Современные тенденции развития розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:56, доклад

Описание работы

Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.

Работа содержит 1 файл

маркетинг.docx

— 20.78 Кб (Скачать)

     Торговля  является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики. Сегодня розничные предприятия диктуют свою политику не только отдельным производителям и сегментам рынка, но и целым отраслям промышленности, регионам.

     Объем розничной торговли за последние  три года растет опережающими темпами  по сравнению с ВВП и оборотом промышленности. В 2004г. по сравнению с 2003г. оборот розничной торговли увеличился на 12,5% и составил 5597,9 млрд. руб. Торговые предприятия занимают наибольший удельный вес (38,3%) от общего числа предприятий РФ. За последние пять лет их количество неуклонно растет, и к 1.01.2005г. достигло 1691 тыс. Число организаций розничной торговли в 2004г. выросло на 4,9% и составило 212,0 тыс.; число вещевых, смешанных и продовольственных рынков – 6,4 тыс., число индивидуальных предпринимателей – 1,5 млн. Наиболее динамично развивались малые предприятия розничной торговли, их количество увеличилось на 22,5%, число крупных и средних организаций – только на 6,6%.

     Численность занятых в оптовой, розничной  торговле и общественном питании  постепенно увеличивается в течение  последних лет и составляет более 10 млн. человек.

     Значительные  перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение  последних лет, повлекли за собой  существенные изменения в характере  и условиях функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе  и в розничной торговле. В настоящее время розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения связаны, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями.

     На  потребительском рынке РФ уже успешно функционируют такие торговые сети как Пятерочка, Перекресток, Копейка, Рамстор, Лента, Метро, Паттэрсон, Ашан, Спар, Маркткауф, Эльдорадо, М-видео, Телемакс, Дикси, Красный Куб, Ароматный Мир, Эконика и др. Именно интеграция стала сегодня ответным шагом отечественных торговых предприятий на усиление конкуренции со стороны иностранных сетей. Доля сетевых магазинов особо велика среди специализированных магазинов. В частности, по данным исследований компании БизнесИнтел в Москве в различные сети входит уже 24%, а в Петербурге – 37% магазинов. Среди магазинов смешанного продовольственного ассортимента доля сетевых магазинов не велика: в Санкт-Петербурге эта цифра составляет менее 25%. Наибольшая же доля сетевых магазинов приходится на специализированные промтоварные магазины. Так среди магазинов, осуществляющих торговлю обувью, строительными товарами, ювелирными изделиями более 50% входят в различные сети.

     Однако следует отметить, что, несмотря на стремительное развитие в последние годы отечественных розничных сетей, они пока еще не способны противостоять приходу крупных иностранных конкурентов. И по количеству, и по качеству, торговая сеть РФ еще не достигла уровня развитых стран мира.

     Выход международных розничных сетей  на региональные рынки РФ носит неоднозначный  характер. С одной стороны, формирование отечественных и приход международных  сетей с мощными финансовыми, материально-техническими ресурсами позволяет внедрить современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функций логистики и дистрибуции, сократить число и ужесточить работу с поставщиками,существенно повысить качество обслуживания, расширить ассортимент продаваемых товаров, а также пускай не надолго (год-два), но снизить розничные цены. С другой стороны, их появление  приводит к монополизации потребительского рынка, к диктату условий как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных магазинов, небольших местных розничных сетей и зачастую предприятий местной промышленности, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы.

     Основными технологиями развития и укрепления сетей становятся внедрение в  оптовую торговлю, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, покупка собственных сетевых торговых марок. Использование собственных торговых марок дает розничным сетям существенные преимущества, значительно большие, чем использование карточек постоянных покупателей и систем накопительных скидок; их применение позволяет снизить издержки и цены на товары, оптимизировать и стабилизировать систему поставок товаров. За счет использования сетевых торговых марок и современных методов АСУ продажами розничные предприятия получают возможность более мобильно реагировать на постоянно изменяющиеся потребности покупателей, подстраивать товары и ассортимент под потребности того сегмента, который является ключевым для данной розничной сети.

     За  последние два года объем товарооборота  через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, тем не менее, процесс замещения нарозничном рынке таких форматов, как многопрофильные, специализированные и узкоспециализированные магазины с малой торговой площадью и оптовые рынки, будет проходить еще в течение долгого времени, так как обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в РФ в целом, относительно невысокая; она в 2,5 раза меньше европейского уровня. Тем более что большая часть населения (около 60%) пока предпочитает делать покупки в традиционных местах: небольших розничных магазинах, рынках, киосках; в СЗФО эта цифра еще выше.

     Вследствие  этого приоритетными направлениями  развития розничной торговли РФ становятся следующие:

     • совершенствование нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на потребительском рынке;

     • создание эффективной системы управления (координации) потребительским рынком для более полного удовлетворения спроса на товары  и услуги;

     • реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;

     • развитие и оптимизация структуры торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных рынков;

     • приоритетное развитие социально ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и магазинов-дискаунтеров;

     • обеспечение территориальной доступности товаров для всех социальных групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети;размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;

     • упорядочение и качественные улучшения объектов мелкорозничной торговой сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли внеустановленных местах; перевод мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;

     • постепенный переход на преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание, торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции, изделий народных промыслов, сезонных распродаж;

     • учет приоритетов потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах культурно-развлекательных мероприятий;

     • повышение качества товаров и культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.

     Таким образом, в связи с формированием  новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы  управления в России возникла необходимость  разработки новых эффективно функционирующих  механизмов координации потребительского рынка и розничной торговли. Очевидно, что сегодня необходима новая  комплексная программа развития розничной торговли РФ, в которой  одним из основных пунктов должен являться вопрос о взаимоотношении  уже имеющейся структуры с  международными розничными сетями. 
 

     Сдерживающие  факторы развития 

     В то же время можно отметить, что  при нынешнем уровне развития розницы  рост “популярности” среди потребителей современных форматов торговли сдерживается и ценовым фактором: в регионах, где уровень развития “новых форматов”  невысок, цены в них по сравнению  с другими торговыми точками  заметно выше. То есть очевидно, что при освоении новых для себя регионов операторы, развивающие современные форматы, склонны в первую очередь ориентироваться на потребителей с высоким уровнем доходов).

     В то же время в регионах, где уровень  развития “новых” форматов более  высок, наблюдается совсем иная картина: цены в них ниже, чем в обычных  магазинах, а в мегаполисах даже ниже, чем на рынках. Таким образом, можно предполагать, что в дальнейшем с развитием современной розницы  в других регионах, а также связанным  с этим ростом конкуренции разрыв в ценах также будет сокращаться.

     Немаловажным  аспектом, сдерживающим развитие современных  форматов, на сегодняшний день является их географическая доступность, точнее сказать, недоступность для конечного  потребителя, вынужденного тратить  много времени на дорогу. Опросы потребителей в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что, если бы время на дорогу было не столь значительным, более 80% покупателей предпочли бы делать покупки в торговых точках “новых”  форматов. Причем уровень доходов  не имеет здесь решающего значения: потенциально на покупки в современной  рознице ориентированы потребители  всех доходных групп.

     В то же время на данном этапе развитие современной розницы в регионах сдерживают в первую очередь факторы  предложения: невозможность и неготовность основных операторов рынка инвестировать  в развитие и новое строительство, ограниченность управленческих, временных  и прочих ресурсов.

     О пределах же роста современных форматов на данный момент говорить пока не приходится. Даже в Москве, которая по показателям  доходов населения и розничного товарооборота не только достигает, но и опережает большинство стран  Восточной Европы, на сегодняшний  день доля современных форматов значительно  ниже.

Информация о работе Современные тенденции развития розничной торговли