Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработать методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Объект исследования: система обучения информатике и ИКТ учащихся основной школы.
Предмет исследования: методы обучения информатике и ИКТ с использованием мультимедийной и интерактивной техники.
Гипотеза исследования: внедрение и разработка методов использования мультимедийной и интерактивной техники в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и ИКТ способствует повышению активности учащихся на уроках и, как следствие, повышению эффективности обучения информатике.

Содержание

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.1 Особенности обучения информатике
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.3 Мультимедийное программное обеспечение
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
2.1 Отбор содержания обучения разделу «Аппаратные и программные средства ИКТ» курса информатики
2.2 Создание учебного материала для проведения уроков информатики с помощью мультимедийной и интерактивной техники
2.3 Разработка методов обучения информатике школьников с использованием мультимедийной и интерактивной техники
2.4 Экспериментальная проверка эффективности применения разработанной методики
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 118.00 Кб (Скачать)

индивидуализации;

перманентности комплексного восприятия информации.

При проектировании презентации  необходимо помнить, что мультимедийная и интерактивная техника –  всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно  увлекаясь спецэффектами. При их разработке и использовании нужно  учитывать, что:

они быстро и доходчиво  изображают вещи, которые невозможно передать словами;

они вызывают интерес и  делают разнообразным процесс презентации;

усиливают воздействие презентации

Наиболее эффективно использование  презентаций на следующих этапах урока:

- объяснение нового материала;

- закрепление ЗУН (презентация  используется в качестве тренажера  по определенной теме школьного  курса).

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о  том, чтобы презентация не стала  простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить  словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.

Для применения презентации  на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий  с выбором ответа и сделать  из них презентацию. Затем презентация  может быть использована на уроке  в качестве программы-тренажера.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению  занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что  ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может  увеличить плотность урока, обогатить  его новым содержанием.

Другой вариант использования  интерактивных средств обучения в образовательном процессе –  электронный учебник. В данном варианте используется в качестве учебно-методического  сопровождения изучаемого курса  как различные электронные издания  на СD-R, DVD-R – носителях (учебники, учебные  пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так  и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к  сети Интернет). Эти материалы могут  использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

На этапе подготовки к  уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

При объяснении нового материала  на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых  процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные  модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно  меняется технология объяснения –  учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая  ее дополнительными объяснениями и  примерами.

При закреплении пройденного  материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе  могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель  может организовать промежуточное  тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с  последующей проверкой учителем).

Методы и приёмы использования  мультимедийной и интерактивной  техники на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем  единственную задачу: например сделать  урок информатики и ИКТ интересным. А нетрадиционные уроки с использованием мультимедийной и интерактивной  техники должны привлечь современного школьника к процессу обучения, облегчить  его, пробудить интерес к предмету.

Благодаря наглядности и  интерактивности, класс вовлекается  в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Таким образом, используя  мультимедийную и интерактивную  технику, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном  виде.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся  в классе. Для этого происходит разработка большого количества электронных  материалов, которые позволяют повысить эффективность обучения информатике  и ИКТ.

Ниже будут приведены  фрагменты учебного материала, на которых  будут построены методы организации  учебной деятельности (рисунки 1-6).

 

Рисунок 1. Электронное учебное  пособие.

 

Рисунок 2. Электронное учебное  пособие.

 

Рисунок 3. Электронное учебное  пособие.

 

Рисунок 4. Электронное учебное  пособие.

Приведенный выше материал представлен  в виде электронного учебника. Также  имеется подборка материалов по темам  выбранного раздела представленные в презентациях и видео роликах (рисунки 7).

 

Рисунок 7. Мультимедийное презентации.

А также многие другие темы раздела, представленные в аналогичном  виде, материалы которых представлен  вы приложении (рисунок 8-11).

Использование разработанных  материалов по средствам мультимедийной и интерактивной технике будет, способствовать повышению качества усвояемого материала учащимися, повышению  активности учащихся на уроках. Для  применения данных материалов, необходимо: компьютер с выходом в сеть Интерне. При условии использования  образовательных Интернет ресурсов, проектора с экраном или интерактивную  доску, жалюзи на окнах, на случай солнечной  погоды, а также непосредственно  электронные материалы, мультимедийные презентации и учебно-справочные материалы. Таким образом, можно  применять электронные материалы  на уроках информатики и ИКТ с  помощью мультимедийной и интерактивной  техники.

2.3 Разработка методов  обучения информатике школьников  с использованием мультимедийной  и интерактивной техники

В данном параграфе будут  приведены сценарии разработанных  уроков к указанному выше электроно-справочному  материалу.

Тема: «Магистрально-модульный  принцип построения компьютера».

Цели урока: - помочь учащимся усвоить магистрально-модульный  принцип построения компьютера, дать основные понятия, необходимые для  начала работы на компьютере.

- воспитание информационной  культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

- развитие познавательных  интересов, навыков работы с  мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

Орг. момент. (1 мин)

Актуализация знаний. (5 мин)

Теоретическая часть. (10 мин)

Практическая часть. (17 мин)

Д/з (2 мин)

Вопросы учеников. (5 мин)

Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

На прошлых уроках вы познакомились  с назначением и характеристиками основных устройств компьютера. Очевидно, что все эти устройства не могут  работать по отдельности, а только в  составе всего компьютера. Поэтому для понимания того, как компьютер обрабатывает информацию, необходимо рассмотреть структуру компьютера и основные принципы взаимодействия его устройств.

В соответствии с назначением  компьютера как инструмента для  обработки информации, взаимодействие входящих в него устройств должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечить основные этапы  обработки информации. (Какие?) Схему  устройства компьютера мы рассмотрели  на 5 уроке. (Вспоминаем.)

III. Теоретическая часть.

Информация, представленная в цифровой форме и обрабатываемая на компьютере, называется данными.

Последовательность команд, которую выполняет компьютер  в процессе обработки данных, называется программой.

Обработка данных на компьютере:

Пользователь запускает  программу, хранящуюся в долговременной памяти, она загружается в оперативную  и начинает выполняться.

2. Выполнение: процессор считывает  команды и выполняет их. Необходимые  данные загружаются в оперативную  память из долговременной памяти  или вводятся с помощью устройств  ввода.

3. Выходные (полученные) данные  записываются процессором в оперативную  или долговременную память, а  также предоставляются пользователю  с помощью устройств вывода  информации.

Для обеспечения информационного  обмена между различными устройствами должна быть предусмотрена какая-то магистраль для перемещения потоков  информации.

Магистраль (системная шина) включает в себя три многоразрядные шины: шину данных, шину адреса и шину управления, которые представляют собой  многопроводные линии. К магистрали подключаются процессор и оперативная  память, а также периферийные устройства ввода, вывода и хранения информации, которые обмениваются информацией  на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических  импульсов).

Шина данных. По этой шине данные передаются между различными устройствами. Например, считанные  из оперативной памяти данные могут  быть переданы процессору для обработки, а затем полученные данные могут  быть отправлены обратно в оперативную  память для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом  направлении.

Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, то есть количеством  двоичных разрядов, которые могут  обрабатываться или передаваться процессором  одновременно. Разрядность процессоров  постоянно увеличивается по мере развития компьютерной техники.

Шина адреса. Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор. Каждое устройство или ячейка оперативной  памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении — от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина).

Разрядность шины адреса определяет объем адресуемой памяти (адресное пространство), то есть количество однобайтовых ячеек оперативной памяти, которые  могут иметь уникальные адреса.

Шина управления. По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы управления показывают, какую  операцию— считывание или запись информации из памяти — нужно производить, синхронизируют обмен информацией  между устройствами и так далее.

Модульный принцип позволяет  потребителю самому комплектовать  нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости  ее модернизацию. Каждая отдельная  функция компьютера реализуется  одним или несколькими модулями – конструктивно и функционально  законченных электронных блоков в стандартном исполнении. Организация  структуры компьютера на модульной  основе аналогична строительству блочного дома. Основными модулями компьютера являются память и процессор. Процессор  – это устройство управляющее  работой всех блоков компьютера. Действия процессора определяются командами  программы, хранящейся в памяти.

Модульная организация опирается  на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

Магистрально-модульный принцип  имеет ряд достоинств:

1. для работы с внешними  устройствами используются те  же команды процессора, что и  для работы с памятью.

2. подключение к магистрали  дополнительных устройств не  требует изменений в уже существующих  устройствах, процессоре, памяти.

3. меняя состав модулей  можно изменять мощность и  назначение компьютера в процессе  его эксплуатации.

Принцип открытой архитектуры  – правила построения компьютера, в соответствии с которыми каждый новый блок должен быть совместим  со старым и легко устанавливаться  в том же месте в компьютере.

В компьютере столь же легко  можно заменить старые блоки на новые, где бы они ни располагались, в  результате чего работа компьютера не только не нарушается, но и становится более производительной. Этот принцип  позволяет не выбрасывать, а модернизировать  ранее купленный компьютер, легко  заменяя в нем устаревшие блоки  на более совершенные и удобные, а так же приобретать и устанавливать  новые блоки. Причем разъемы для  их подключения являются стандартными и не требуют никаких изменений  в самой конструкции компьютера.

Вопросы:

• Для чего нужна материнская  плата?

• Каково назначение системной  шины в компьютере?

• С чем можно сравнить системную шину компьютера?

• Для чего необходимо иметь  слоты расширения?

III. Практическая часть.

На прошлых уроках вы набирали текст, рисовали рисунки, но все, что  вы делали, после закрытия программы  бесследно исчезало. Сегодня на практической части мы научимся сохранять свои работы.

Документы (тексты, рисунки  и т.д.) сохраняются в виде файлов. Каждый файл хранится в какой-либо папке. При сохранении следует указать:

• Папку, в которой он будет  храниться;

• Имя файла, по которому его можно потом разыскать;

• Тип файла, определяющий формат данных.

Информация о работе Использование мультимедийной и интерактивной техники при обучении информатике учащихся основной школы