Развитие торговли в РК: анализ тенденций и влияния на макроэкономические индикаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

Один из крупных в структуре ВВП сектор экономики «Торговля» как вид экономической деятельности, обеспечивающий продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в масштабах страны и в рамках внешнеэкономической деятельности, тесно связан с другими отраслями экономики.

Содержание

Введение
1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Место торговли в экономике Республики Казахстан
1.2. Тенденции развития внутренней торговли в Республике Казахстан.
1.2.1. Тенденции развития розничной торговли
1.2.1.1. Анализ динамики и факторов розничной торговли
1.2.1.2. Анализ динамики региональной структуры объема розничной торговли
1.2.1.3. Анализ динамики объема розничной торговли по каналам реализации
1.2.1.4. Анализ динамики товарной структуры от объема розничной торговли
1.2.2. Анализ торговых площадей
1.2.2.1. Анализ динамики торговых площадей по регионам Республики Казахстан
1.2.2.2.Анализ торговых площадей по категориям
1.2.2.3. Анализ обеспеченности торговыми площадями
1.2.3. Тенденции развития оптовой торговли
1.2.4. Тенденции развития в сфере деятельности товарных бирж
1.3. Тенденции развития внешней торговли
1.3.1. Анализ динамики структуры внешней торговли
1.3.2. Анализ динамики импорта
1.3.2.1. Основные поставщики.
1.3.2.2. Ввозимые в Казахстан товары.
1.3.2.3. Импорт товаров из стран-членов Таможенного союза.
1.3.3. Анализ динамики экспортатоваров
1.3.3.1. Основные покупатели.
1.3.3.2. Товары, экспортируемые из Казахстана.
1.3.3.3.Товары, экспортируемые в страны Таможенного союза.
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАНЫ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
4.ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
5. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН_2003.doc

— 4.41 Мб (Скачать)

 

Рисунок 6.             

 

Основными экономическими факторами развития торговли являются развитие производства товаров, транспорта и строительства.  О зависимости свидетельствует высокое значение коэффициента детерминации, как в текущих, так и в постоянных ценах.

 

Таблица 3              Параметры зависимости объема розничной торговли в среднем на душу населения от показателей экономических факторов развития торговли (анализ данных АРКС за период 2005-2010 гг.)

Фактор

Параметры связи: ax+b

R2

коэффициент эластичности

(изменение фактора на  данный коэффициент изменит объем розничной торговли на 0,01)

x

a

b

Грузооборот, т-км

0,0073  

-733,44  

0,9214  

0,0135  

Объемы производства обрабатывающей промышленности

в постоянных ценах

1,4925  

-1 288,40  

0,9022  

0,0161  

в текущих ценах

0,8387  

-190,87  

0,8997  

0,0106  

Валовой выпуск сельского хозяйства (с лагом год назад)

в постоянных ценах

0,0032  

-760,75  

0,9481  

0,0136  

в текущих ценах

0,0016  

546,74  

0,9023  

0,0083  

Объемы выполненных строительных работ (с лагом год назад)

в постоянных ценах

0,0009  

911,49  

0,7352  

0,0051  

в текущих ценах

0,0012  

628,73  

0,8417  

0,0078  


Социальными факторами роста объема розничной торговли служит соответствующий рост доходов населения и покупательского спроса.

 

Таблица 4              Параметры зависимости величины розничной торговли на душу населения от показателей социальных факторов развития торговли(анализ данных АРКС за период 2005-2010 гг.)

Фактор

Параметры связи: ax+b

R2

коэффициент эластичности

x

a

b

Реальные доходы населения в среднем на душу населения

4,6396  

34 702  

0,9907  

0,0082  

Потребление домашних хозяйств в постоянных ценах

в постоянных ценах

55,7000  

3 000 000  

0,9222  

0,0099  

в текущих ценах

278,8600  

-87 797  

0,9916  

0,0100  

 

Диаграммы на рис.7 свидетельствуют о синхронности динамики ИФО факторов развития торговли, за исключением показателя роста физических объемов сельского хозяйства.

 

Рисунок 7.             

 

Анализ компонентов временного ряда (рис. 8) розничной торговли в постоянных ценах выявил достижение в 2006 году верхней точки перегиба цикла. Снижение темпов роста, наблюдаемое до 2009 года, обусловлено последствиями кризисных явлений в экономике.

 

 

Рисунок 8.             

 

Компоненты цикличности динамики изменения объемов в производстве промышленных и сельскохозяйственных товаров, строительства и грузового транспорта демонстрируют определенную синхронность с изменениями в торговле. Это объясняется функциональной связью торговли с данными отраслями. С учетом временного лага в зависимости объемов розничной торговли от объемов сельского хозяйства и строительства, все рассматриваемые компоненты цикличности демонстрируют достижение в 2009 году  нижней точки перегиба, то есть можно говорить о тенденции роста в соответствующих отраслях, в том числе – в розничной торговле.

 

Рисунок 9.             

 

О качественном развитии розничной торговой деятельности свидетельствуют показатели структуры объема розничной торговли.

1.2.1.2.         Анализ динамики региональной структуры  объема розничной торговли

Динамика региональной структуры розничной торговли демонстрирует тенденцию постепенного выравнивания удельных весов в объеме розничной торговли по регионам страны:

      если в 2000 году 51% от всего объема розничной торговли формировалось за счет г. Алматы и Карагандинской области, а в 2005 году ситуация еще усугубляется за счет снижения доли Карагандинской области в пользу г. Алматы, то в 2010 году 50% объема розничной торговли представляют уже три региона с крупным удельным весом – г. Алматы, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области;

      если в 2000 году шесть регионов с наименьшим весом в сумме представляли 10% в объеме розничной торговли, а в 2005 году ситуация  сохраняется, то к 2010 году первый перцентиль общего объема розничной торговли образовался только за счет 4 регионов – Мангистауской, Кызылординской,  Северо-Казахстанской и Жамбылской областей.

Данная тенденция отчетливо прослеживается с 2008 года.

Анализ факторов розничной торговли показал, что удельный вес региона в объеме розничной торговли прямо зависит от его веса в объеме промышленного производства и доходах населения.

 

Рисунок 10.             

 

 

 

По итогам анализа динамики региональной структуры объема розничной торговли за 2005 и 2010 гг. выяснилось, что главным определяющим фактором изменения доли региона в республиканском объеме розничной торговли является изменение веса региона в доходах населения. Тенденция постепенного уравновешивания по регионам структуры доходов населения повлекла соответствующее выравнивание долей регионов в общем объеме розничной торговли. Региональные структуры численности населения и объема производства обрабатывающей промышленности за 5 лет практически не изменились.


 

Рисунок 11.                                         

 

На рис. 11 отображены результаты структурного анализа факторов спроса и предложения розничной  торговли в 2005 и 2010 годах. График демонстрирует зависимость показателей доли региона в общем объеме розничной торговли от веса в объеме  промышленного производства и веса в доходах населения. Положение и площадь точки указывают на результат совокупности влияния факторов; во избежание загромождения графика наименования регионов не приводятся.

 

Рисунок 12.             

 

Распределение объемов факторов розничной торговли по регионам в 2005 году, отображенное на диаграмме рис.12, говорит о неравномерности объемов показателей:

      10% республиканского объема розничной торговли приходится на 5 регионов (31% от всего количества регионов) и 40% на 1 регион (г. Алматы);

      80% объема производства промышленности приходится на 15 регионов и только 10% из них на 5 регионов;

      структура доходов и численности  населения распределена относительно равномерно.

Вторая диаграмма рис. 12 демонстрирует постепенное выравнивание региональной структуры объема розничной торговли  и его факторов в 2010 году по сравнению с 2005 годом.

Все перечисленные факторы оказывают влияние одновременно в зависимости от их распределения по регионам.


1.2.1.3.         Анализ динамики объема розничной торговли по каналам реализации

В десятилетней ретроспективе  динамика структуры  объема розничной торговли по каналам реализации отражает развитие отрасли – увеличение доли продаж через торговые предприятия (магазины) с 24,9% в 2000 году до 60% в 2008 году. Данный факт в основном связан с улучшением экономической ситуации в стране и повышением уровня жизни населения.

 

Рисунок 13.             

 

Средняя банковская ставка по кредитам для юридических лиц является показателем, характеризующим доступ торговых предприятий к финансовым ресурсам – основным фактором предложения торговли. Фактор спроса розничной торговли характеризует оценка реальных денежных доходов населения в среднем на душу населения. Анализ основных факторов спроса и предложения демонстрирует прямую зависимость доли продаж через торговые предприятия от реальных денежных доходов населения и обратную – от средней банковской ставки по кредитам на 1-5 лет для юридических лиц.

В результате снижения реальных денежных доходов на душу населения в 2009 году на 53% и роста банковской ставки на 13% в предыдущем году наблюдается резкое снижение объемов розничной  торговли через торговые предприятия: до 49% от всего объема розничной торговли республики. Тенденция снижения банковской ставки до величины 13,7% в 2010 году  и роста реальных денежных доходов населения на фоне роста выпуска субъектов малого среднего бизнеса позволяет прогнозировать  рост доли продаж через торговые предприятия в ближайшей перспективе.

Ниже представлены результаты анализа факторов спроса и предложения объема розничной торговли торговых предприятий: доля продаж через торговые предприятия растет прямо пропорционально росту реальных денежных доходов населения и обратно пропорционально росту банковской ставки по кредитам для юридических лиц.

 

Рисунок 14.                                         


1.2.1.4.         Анализ динамики товарной структуры объема розничной торговли

На фоне общего роста объема розничной торговли доля продовольственных товаров в структуре за десять лет уменьшилась на 11% (с 44% до 33% от всего объема розничной торговли), а за последние пять лет - на 2%.

 

Рисунок 15.             

 

Основным фактором изменения товарной структуры  объема розничной торговли послужило повышение уровня жизни населения. Ухудшение экономической ситуации в 2009 году и сопутствующее снижение реальных денежных доходов на душу населения на 3,1% проявилось наибольшим за последние пять лет ростом доли продаж продовольственных товаров до 36%.

В период экономического роста наблюдается обратная ситуация: темп роста продаж непродовольственных товаров повышается значительно быстрее темпа роста объема продовольственных товаров в розничной торговле и, следовательно, увеличивается доля непродовольственных товаров в объеме розничной торговли, а продовольственных снижается.

Информация о работе Развитие торговли в РК: анализ тенденций и влияния на макроэкономические индикаторы