Анализ развития сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:55, статья

Описание работы

Сфера услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Работа содержит 1 файл

сфера услуг.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Анализ  развития сферы услуг

     Сфера услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных  видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими  лицами.

     Сферу услуг часто относят к постиндустриальному  экономическому укладу. В древние времена общественное оказание услуг было не развито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.

     По  мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

     В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального  труда, создает огромное количество специальностей и профессий, требующих  высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.

     Данные  тенденции напрямую относятся к  сфере услуг и управления, что  обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП (Валовой национальный продукт) государств.

     Вплоть  до 20 в. сфера услуг вообще исключалась  из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо  указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного  труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279). Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.

     В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

     Сфера услуг как особый вид экономической  деятельности появилась на самых  ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства – возможностью для общества содержать людей, которые непосредственно не производят материальных благ.

     Ранее всего возникает специализация  административной деятельности (вожди  в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д. Лишь в 19–20 вв. к ним добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.

     Вплоть  до середины 20 в. сфера услуг считалась  относительно второстепенной экономической  деятельностью. Хотя она охватывала весьма значительную долю работников , но это были в основном работники с более низким уровнем квалификации (особенно, в сфере торговли – самой большой отрасли сервиса). Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.

     Перелом произошел в эпоху НТР. Не случайно многие обществоведы называют зарождающееся  постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы  услуг зависела от успехов материального  производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной компании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса. 

СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ, в %
 
Годы
Доля  занятых
В сельском хозяйстве В промышленности В сфере услуг
Россия
1900 58,6 27,4 13,8
1950 36,7 36,8 36,5
2000 13,1 30,0 56,9

Информация о работе Анализ развития сферы услуг