Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:53, реферат
Один из крупных в структуре ВВП сектор экономики «Торговля» как вид экономической деятельности, обеспечивающий продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в масштабах страны и в рамках внешнеэкономической деятельности, тесно связан с другими отраслями экономики.
Введение
1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Место торговли в экономике Республики Казахстан
1.2. Тенденции развития внутренней торговли в Республике Казахстан.
1.2.1. Тенденции развития розничной торговли
1.2.1.1. Анализ динамики и факторов розничной торговли
1.2.1.2. Анализ динамики региональной структуры объема розничной торговли
1.2.1.3. Анализ динамики объема розничной торговли по каналам реализации
1.2.1.4. Анализ динамики товарной структуры от объема розничной торговли
1.2.2. Анализ торговых площадей
1.2.2.1. Анализ динамики торговых площадей по регионам Республики Казахстан
1.2.2.2.Анализ торговых площадей по категориям
1.2.2.3. Анализ обеспеченности торговыми площадями
1.2.3. Тенденции развития оптовой торговли
1.2.4. Тенденции развития в сфере деятельности товарных бирж
1.3. Тенденции развития внешней торговли
1.3.1. Анализ динамики структуры внешней торговли
1.3.2. Анализ динамики импорта
1.3.2.1. Основные поставщики.
1.3.2.2. Ввозимые в Казахстан товары.
1.3.2.3. Импорт товаров из стран-членов Таможенного союза.
1.3.3. Анализ динамики экспортатоваров
1.3.3.1. Основные покупатели.
1.3.3.2. Товары, экспортируемые из Казахстана.
1.3.3.3.Товары, экспортируемые в страны Таможенного союза.
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАНЫ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
4.ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
5. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Основные виды продукции, вывозимые из Казахстана в Россию:
руды и концентраты железные;
уголь каменный;
нефть сырая;
искусственный корунд;
элементы химические радиоактивные;
прокат плоский из железа плакированный;
газы нефтяные.
Таким образом, основная доля вывозимых товаров является сырьем или полуфабрикатом, используемыми для производства конечной продукции.
Основной продукцией, вывозимой из Казахстана в Республику Беларусь, являются:
прокат плоский из железа плакированный;
прокат плоский из железа холоднокатаный;
ленты конвейерные или ремни приводные;
прокат плоский из железа горячекатаный;
ферросплавы.
Это говорит о том, что в Беларусь также преимущественно вывозится либо сырье, либо полуфабрикаты для последующей переработки.
Развитие торговли в РК: анализ тенденций и влияния на макроэкономические индикаторы 2
ТОО «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта и телекоммуникаций»
Трудно переоценить влияние развития торговли на макроэкономические показатели. Тенденции изменения объемов и цен в торговле выступают основными факторами макроэкономической и внешнеэкономической стабильности.
Благодаря большому удельному весу в ВВП (в среднем 12% за последние пять лет) и в общей занятости населения в экономике (в среднем 15%) торговля выполняет важную экономическую и социальную роль:
За последние 5 лет доля торговли в ВВП выросла на 1,2% за счет ускорения роста физических объемов в 1,4 раза, и повышения темпов роста цен в торговле в 2,2 раза.
За рассматриваемый период доля торговли в общей занятости выросла на 0,8% и составила 15% от общей численности занятого населения в экономике, при этом численность занятого населения в торговле выросла на 18% за период.
Опережающие темпы роста ВДС торговли по сравнению с темпами роста численности занятого в торговле населения определяют рост производительности отрасли. За период 2005-2010 гг. производительность отрасли выросла в 2,5 раза и составила 1,92 тенге на человека.
Рисунок 42
Из рис. 42 видно, что с ускорением темпов роста объемов торговли наблюдается тенденция:
соответствующего роста ИФО ВВП;
опережения темпов инфляции;
отставания темпов роста численности занятых в экономике.
Показатели внешней торговли служат индикаторами внешнеэкономической стабильности. В течение последних пяти лет казахстанское сальдо внешней торговли является положительным: темпы роста импорта не превышали темпы роста экспорта более чем на 13%.
Рисунок 43
Товарная структура внешнеторгового оборота достаточно сильно влияет на развитие производства в нашей стране:
с одной стороны - значительная доля импорта товаров, которые имеют потенциал для производства в республике фактически не стимулирует развитие отечественного производства;
с другой - значительная доля экспорта сырьевой продукции и полуфабрикатов в основном металлургической и нефтяной продукции может привести к снижению обеспеченности сырьем в таких отраслях как машиностроение, производство готовой металлургической продукции, производство строительных материалов, химической и нефтегазохимической, легкой промышленности.
Перспективы развития торговли связаны с совершенствованием торговой инфраструктуры, с развитием различных видов торговли и интеграцией в мировую торговую систему.
В целях создания системной и институциональной основы для устойчивого развития торговой отрасли Республики Казахстан и повышения ее конкурентоспособности разработана Программа по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы.
Основной задачей программы служит обеспечение поддержки основным перспективным направлениям развития торговли. В области внутренней торговли это – обеспечение роста эффективности торговли (производительности труда в торговле) через совершенствование торговой инфраструктуры (государственной поддержки, сервисной поддержки) и создание условий для развития различных видов торговли. В области внешней торговли программа ориентирована на обеспечение эффективной и оперативной системы продвижения и защиты экономических интересов республики: создание благоприятных условий для развития производства современной конкурентоспособной продукции на территории Казахстана, формирование новых экспортоориентированных производств и привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора, и продвижения казахстанской продукции на внешние рынки.
Программа определяет основные целевые индикаторы внутренней и внешней торговли.
Таблица 13 Целевые индикаторы развития торговли РК
Показатель | План |
Источник информации | |||||
2011год | 2012год | 2013год | 2014год | ||||
Темп роста объема розничной торговли в % к предыдущему году | 102 | 103 | 104 | 106 | Статданные | ||
Темп роста индекса физического объема в % к предыдущему году | 104 | 104,1 | 104,4 | 105,3 | Статданные | ||
Общая площадь торговых предприятий в тыс.м2 | 3 260 | 3 488 | 3 767 | 4 068 | Статданные | ||
Обеспеченность торговыми площадями на 1000 человек | 187 | 200 | 216 | 233 | Статданные | ||
Обеспеченность торговыми площадями категории «А» на 1000 человек | 67 | 81 | 97 | 116 | Отчет АО «Центр развития торговой политики» | ||
Объемы продаж (в ценах базового года) на 1 кв.м торговой площади (в тыс. тенге) | 913 | 1 004 | 1 105 | 1 215 | Отчет АО «Центр развития торговой политики» | ||
Степень консолидированности розничного рынка | 5,5% | 6,0% | 6,6% | 7,3% | Отчет АО «Центр развития торговой политики» | ||
Объем торговых операций через биржи в общем объеме товарооборота, % | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | Отчет АО «Центр развития торговой политики» | ||
Темп роста внешнеторгового оборота в % к предыдущему году | 106,2 | 105 | 103,7 | 104,1 | Статданные | ||
Рейтинг ВЭФ по вовлеченности в мировую торговую систему | 88 | 87 | 84 | 80 | Отчет рейтинга ВЭФ |
Стимулирование развития торговой инфраструктуры предполагает в частности стимулирование развития дистрибьюторских центров и оптовых структур, объединения малых торговых форматов и кооперации между производителями и потребителями сельской местности и города. В первую очередь, эти меры направлены на повышение конкурентоспособности сельхозпроизводителей и требуют финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства в торговле (особенно в сельской местности). Программа развития торговли предполагает оказание такой поддержки через инструменты ФРП «Даму» для возмещения части затрат по маркетинговым исследованиям, для объединения малых торговых форматов («магазины у дома») под единым брендом и единой ассортиментной и ценовой политикой, в том числе, на покупку ими торгового оборудования, а также предоставления лизинга на приобретение основных средств на льготных условиях.
Создание благоприятных условий для развития отечественного производства предполагается главным образом обеспечить совершенствованием таможенно-тарифной политики с учетом функционирования Таможенного союза. Таможенный союз предоставляет ряд преимуществ для потенциальных иностранных инвесторов, позволяет расширить рынок сбыта, сократить транспортные и таможенные расходы при экспорте товаров, упростить систему налогообложения при транзите товаров через Россию и Белоруссию. В этой связи, будет осуществлено стимулированиемодернизациипрои
С другой стороны, функционирование Таможенного союза потребует защиты внутреннего рынка при импорте товаров. В этой связи требует наличие аналитической платформы, специализированной на выявлении значительных объемов импорта, угрожающих производству либо препятствующих реализации инвестиционных проектов.
Перспективы внешней торговли связаны с развитием международного партнерства с учетом следующих приоритетных секторов экономики:
традиционных (нефтегазового сектора, горнометаллургического комплекса, атомной и химической промышленности с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы),
основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства (машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика);
производств, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных преимущественно на экспорт (агропромышленный комплекс, легкая промышленность, туризм);
секторов «экономики будущего», которые будут играть доминирующую роль в мировой экономике в последующие 15 – 20 лет (информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность).
Долгосрочное развитие любой отрасли экономики во многом зависит от прозрачности, информированности, и предсказуемости рынка. В этой связи создана исследовательская и аналитическая и платформа.
Анализ динамики показателей внутренней торговли за период 2006-2010 годы проявил следующие тенденции:
1) Снижение темпов роста физических объемов розничной торговли и ускорение роста цен в розничной торговле по сравнению с 2000-2005 гг. К концу анализируемого периода темпы роста цен в торговле сравнялись с темпами роста физических объемов розничной торговли.
2) Достижение в 2009 году нижней точки перегиба циклической компоненты динамики развития розничной торговли, и ожидаемый в перспективе рост в соответствии с ростом экономических и социальных факторов торговли (производство товаров, грузооборот, строительство, реальные денежные доходы населения).
3) Тенденция к выравниванию долей регионов в общем объеме розничной торговли в соответствии с уравновешиванием по регионам главного определяющего фактора изменения региональной структуры объема розничной торговли ─ веса региона в доходах населения.
4) Рост доли продаж непродовольственных товаров в связи с тенденцией роста реальных денежных доходов населения на фоне роста импорта и производства товаров.
5) За последние пять лет величина, характеризующая обеспеченность населения торговыми площадями увеличилась на 58% и составила 190 кв. м на 1000 жителей республики на начало 2010 года.
6) Общее снижение темпов роста объемов в оптовой торговле по сравнению с предыдущей пятилеткой.
7) Высокая территориальная концентрация оптовой торговли (половина регионов страны (8) представляет 80% всего объема оптовой торговли)
8) Снижение темпов роста объемов и цен во внешней торговле по сравнению с предыдущей пятилеткой. К концу анализируемого периода темпы роста цен в торговле сравнялись с темпами роста объемов внешнеторгового оборота.