Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.

Работа содержит 10 файлов

5 лекция.doc

— 114.00 Кб (Открыть, Скачать)

6 лекция.doc

— 136.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 лекция.doc

— 129.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 лекция.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 лекция.doc

— 79.00 Кб (Открыть, Скачать)

1 лекция.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 лекция.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


Политическая власть

Политическая власть

Лекция  2.   Природа (сущность) власти (продолжение).

План:

1. Концепции власти в рамках социологического подхода.

2. Иные подходы к пониманию сущности власти.


 

1. Концепции власти в рамках социологического подхода.

Рассмотрим  трактовки природы власти, представляющие социологический подход.

6) Системная концепция власти.

Получила известность во второй половине XX века.

Эта концепция трактует власть как неотъемлемое, анонимное, надперсональное, безличное свойство социальной системы, проявляющееся через взаимоотношения частей и целого данной системы. Основное внимание уделяется в этом подходе обществу в целом как единой системе, сбалансированное функционирование которой обеспечивается политической сферой.

Власть понимается как способность системы обеспечивать выполнение намеченных целей ее частями для достижения интересов целого, как средство коммуникации и интеграции противоречивых интересов в обществе.

7) Структурно-функциональная концепция власти.

Эта концепция  выделилась в рамках системной концепции.

Основателем структурно-функционального анализа считается американский социолог-теоретик Талкотт Парсонс. Он рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности.

Люди, субъекты общества, а значит - тоже элементы системы. Они выполняют свои различные  социальные роли. Когда они выполняют  роль управляющих и управляемых, из их отношений возникает власть.

Т.е. структурно-функциональная концепция рассматривает власть как средство самоорганизации общественной жизни, основанное на рациональном разделении функций управления и подчинения, т.е. как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими социальными ролями (функциями). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу).

Власть, по Парсонсу,:

- во-первых, является элементом оборота во взаимодействии индивидов и коллективов внутри любой общественной подсистемы;

- во-вторых, лицо, располагающее властью, черпает ее из некоего «хранилища» для обмена на блага и услуги, необходимые коллективу, который данное лицо возглавляет. Поэтому власть носит символический характер: сама по себе она, как и деньги, ничто, ее ценность заключается лишь в том, что за нее можно что-либо получить;

- в-третьих, власть - не постоянный и не фиксированный в обществе феномен. Сила власти может возрастать или убывать, можно использовать власть «в кредит», опираясь на доверие народа. Власть в рамках политической системы подвержена колебаниям, аналогичным тем, которые происходят в экономической системе, т.е., инфляции и дефляции;

- в-четвертых, власть увязана с целями общества и эффективностью достижения коллективных целей. Между общественными целями, эффективностью и властью существует такая же связь, как между производством, пользой и деньгами в экономической системе.

8) Конфликтологическая концепция власти.

С позиций теории социальной конфликтологии, которую развивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и их последователи, власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Например, политическая власть буржуазии над пролетариатом обусловливается ее экономическим господством и возможностями государственного принуждения. Экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства: профессионального, этнического, половозрастного, регионального и культурного. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

9) Дуалистическая концепция власти.

Представитель этой концепции - французский политолог М. Дюверже. Он выделил внутри власти два элемента: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При наличии обоих элементов имеет место власть.

При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство — более узкое понятие, чем власть, и связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах, таких, как физическое насилие, экономическое принуждение, давление со стороны организованного коллектива и т.д. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета (вероятность добровольного подчинения).

Двойственность  власти выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой — выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага. Подчеркивая двойственную природу власти, М. Дюверже образно называет ее двуликим Янусом.

10) Коммуникативные концепции власти.

Возникли на основе системного подхода. Представителями данных концепций являются X. Арендт, К. Дойч, Н. Луман, Ю. Хабермас. Они трактуют власть как важнейший элемент коммуникационной системы общества, средство коммуникации.

Власть рассматривается  не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем.

В качестве типичного  примера можно описать взаимодействия регулировщика и водителя. Если регулировщик способен контролировать действия водителей, а те в свою очередь подчиняются его указаниям, — это и есть результат обмена информацией между ними, т.е. результат коммуникационных процессов. Следовательно, главное во властных отношениях — поддержание коммуникации между субъектами и объектами власти.

По Н. Луману, например, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как, например, естественные или искусственные языки, деньги и т.д.

Являясь средством социальной коммуникации, власть предоставляет ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия, ограничивает либо совсем исключает возможность выбора «правил игры» у другого или других участников такого взаимодействия.

11) Постмодернистские концепции власти.

Получили распространение в последние десятилетия. К ним относятся концепция «археологии и генеалогии власти» французского мыслителя М. Фуко и концепция «поля власти» другого французского политолога П. Бурдье.

11-1) В концепции «археологии и генеалогии власти» власть — это особый тип практики. В современных обществах власть, с точки зрения Фуко, характеризуется пятью основными признаками:

- власть не является чем-то «вещным», т.е. тем, чем можно обладать и что можно потерять, она осуществляется в зависимости от очень многих факторов;

- отношения власти не существуют ни отдельно, ни внутри, ни в виде надстройки над другими видами отношений, в том числе и экономических;

- отношения власти существуют внутри групп и институтов, которые составляют основу общества, например в отдельных семьях, на предприятиях; эти отношения могут контактировать между собой, создавая массовое противостояние между теми, кто господствует, и теми, над кем господствуют;

- отношения власти носят хотя и преднамеренный, но не субъективный характер, поскольку порождаются не желанием господствовать со стороны индивидуальных или коллективных субъектов, а служат производными от сложных стратегических и тактических программ, функционирующих автономно, т.е. относительно самостоятельно;

- власть всегда сталкивается с сопротивлением, причем выражающимся не в пассивной форме, а в форме продуманной контрстратегии и контртактики. По мнению М. Фуко, сопротивление власти нельзя рассматривать как внешний по отношению к ней фактор. В целом власть представляет собой действие, осуществляемое в ответ на другое действие; власть — это совокупность поведений, которая меняет поведение других участников отношения (индивидов или групп).

11-2) В концепции «поля власти» П. Бурдье вводит понятие символической власти, основанной на «символическом капитале» (экономическом, культурном, информационном и т.д.), распределяющемся между субъектами в соответствии с их позициями в «политическом поле», иными словами, в социальном пространстве, который функционирует как рынок.

Доступ той или иной группы или индивида к власти зависит не только от величины их «символического капитала», но и от его «органического строения». Например, учителя школ имеют одинаковые доходы с чернорабочими, но располагают гораздо большим культурным капиталом, следовательно, у них больше шансов приблизиться к властным структурам или повлиять на их функционирование.

12) Реляционистские концепции власти (от англ. rеlаtiоп — отношение).

В рамках этих концепций власть представляет собой  особые отношения между ее субъектом  и объектом. Одни концепции исследуют властные отношения с позиций «сопротивления», другие - с позиций «обмена ресурсами», третьи - с позиций «раздела зон влияния».

12-1) В концепциях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степеней и форм сопротивления.

12-2) В концепциях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс) отношения власти напрямую зависят от обмена ресурсами. Рассматриваются ситуации, когда между участниками социального отношения не поровну распределяются ресурсы и возникает острая потребность в них у тех, кто их лишен. В этом случае участники, располагающие дефицитными ресурсами, могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

12-3) В концепции «раздела зон влияния» (Д. Ронг) подчеркивается возможность смены ролей участников взаимодействия. Если в одной ситуации властью обладает один участник по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников могут изменяться. Например, предприниматель имеет определенную власть над своими наемными работниками. Но и работники, объявив забастовку, способны заставить предпринимателя пойти на уступки, т.е. могут навязать ему собственную волю и, следовательно, будут в этой ситуации обладать над ним властью.

13) Концепция «властных переговоров».

Представляет собой попытку объединить реляционистский и системный подход в понимании власти. Принадлежит французскому социологу М. Крозье. Он выделил в отношениях между субъектом и объектом власти элемент переговоров как фактор, детерминирующий развитие этих отношений. Власть А над В соответствует способности А добиваться того, чтобы в переговорах с В условия обмена были для А более благоприятными. Это реляционистский аспект.

Системный аспект подчеркивает связь отношений власти с организационными структурами. Власть возникает в процессе организации. Формальные и неформальные нормы и правила, присущие организации, становятся для участников властных отношений внешними ограничениями, или «принуждениями», как называет их М. Крозье. Чем более один из участников социального взаимодействия, пользуясь свободой собственного поведения, может влиять на ситуацию, в которой находится его партнер, тем менее он уязвим и тем большую власть он имеет над партнером. Роль организационных «принуждений» в такой ситуации заключается в косвенном ограничении свободы действия акторов, в определении степени этой свободы для каждого отдельного актора и для каждой сферы их взаимодействия.

 

2. Иные подходы к пониманию  сущности власти.

Помимо разделения подходов к пониманию сущности власти на поведенческий и социологический  в политологии есть и иные классификации подходов.

Одна из них  включает директивный, функциональный, созидательный, анархистский и социокультурный подходы.

Директивный подход: власть рассматривается как господство, которое обеспечивает выполнение приказа, директивы. В таком случае власть понимается как способность и возможность индивида или организации осуществить свою волю путем применения самых различных средств: влияния, авторитета, закона, прямого насилия.

Функциональный  подход: власть рассматривается как умение, способность индивида или организации реализовать функцию управления. В этом случае власть есть ни что иное, как отношение между субъектами, их связи, коммуникация.

Созидательный подход: власть рассматривается как созидательное начало; ее смысл видится в том, чтобы приводить систему, в рамках которой она действует, в оптимальное состояние, поддерживать, повышать уровень ее организованности.

Анархистский  подход: власть рассматривается как орудие угнетения, порабощения, рабской подчиненности. Анархистский коммунизм отрицает всякую власть, потому что она держит народ в полуголодном состоянии, в экономическом рабстве. Власть уничтожает личную свободу даже в конституционном государстве. Вот почему лозунгом анархизма является разрушение всех государств, уничтожение буржуазной цивилизации, вольная организация снизу вверх посредством союзов.

3 лекция.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Политическая власть