиска и анализа примеров. Очень важно то, как проводятся занятия это не монолог учителя, не традиционные объяснения и вопросы, это беседы, обсуждение новых понятий, совместный поиск и анализ примеров, иногда переходящих в игру или в дискуссию.
1.2. Цели и задачи обучения информатике в
начальной школе
Учитель в преподавании информатики может не только освоить содержание и методику обучения, но постоянно следить за изменениями, которые ежегодно происходят, как в самой науке информатики учащиеся в младших классов начинаются, используя определенную систему, заложенную в учебно-методический комплекс (УМК). УМК включает: учебные рабочие тетради; методические пособия для учителя; электронное пособие для учащихся. Первое открытие, которое сделает для себя учитель, что ничего особенно нового в материалах нет.
В учебниках и информационных задачах несколько иной взгляд на знакомые вещи, т.е. рассмотрение материалов в реальной действительности информационный подход. Способность решать информационные задачи зависит от тех умений и навыков, которые школьники получили и получают на других уроках. Психологическая готовность к жизни в информационных обществах, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера, необходимы к каждому человеку, поэтому уже в начальной школе введение курса информатики обусловлена следующими причинами: в информационном обществе важнейшей задачей стало формирование нового стиля мышления. Учащиеся начальных классов легче и быстрее осваивают новые технологии т. к. у них еще не сложился стереотип мышления; у учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм а, следовательно, и мотивации к изучению информатики; роль компьютера как средство модернизации обучения, возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями; внедрение информации к технологии ставит перед необходимостью к поиску межпредметных связей.