Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:35, контрольная работа
Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития международного туризма, и роли России на международном рынке туристических услуг.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, в некоторых странах туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики.
Целью
данной работы является анализ проблем
и перспектив развития международного
туризма, и роли России на международном
рынке туристических услуг.
ГЛАВА 1. РЫНОК МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА.
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.
Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме.
1.
Туристы. Это люди, которые испытывают
различные психические и
2.
Организации, предоставляющие
3.
Местные органы власти. Рассматривают
туризм как важный фактор
4.
Принимающая сторона. Местное
население, воспринимающее
Задача
туристского бизнеса –
По географическому принципу выделяется два вида туризма: внутренний и международный.
Туризм внутренний –
Международный туризм охватывает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянного места жительства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. На первой конференции ООН по туризму и путешествиям, которая в 1968году проходила в Риме, было разработано определение международного туризма. Иностранный турист – это «временный посетитель», т.е. любое лицо, посещающее другую страну, нежели та, в которой он постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране. К иностранным туристам относятся все временные посетители, прибывшие в данную страну не менее чем на 24 часа. В некоторых странах это время может быть другим.
Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платёжного баланса. Приезжающие иностранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают поступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют её платёжный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название «активного туризма». Выезд туристов сопровождается оттоком национальной валюты. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве платёжного баланса страны – экспортёра туристов, а сам туризм именуется «пассивным».По направлению туристского потока выделяется въездной и выездной туризм.
Туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.
Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.
По целям поездки туризм делится на: рекреационный, оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, научный, спортивный, паломнический, экотуризм и т.д.
Как правило, с повышением значимости туризма в экономике страны увеличивается и внедрение государства в индустрию через министерство с соответствующими полномочиями или посредством участия различных международных организаций. Флагманом международного туризма является Всемирная туристская организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом, например Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международная организация гражданской авиации (ICAO).
Большинство стран имеет свои национальные туристские организации. Некоторые из них, например, во Франции и Испании, входят в правительство, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются им централизованными финансовыми вливаниями, как в Великобритании. Администрация путешествий и туризма США поддерживается федеральным правительством, но большинство обязанностей по маркетингу и развитию ложится на плечи отдельных штатов. Организация финансируется за счет ежегодных федеральных кредитов в размере 17,5 млн. долл. и партнерских взносов частного сектора в 20 млн. долл.
Как правило, в туристских
Страны обмениваются туристами
и соответственно деньгами. Как
правило, происходит обмен
Таблица 1.
Международные туристские прибытия и доходы от туризма в Европейском туристском регионе
Страна | Международные туристские | Поступления от международного | ||||||||
поступления | туризма | |||||||||
Доля | Доля | |||||||||
Темп | страны в | страны в | ||||||||
2005 год | 2006 год | роста | регионе | 2005 год | 2006 год | регионе | ||||
(млн.чел) | (млн.чел) | (%) | (%) | (млрд·долл.) | (млрд.долл.) | (%) | ||||
Австрия | 19.952 | 20,261 | 1,5 | 4,4 | 16,012 | 16,658 | 4,4 | |||
Бельгия | 6.747 | 6,995 | 3,7 | 1,5 | 9,868 | 11,535 | 3,1 | |||
Болгария | 4,837 | 5,158 | 6,6 | 1,1 | 2,43 | 2,586 | 0,7 | |||
Хорватия | 8,467 | 8,659 | 2,3 | 1,9 | 7,463 | 7,902 | 2,1 | |||
Чехия | 6,336 | 6,435 | 1,6 | 1,4 | 4,668 | 5,007 | 1,3 | |||
Франция | 75,908 | 79,083 | 4,2 | 17,2 | 42,276 | 42,91 | 11,5 | |||
Германия | 21,5 | 23,569 | 9,6 | 5,1 | 29,173 | 32,76 | 8,7 | |||
Греция | 14,765 | 16,039 | 8,6 | 3,5 | 13,731 | 14,259 | 3,8 | |||
Венгрия | 9,979 | 9,259 | -7,2 | 2 | 4,271 | 4,519 | 1,2 | |||
Ирландия | 7,333 | 8,001 | 9,1 | 1,7 | 4,744 | 5,242 | 1,4 | |||
Италия | 36,513 | 41,058 | 12,4 | 8,9 | 35,398 | 38,129 | 10,2 | |||
Нидерланды | 10,012 | 10,739 | 7,3 | 2,3 | 10,475 | 11,516 | 3,1 | |||
Норвегия | 3,824 | 3,945 | 3,2 | 0,9 | 3,495 | 3,76 | 1 | |||
Польша | 15,2 | 15,67 | 3,1 | 3,4 | 6,274 | 7,239 | 1,9 | |||
Португалия | 10.612 | 11,282 | 6,3 | 2,4 | 7,712 | 8,349 | 2,2 | |||
Россия | 19.94 | 20,199 | 1,3 | 4,4 | 5,564 | 7,025 | 1,9 | |||
Испання | 55,914 | 58,451 | 4,5 | 12,7 | 47,97 | 51,115 | 13,6 | |||
Швеция | 7,229 | 7,863 | 8,8 | 1,7 | 11,04 | 11,843 | 3,2 | |||
Турция | 20,273 | 18,916 | -6,7 | 4,1 | 18,152 | 16,853 | 4,5 | |||
Украина | 17,631 | 18,936 | 7,4 | 4,1 | 3,125 | 3,485 | 0,9 | |||
Великобритания | 28,039 | 30,654 | 9,3 | 6,7 | 30,675 | 33,695 | 9 | |||
Всего ЕВРОПА | 438,743 | 460,835 | 5 | 100 | 348,803 | 374,514 | 100 |
Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и регионам ВАТ (из Японии в Таиланд). Страны Африки, Ближнего Востока и Южной Азии не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма. Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристические центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.
1.2. Анализ динамики и тенденции развития
международного рынка.
Туризм получил свое бурное развитие в ХХ веке, особенно во второй его половине. Этому в немалой степени способствовали достижения научно-технического прогресса в области транспорта: и обретение реактивных самолетов, открытие дальних трансмаршрутных пассажирских авиалиний, революционный переворот в теплоходном транспорте, приведший к изобретению формулы круиза, совершенствование автомобильного и железнодорожного транспорта. Все это дало невиданные возможности по продолжительности и протяженности туристских маршрутов, по доступности самых отдаленных регионов, по возможностям совершать поездки в довольно короткие сроки. Недаром туризм называли феноменом ХХ в.
XXI в. - век информационных технологий, их усовершенствования и дальнейшего влияния на развитие туризма. Все это послужило почвой для возникновения определенных тенденций современного развития туризма. К современным тенденциям развития туризма относятся:
-
ускорение информационных
- укрупнение (концентрация) капиталов и проникновение их на зарубежные рынки;
- интеграция: горизонтальная - расширение однородного бизнеса, интернационализация бизнеса (транснациональные компании, международные цепочки отелей и Т.д.); вертикальная - расширение компании за счет диверсификации;
- дифференциация туристского предложения;