Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:53, реферат
Один из крупных в структуре ВВП сектор экономики «Торговля» как вид экономической деятельности, обеспечивающий продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям в масштабах страны и в рамках внешнеэкономической деятельности, тесно связан с другими отраслями экономики.
Введение
1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Место торговли в экономике Республики Казахстан
1.2. Тенденции развития внутренней торговли в Республике Казахстан.
1.2.1. Тенденции развития розничной торговли
1.2.1.1. Анализ динамики и факторов розничной торговли
1.2.1.2. Анализ динамики региональной структуры объема розничной торговли
1.2.1.3. Анализ динамики объема розничной торговли по каналам реализации
1.2.1.4. Анализ динамики товарной структуры от объема розничной торговли
1.2.2. Анализ торговых площадей
1.2.2.1. Анализ динамики торговых площадей по регионам Республики Казахстан
1.2.2.2.Анализ торговых площадей по категориям
1.2.2.3. Анализ обеспеченности торговыми площадями
1.2.3. Тенденции развития оптовой торговли
1.2.4. Тенденции развития в сфере деятельности товарных бирж
1.3. Тенденции развития внешней торговли
1.3.1. Анализ динамики структуры внешней торговли
1.3.2. Анализ динамики импорта
1.3.2.1. Основные поставщики.
1.3.2.2. Ввозимые в Казахстан товары.
1.3.2.3. Импорт товаров из стран-членов Таможенного союза.
1.3.3. Анализ динамики экспортатоваров
1.3.3.1. Основные покупатели.
1.3.3.2. Товары, экспортируемые из Казахстана.
1.3.3.3.Товары, экспортируемые в страны Таможенного союза.
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРАНЫ
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
4.ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЕ
5. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Влияние фактора спроса характеризуется обратной зависимостью: рост доходов населения способствует снижению доли продаж продовольственных товаров. Это является следствием роста затрат населения на непродовольственные товары.
Тенденция роста реальных денежных доходов населения на фоне роста импорта и производства товаров позволяет прогнозировать рост доли продаж непродовольственных товаров в ближайшей перспективе.
Рисунок 16.
Представление результатов анализа факторов снижения доли продаж продовольственных товаров: доля продаж продовольственных товаров обратно пропорциональна росту производства и импорта товаров и росту реальных денежных доходов населения.
Развитие торговли в РК: анализ тенденций и влияния на макроэкономические индикаторы 2
ТОО «Научно-исследовательский институт экономики и информатизации транспорта и телекоммуникаций»
Согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике за период с 1 января 2005 г. по 1 января 2010 г. общая площадь торговых предприятий Республики Казахстан увеличилась с 1 811 тыс. кв. м до 3 075 тыс. кв. м или на 69,8%. Рост торговых площадей связан с ростом физического объема розничной торговли за этот период на 51% и повышением инвестиционной привлекательности объектов розничной торговли.
В 2010 году на 1 кв.м розничных торговых площадей пришлось в среднем по республике – 1040 тыс. тенге в год. Эффективность торговых площадей за последние пять лет выросла на 34%.
Рисунок 17.
В региональной структуре наибольший рост торговых площадей в этот период наблюдался в г. Астана – 223% и Атырауской области – 203%. При этом, соотношение количества торговых точек и торговых площадей свидетельствует о развитии предприятий сферы торговли современных форматов – это магазины с торговой площадью свыше 100 кв.м. Основным фактором роста количества торговых точек в данных регионах послужил соответствующий рост объемов розничной торговли. Значительное увеличение торговых площадей наблюдается в г. Алматы – на 99%, в Кызылординской, Южно-Казахстанской и Павлодарской областях – на 95%, 77% и 75%, соответственно.
Увеличение торговых площадей в Алматинской, Северо-Казахстанской, Жамбылской областях составило 21-27% и показало наименьший рост.
Рисунок 18.
Наибольший рост реализации продукции на 1 кв.м торговых площадей приходится на Кызылординскую область. Меньше всего изменилась доходность торговых площадей в г. Астана и г. Алматы.
Максимальное эффективное использование торговых площадей наблюдалось в Актюбинской области, где на 1 кв.м торговых площадей было реализовано продукции на сумму – 2264 тыс. тенге за год. Наименьшая эффективность торговых площадей наблюдалась в Костанайской области – 573 тыс. тенге и в Северо-Казахстанской области – 641 тыс. тенге на 1 кв.м за 2010 год.
Рисунок 19.
В структуре торговых площадей наибольший удельный вес–47% от всех торговых площадей приходится на магазины формата категории «С»[3] - магазины с торговой площадью не более 50 кв. м. По магазинам данной категории лидером является Южно-Казахстанская область – 68%. Такие магазины отличаются низкими требованиями к управлению и к учету. Чаще всего отсутствуют условия для нормального хранения продуктов. В этих магазинах высокие издержки на доставку и хранение продукции, высокие закупочные цены, ограниченный ассортимент, некачественный сервис. Организация торговли в магазинах данной категории затруднительна, т.к. пропускная способность, как клиентов, так и товаров весьма ограничена, а удельные операционные и административные расходы значительно выше, чем в более крупных магазинах. Все это в целом накладывается на уровень цен в магазинах данной категории, которые, как правило, по отдельным товарным группам выше, чем в магазинах более крупного формата.
Второе место (33%) занимают магазины формата категории «A» с торговой площадью свыше 100 кв. м. Торговля в магазинах именно этих современных форматов более предпочтительна, так как такие магазины отличаются широким ассортиментом, высокой пропускной способностью потока клиентов, техническими возможностями безналичных расчетов, высоким уровнем сервиса, низкими удельными издержками на доставку и хранение, более высокой производительностью труда.
16% торговых площадей приходится на магазины категории «В» – это магазины с торговой площадью от 50 до 100 кв. м, формат данной категории используется неохотно из-за достаточно высоких операционных издержек как на доставку и хранение, так и на расходы административного характера. Больше всего магазинов таких форматов имеется в Западно-Казахстанской области – 22% и в г. Алматы – 19%.
Распределение торговых площадей современных форматов обнаруживает проблему значительной дифференциации обеспеченности разных регионов торговыми форматами категорий «А» и «В». Тенденция выравнивания реальных денежных доходов населения проявляет возможности для постепенного выравнивания предложения в сегменте розничной торговли посредством соответствующего развития торговых точек современных форматов.
В соответствии с расчетами, осуществленными на основе данных Агентства Республики Казахстан по статистике на начало 2010 года, на 1000 жителей республики приходится 190 кв. м всех торговых точек. За последние пять лет эта величина увеличилась на 58%.
Рисунок 20.
Из всех регионов торговыми площадями на 1000 жителей региона наиболее обеспечен г.Алматы (534 кв.м), затем г. Астана (375 кв.м) и Северо-Казахстанская область (280 кв.м).
Наименьшие показатели по обеспеченности торговыми площадями можно наблюдать в Алматинской (61 кв.м) и Южно-Казахстанской (72 кв.м) областях, что свидетельствует о преимущественном развитии в этих регионах торговли через рынки, а не магазины.
Оптовая торговля в Казахстане выступает самостоятельным, связанным с розничной торговлей звеном. Она обеспечивает потребность в продовольственных и непродовольственных товарах (40% от общего объема занимают непотребительские товары, такие как, ГСМ, зерно, черные металлы, стройматериалы).
За последние пять лет объем оптовой торговли вырос в 1,97 раза и составил в 2010 году 8152,4 млрд. тенге, однако при этом наблюдаемые темпы роста объемов в оптовой торговле сравнительно ниже относительно предыдущей пятилетки.
Значительную долю в региональной структуре оптовой торговли страны занимает г. Алматы – 3 271,9 млрд. тенге или 40% от общего объема оптовой торговли. Второй показатель по г. Астана в размере 1 108,8 млрд. тенге (или 14%), на третьем месте – Карагандинская область (544,5 млрд. тенге или 7%).
Наибольший процент роста объемов оптовой торговли за последние пять лет наблюдается в Жамбылской области (в 3,81 раза), наименьший – в Северо-Казахстанской области (в 1,16 раза).
Таблица 5. Индексный анализ региональной структуры объемов оптовой торговли
| Рост объема оптовой торговли в текущих ценах | Удельный вес региона в объеме оптовой торговли в 2010 году | Рост (+) / Снижение (-) удельного веса региона в объеме оптовой торговли | ||||
Регион | 2010г. к 2001г. | 2006г. к 2001г. | 2010г. к 2006г. | 2010-2001 | 2006-2001 | 2010-2006 | |
г.Алматы | 8,40 | 4,99 | 1,69 | 0,40 | - 0,02 | 0,05 | - 0,07 |
г.Астана | 11,85 | 4,61 | 2,57 | 0,14 | 0,03 | 0,00 | 0,03 |
Карагандинская | 9,88 | 4,43 | 2,23 | 0,07 | 0,01 | - 0,00 | 0,01 |
Восточно-Казахстанская | 8,17 | 3,04 | 2,69 | 0,06 | - 0,00 | - 0,02 | 0,02 |
Павлодарская | 16,98 | 5,98 | 2,84 | 0,05 | 0,02 | 0,01 | 0,01 |
Южно-Казахстанская | 6,59 | 2,54 | 2,60 | 0,05 | - 0,02 | - 0,03 | 0,01 |
Алматинская | 11,22 | 6,18 | 1,82 | 0,04 | 0,01 | 0,01 | - 0,00 |
Актюбинская | 7,29 | 3,31 | 2,20 | 0,04 | - 0,01 | - 0,01 | 0,00 |
Костанайская | 4,70 | 3,59 | 1,31 | 0,04 | - 0,03 | - 0,01 | - 0,02 |
Западно-Казахстанская | 13,83 | 5,85 | 2,36 | 0,03 | 0,01 | 0,01 | 0,00 |
Атырауская | 9,38 | 4,64 | 2,02 | 0,02 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Акмолинская | 9,94 | 4,16 | 2,39 | 0,02 | 0,00 | - 0,00 | 0,00 |
Северо-Казахстанская | 5,23 | 4,51 | 1,16 | 0,02 | - 0,01 | 0,00 | - 0,01 |
Жамбылская | 9,14 | 2,40 | 3,81 | 0,02 | 0,00 | - 0,01 | 0,01 |
Мангистауская | 11,80 | 4,74 | 2,49 | 0,01 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Кызылординская | 10,87 | 5,37 | 2,02 | 0,01 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Республика Казахстан | 8,80 | 4,46 | 1,97 |
|
|
|
|
За анализируемый период в рейтинге регионов по доле в объеме оптовой торговли за счет отстающих темпов роста Костанайская область переместилась с пятого на девятое место, Северо-Казахстанская с девятого на одиннадцатое.
Рисунок 21
Наибольшую долю в структуре оптовой торговли республики за 2010 год занимали продукты нефтепереработки – дизельное топливо и автомобильный бензин, а также черные металлы и пшеница, т.е. непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.
Таблица 6 Индексный анализ динамики товарной структуры объема оптовой торговли
№ | Товары | Рост 2010г.к 2006 г. в текущих ценах | Удельный вес в объеме оптовой торговли за 2010 год | изменение доли за 2006 – 2010 гг. |
1 | Прочее жидкое и газообразное топливо и продукты аналогичные | 1,66 | 17,8% | -3,3% |
2 | Бензин | 1,35 | 6,6% | -3,0% |
3 | Зерно | 2,58 | 6,0% | 1,4% |
4 | Черные металлы в первичных формах | 1,48 | 4,7% | -1,6% |
5 | Прочие строительные материалы | 1,54 | 3,8% | -1,1% |
6 | Фармацевтические и медицинские товары | 2,12 | 3,5% | 0,2% |
7 | Твердое топливо | 3,18 | 2,9% | 1,1% |
8 | Пиво, вино, ликеры и прочие алкогольные напитки | 2,44 | 2,7% | 0,5% |
9 | Молочные продукты | 4,60 | 2,6% | 1,5% |
10 | Отходы и лом | 3,58 | 2,2% | 1,0% |
11 | Прочие услуги по оптовой торговле | 1,18 | 2,1% | -1,4% |
12 | Электрооборудование и электроприборы профессиональные и электроматериалы, включая оборудование электросвязи | 2,02 | 2,1% | 0,0% |
13 | Шоколад и изделия кондитерские из сахара | 3,04 | 2,0% | 0,7% |
14 | Пищевые продукты, не включенные в другие группировки | 3,11 | 2,0% | 0,7% |
15 | Эксплуатационные материалы и принадлежности, связанные с машинами и оборудованием | 1,68 | 2,0% | -0,3% |
16 | Табачные изделия | 2,07 | 1,9% | 0,1% |
17 | Остальные 61 группы товаров (80% от перечня) | 2,15 | 32,4% | 2,6% |
Товарная структура объема оптовой торговли представлена 77 группами товаров, из которых 16 (20% от перечня) представляют 64,8% от всего объема оптовой торговли, что свидетельствует о превалировании определенных товаров на оптовом рынке (крупных игроков).
Наибольший рост за пять лет наблюдается по продажам молочных продуктов, отходов и лома, твердого топлива и пищевых продуктов. Именно по этим товарам наблюдается соответствующее увеличение доли в объеме оптовой торговли.
Высокие показатели объема оптовой торговли и его ежегодного прироста по г. Алматы объясняются особой ролью этого города. Алматы является городом с крупнейшим автопарком (значительное потребление ГСМ и большие продажи автомобилей), а также местом размещения значительной части пищевой промышленности (производство пива, вина, столовой воды, соков, молочной и кондитерской продукции).
Одной из причин столь неравномерного распределения объемов является отсутствие у предприятий оптовой торговли достаточного объема собственных оборотных средств, что чаще всего приводит к концентрации больших объемов товаров вблизи крупных рынков сбыта, т.е. в регионах с наибольшим уровнем потребления продукции.
На 31 декабря 2010 года в республике выдано 64 лицензии[4], из них 60 на деятельность биржевых брокеров и биржевых дилеров и 4 – на деятельность товарных бирж: «Товарная биржа «Евразийская Торговая Система» (ЕТС), «Международная товарная биржа «Казахстан», «Товарная биржа Жамбылской области», «Универсальная товарная биржа «Астана».
За последние пять лет на фоне снижения количества товарных бирж количество и объем сделок значительно вырос: согласно данным Агентства Республики Казахстан по статистике количество сделок на биржах в 2010 году выросло в 5,6 раз, по сравнению с 2006 годом, а объем по сделкам вырос в 3раза, однако средний объем одной сделки снизился. Следует отметить, что в 2006 году биржевая торговля не регулировалась. С 2010 года было введено государственное регулирование деятельности товарных бирж через лицензирование[5], что способствует развитию биржевой торговли.
Рисунок 22.
За последние пять лет количество товарных бирж уменьшилось на 3 единицы. По заявлениям экспертов[6], рынок биржевой торговли не стимулируется ни спросом, ни предложением:
владельцы ресурсов, которые могут реализовываться через товарные биржи, не заинтересованы в увеличении доли этого канала продаж,