Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:53, реферат
Один из крупных в структуре ВВП сектор экономики «Торговля» как вид экономической деятельности, обеспечивающий продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в масштабах страны и в рамках внешнеэкономической деятельности, тесно связан с другими отраслями экономики.
Введение
1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Место торговли в экономике Республики Казахстан
1.2. Тенденции развития внутренней торговли в Республике Казахстан.
1.2.1. Тенденции развития розничной торговли
1.2.1.1. Анализ динамики и факторов розничной торговли
1.2.1.2. Анализ динамики региональной структуры объема розничной торговли
1.2.1.3. Анализ динамики объема розничной торговли по каналам реализации
1.2.1.4. Анализ динамики товарной структуры от объема розничной торговли
1.2.2. Анализ торговых площадей
1.2.2.1. Анализ динамики торговых площадей по регионам Республики Казахстан
1.2.2.2.Анализ торговых площадей по категориям
1.2.2.3. Анализ обеспеченности торговыми площадями
1.2.3. Тенденции развития оптовой торговли
1.2.4. Тенденции развития в сфере деятельности товарных бирж
1.3. Тенденции развития внешней торговли
1.3.1. Анализ динамики структуры внешней торговли
1.3.2. Анализ динамики импорта
1.3.2.1. Основные поставщики.
1.3.2.2. Ввозимые в Казахстан товары.
1.3.2.3. Импорт товаров из стран-членов Таможенного союза.
1.3.3. Анализ динамики экспортатоваров
1.3.3.1. Основные покупатели.
1.3.3.2. Товары, экспортируемые из Казахстана.
1.3.3.3.Товары, экспортируемые в страны Таможенного союза.
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАНЫ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
4.ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
5. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ТОО «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта и телекоммуникаций»
Введение
1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Место торговли в экономике Республики Казахстан
1.2. Тенденции развития внутренней торговли в Республике Казахстан.
1.2.1. Тенденции развития розничной торговли
1.2.1.1. Анализ динамики и факторов розничной торговли
1.2.1.2. Анализ динамики региональной структуры объема розничной торговли
1.2.1.3. Анализ динамики объема розничной торговли по каналам реализации
1.2.1.4. Анализ динамики товарной структуры от объема розничной торговли
1.2.2. Анализ торговых площадей
1.2.2.1. Анализ динамики торговых площадей по регионам Республики Казахстан
1.2.2.2. Анализ торговых площадей по категориям
1.2.2.3. Анализ обеспеченности торговыми площадями
1.2.3. Тенденции развития оптовой торговли
1.2.4. Тенденции развития в сфере деятельности товарных бирж
1.3. Тенденции развития внешней торговли
1.3.1. Анализ динамики структуры внешней торговли
1.3.2. Анализ динамики импорта
1.3.2.1. Основные поставщики.
1.3.2.2. Ввозимые в Казахстан товары.
1.3.2.3. Импорт товаров из стран-членов Таможенного союза.
1.3.3. Анализ динамики экспортатоваров
1.3.3.1. Основные покупатели.
1.3.3.2. Товары, экспортируемые из Казахстана.
1.3.3.3. Товары, экспортируемые в страны Таможенного союза.
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАНЫ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
4. ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
5. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Развитие торговли в РК: анализ тенденций и влияния на макроэкономические индикаторы 2
ТОО «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта и телекоммуникаций»
Один из крупных[1] в структуре ВВП сектор экономики «Торговля» как вид экономической деятельности, обеспечивающий продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в масштабах страны и в рамках внешнеэкономической деятельности, тесно связан с другими отраслями экономики.
Функциональная связь определяет взаимное влияние основных характеристик развития торговли и макроэкономических индикаторов:
тенденции развития торговли в целом и отдельных ее структурных аспектов непременно влияют на состояние и перспективы всей экономики страны;
в то же время такие макроэкономические показатели как экономический рост в целом и по отраслям, накопления основного капитала, доходы населения и другие вкупе с показателями конъюнктуры мировых товарных рынков служат основными факторами, определяющими развитие торговли.
Настоящий отчет сформирован по результатам исследования тенденций развития торговли за последние 5 лет и ее влияния на макроэкономические показатели страны. В рамках исследования был осуществлен анализ факторов, влияющих на развитие торговли, в целом по республике и на региональном уровне, по странам партнерам, по важнейшим товарным рынкам и оценка степени влияния развития торговли на экономическое развитие страны и ее регионов.
Анализ динамики показателей торговли осуществлен по двум основным аспектам: внутренняя и внешняя торговля. В свою очередь, анализ состояния внутренней торговли включил анализ масштабов и потенциала торговой деятельности:
объемов торговых сделок (объемов торговли, объемов услуг, относящихся к торговой деятельности),
количества и размеров торговых объектов (торговых точек, рынков, товарных бирж, пунктов общественного питания).
Анализ внешней торговли включил изучение объемов экспорта, импорта по странам и видам товаров.
Также представлен анализ перспектив развития внутренней и внешней торговли, с учетом направлений развития малого и среднего бизнеса страны, международного сотрудничества, включая участие Казахстана в таможенном союзе.
Сектор торговли в экономике Республики Казахстан выполняет важную экономическую и социальную роль. В среднем вклад торговли в ВВП за период с 2000 года составляет порядка 12,2%, а в общую занятость – 15%.
Рисунок 1.
По удельному весу сектор торговли занимает третье место и в структуре ВВП (в текущих ценах) и структуре занятости населения.
С 2005 года доля торговли в ВВП выросла на 1,2% за счет ускорения роста физических объемов в 1,4 раза, и повышения темпов роста цен в торговле в 2,2 раза. Рост долей торговли и промышленности (на 3,1%) за последние шесть лет сопровождался одновременным снижением удельного веса в ВВП сельского хозяйства на 1,9%, транспорта на 1,7%, строительства на 0,1% и других отраслей в совокупности на 0,8%.
Таблица 1. Индексный анализ динамики структуры ВВП
Отрасли экономики | Изменение значения показателя с 2005 года | Рост цен (отношение значения в текущих ценах к значению в постоянных ценах) | Изменение доли в ВВП с 2005 года | |
в постоянных ценах | в текущих ценах | |||
ВВП | 1,4 | 2,9 | 2,1 |
|
Сельское хозяйство | 1,1 | 2,0 | 1,9 | -0,019 |
Промышленность | 1,3 | 3,2 | 2,4 | 0,031 |
Строительство | 1,6 | 2,8 | 1,7 | -0,001 |
Торговля | 1,4 | 3,2 | 2,2 | 0,012 |
Транспорт | 1,3 | 2,4 | 1,7 | -0,018 |
Другие отрасли | 1,4 | 2,8 | 2,1 | -0,008 |
По итогам анализа динамики отраслевой структуры ВВП за период 2005-2010 гг. выяснилось, что главным определяющим фактором изменения доли отрасли в ВВП является опережающий рост цен по сравнению с темпами роста физических объемов:
наибольший рост доли в ВВП принадлежит промышленности, здесь рост цен в отрасли почти в 2 раза опережает темпы изменения физических объемов, скорость изменения которых близка к среднему темпу изменения объемов в экономике в целом;
наибольшее снижение доли в ВВП наблюдается по сельскому хозяйству, где рост цен также опережает темпы изменения физических объемов почти в 2 раза, однако сам рост физических объемов самый низкий в экономике ─ 1,1 раза;
почти не изменилась доля в ВВП строительной отрасли, по которой темпы роста цен удерживались на уровне темпов роста физических объемов, хотя сам рост физических объемов в строительстве самый высокий в экономике ─ 1,6 раза;
вес торговли в ВВП обусловлен ростом цен в торговле и ростом физического объема ВДС торговли, причем темп роста цен опережает темп роста объема торговли в 1,6 раза.
Рисунок 2.
На рис.2 отображено представление результатов индексного анализа динамики структуры ВВП (таблица 1). Координаты точек определены индексом цен в отрасли и индексом физического объема ВДС отрасли;третьим измерением на диаграмме является размер (площадь) точки, которое показывает изменение доли в ВВП: рост – цветная точка, снижение – контур точки.
Концентрация точек в верхнем левом квандранте демонстрирует опережение ростацен относительно роста физических объемов.
За анализируемый период доля торговли в общей занятости выросла на 0,8% и составила 15% от общей численности занятого населения в экономике, при этом численность занятого населения в торговле выросла на 18%.
Рост численности занятого населения в торговле наблюдается на фоне роста физических объемов ВВП, в частности –объемов торговли, и роста общей занятости в экономике. Опережающие темпы роста торговли по сравнению с темпами роста численности занятого в торговле населения определяют рост производительности отрасли. За период 2005-2010 гг. производительность отрасли выросла в 2,5 раза и составила 1,92 тенге на человека.
Рисунок 3.
На рисунке 3 представлены результаты индексного анализа динамики структуры численности занятого в экономике населения и динамики структуры ВВП. Диаграммы демонстрируют зависимость следующих величин:
зависимость изменения численности занятых в торговле от роста ВВП в постоянных ценах и численности занятых в экономике по данным за период 2005-2010 гг. Диаметр точки соответствует величине роста численности занятых в торговле;
зависимость роста производительности торговли[2] от роста ВДС и роста численности занятых в торговле.
По шкале, где по полюсам находятся промышленность как высокопроизводительная отрасль, и сельское хозяйство – как самая трудоемкая, торговля находится ближе остальных к сельскохозяйственной отрасли. Это свидетельствует о невысокой производительности торговой деятельности и имеющемся потенциале для развития более эффективных форматов торговли.
Рисунок 4.
Динамика отношения удельного веса торговли в ВВП к весу в занятости демонстрирует тенденцию приближения к 1 в среднем на 1% в год, в целом за период с 2000 по 2010 год изменение составило 7%, с 2005 года – 3%. Это свидетельствует о постепенном росте производительности труда в отрасли торговля.
Развитие торговли в РК: анализ тенденций и влияния на макроэкономические индикаторы 2
ТОО «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта и телекоммуникаций»
За период с 2000 по 2010 годы объем розничной торговли увеличился с 570,4 млрд. тенге до 3 197,1 млрд. тенге. В текущих ценах объем розничной торговли увеличился в 5,6 раза, а в постоянных ценах – в 2,78 раза. В 2010 году индекс физического объема розничной торговли увеличился на 17,9%.
Рисунок 5.
С 2005 года розничная торговля выросла в текущих ценах в 2,27 раза, а в постоянных – в 1,51 раза. При возрастающей динамике объемов розничной торговли за последние пять лет наблюдается снижение темпов роста физических объемов и ускорение роста цен в розничной торговле по сравнению с предыдущей пятилеткой. К концу анализируемого периода темпы роста цен в торговле сравнялись с темпами роста физических объемов розничной торговли.
Таблица 2 Индексный анализ динамики розничной торговли
Период | Рост объема розничной торговли | Рост цен в розничной торговле (отношение значения в текущих ценах к значению в постоянных ценах) | |
в постоянных ценах | в текущих ценах | ||
2000-2010 гг. | 2,78 | 5,60 | 2,02 |
2000-2005 гг. | 1,84 | 2,47 | 1,34 |
2005-2010 гг. | 1,51 | 2,27 | 1,51 |