Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
Другая классификация по источникам подчинения объекта субъекту выделяет шесть форм власти: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция и авторитет.
В случае силы источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или на его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия.
Принуждение как форма власти используется в случае явного несовпадения интересов субъекта и объекта. Здесь источником подчинения выступает угроза применения негативных санкций в случае отказа повиноваться команде.
В случае побуждения источником власти является вознаграждение, которое получает объект в обмен на подчинение.
Источником убеждения выступают аргументы, которые субъект может использовать для подчинения объекта.
В случае манипуляции источником подчинения объекта субъекту выступает способность последнего оказать скрытое влияние на объект. Манипуляция может присутствовать даже тогда, когда объект вообще не знает о существовании субъекта.
Источником власти в форме авторитета выступают некие характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые заставляют объект принять его команду независимо от ее содержания. Определение соотношения между властью и авторитетом — классическая проблема и предмет острых дискуссий социальной философии и политической теории: является ли авторитет формой власти либо они представляют собой два разных феномена?
По характеру применения выделяют демократическую, бюрократическую, деспотическую и т.д. формы власти.
В зависимости от сферы существования власть бывает экономическая, политическая, идеологическая, социальная, духовная, армейская, семейная, партийная, профсоюзная.
В зависимости от специфики субъекта и объекта власти: индивидуальная и коллективная, государственная и негосударственная, власть в бесклассовом и в классовом обществе.
По функциям органов власти различают законодательную, исполнительную и судебную власть.
По способам организации власти – монархическую, республиканскую, демократическую.
По степени институализации – правительственную, федеральную, городскую, сельскую, муниципальную.
По социальным механизмам осуществления - авторитарную, общественную, олигархическую, тоталитарную.
По количественному признаку, или субъекту – единоличную, олигархическую, полиархическую, а также: автократическую (самодержавие), олигархическую (группократия) и самоуправленческую (власть всех членов группы или организации).
По правовому признаку – законную и незаконную, легальную и нелегальную.
С точки зрения признания власти обществом – легитимную и нелегитимную.
По обеспечению группового доминирования власть может быть явной, теневой и тайной.
В зависимости от объема различают такие формы власти, как семейная, групповая, международная.
Власть может различаться по объекту: личная, партийная, общественная и т.д.
По широте распространения власть бывает: на мегоуровне - власть международных организаций, например, ООН, НАТО и т.п.; на макроуровне - власть центральных органов государства; на мезоуровне - власть организаций (областных, городских, районных); на микроуровне - власть в первичных организациях и малых группах.
В зависимости от того, каким из ресурсов субъект воздействует на объект, выделяют различные виды власти. Экономической властью обладают те, у кого есть деньги или собственность по отношению к тем, у кого денег и собственности нет. Так, любой работодатель обладает некоторой степенью власти по отношению к наемному работнику.
При использовании культурно-
Наконец та власть, в основе которой лежат исключительно силовые ресурсы, именуется властью принуждения. Ею способен обладать любой человек, заставляющий под угрозой применения силы или оружия других людей подчиняться своей воле. Один из нередко встречающихся примеров такой власти — отношения между рэкетирами и мелкими торговцами и предпринимателями. Последние, если они лишены надежной охраны и защиты, вынуждены отдавать преступникам часть своих доходов. В условиях нормально функционирующего общества использование силовых ресурсов, насилия и принуждения должно быть закреплено, причем в строго оговоренных рамках, только за государством как за институтом политической власти.
Есть классификации, которые наряду с перечисленными формами власти также выделяют манипуляционную, сдерживающую, уступающую по предвидению, формирующую, реагирующую, привлекающую формы власти.
Различия
между классификациями
Второй источник различий связан с выбором оснований классификации. Некоторые исследователи стремятся максимально полно отразить все нюансы властных отношений, и их классификации характеризуются значительным числом позиций. Другие фиксируют только наиболее общие отличия и выделяют относительно немного форм власти.
Все перечисленные формы власти есть абстракции. Они, как и общее понятие власти, не могут выразить реальность во всем ее многообразии, но так или иначе способствуют ее описанию и объяснению. Каждой из форм присущи определенные свойства, эмпирические закономерности и тенденции.
В реальной жизни различные формы власти чаще всего проявляются не в чистом, а в «смешанном» виде.
Возьмем в качестве примера власть работодателя над работником в отношении его профессиональных обязанностей. Такая власть, как правило, имеет несколько источников и осуществляется в нескольких формах. Здесь могут присутствовать: легальный авторитет (работник признает право работодателя отдавать распоряжения и свою обязанность им подчиняться); персональный авторитет (работник подчиняется работодателю, признавая его превосходство в компетентности и знаниях); принуждение (работодатель грозит работнику увольнением, если тот не выполнит его распоряжений); побуждение (работодатель стимулирует работника строго выполнять распоряжения, обещая вознаграждение); убеждение (работодатель прибегает к использованию рациональных аргументов для того, чтобы работник понял, что выполнение всех должностных инструкций соответствует его (работника) интересам); манипуляция (работодатель достигает желаемого результата, используя ложную информацию, касающуюся профессиональной деятельности работника).
Приведенный пример показывает, что субъект обычно бывает в состоянии осуществлять свою власть несколькими способами и подчинение объекта имеет различные основания и мотивы, которые нередко дополняют друг друга. Так, убеждение способствует формированию персонального авторитета, и наоборот, авторитет часто создает благоприятные условия для убеждения; сила укрепляет власть в форме принуждения, а принуждение «помогает» силе и т.д. Поэтому субъекту власти нередко бывает выгодно использовать определенные комбинации форм властного воздействия, например, сочетание побуждения и принуждения (политика «кнута и пряника») или силы и угрозы силы.
Однако не все формы власти совместимы. В частности, сила или принуждение в некоторых случаях подрывают персональный авторитет и способность обеспечивать подчинение с помощью убеждения. Поэтому знание закономерностей использования различных форм власти — одно из условий успешного подчинения объекта и достижения субъектом власти своих целей.
Выводы.
1. Ресурсы власти — все те средства, которые субъект власти может использовать для влияния на объект, чтобы достигнуть своих целей. Существует несколько типологий ресурсов власти.
2. Процесс властвования - это сложный процесс взаимодействия субъектов и объектов власти. Властные взаимосвязи обладают способностями воздействия на поведение граждан. В политической науке их принято называть «ликами власти».
«Первый лик» власти означает способность власти побуждать людей к определенным действиям. «Второй лик» власти демонстрирует ее умение предотвращать нежелательные действия людей. «Третий лик» власти характеризует ее возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. «Четвертый лик» власти демонстрирует ее тотальность, т.е. способность существовать в виде повсеместного принуждения, исходящего отовсюду и не сводящегося к действиям какого-либо конкретного лица.
3. В политологической литературе встречается множество вариантов классификаций форм власти. Каждая классификация образуется в зависимости от того, какой критерий, или признак положен в ее основание.
Все формы власти есть абстракции. Каждой из форм присущи определенные свойства, эмпирические закономерности и тенденции. В реальной жизни различные формы власти чаще всего проявляются не в чистом, а в «смешанном» виде. Однако не все формы власти совместимы.
Глоссарий.
Ресурсы власти — все те средства, которые субъект власти может использовать для влияния на объект, чтобы достигнуть своих целей.
Процесс властвования — сложный процесс взаимодействия субъектов и объектов власти.
Библиография.
Ледяев В.Г. Формы власти: типологический анализ.
Желтов В.В. Основы политологии / Серия «высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 211-212.
Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 111-114.
Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуртова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 135-139.
Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. Мн.: УП «Технопринт», 2002. С. 97-100.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 88-91, 93.