Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
Политическая власть
Политическая власть
Лекция 7. Легитимность политической власти.
План:
1. Понятие легитимности власти.
2. Источники легитимности власти.
3. Типология легитимности власти М. Вебера.
1. Понятие легитимности власти.
На прошлой лекции, рассматривая принципы функционирования политической власти, мы отметили среди прочих принцип легитимности.
Политическая легитимность — это общественное признание политической власти и ее права на управление. Она выражает собой право власти на существование, ее обоснование и оправдание, в частности, в вопросах применения принуждения или насилия. Легитимность - это способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (Сеймур Липсет, американский политолог).
Напомню, что смысл понятия «легитимность» происходит от латинского lеgаlis — законность. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «легальность». Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако в современном понимании легитимность и легальность не являются синонимами, хотя в определенных условиях могут совпадать.
Легальность является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, т.е. легальность характеризует юридические основы власти. Легальность власти отражается в официальном признании власти или претензии на ее признание.
Однако политическая власть помимо легальности всегда нуждается в поддержке хотя бы части населения страны. И понятие «легитимности» как раз и выражает опору и поддержку власти субъектами политики, населением страны. А это выходит далеко за рамки легальности. Таким образом, легитимность представляет собой понятие более оценочное, оно несет на себе печать этического характера. В отличие от легальности легитимность — неофициальное одобрение власти в силу ее притягательных черт. Легитимность власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности.
Таким образом, легальность - это объективная законность власти, правовое, формальное ее закрепление, а легитимность - субъективная законность власти, общественное признание ее законности.
В одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других — легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих — и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.
Аятолла Хомейни как противник шахского режима, т.е. легальной, законной, власти в Иране, был в 1964 году выслан из страны и находился в эмиграции сначала в Ираке, а затем во Франции. В феврале 1979 года, вопреки угрозам официальных властей, вернулся в Иран. И шах, имевший в своем распоряжении армию, силовые министерства, но не имевший поддержки народа, не посмел тронуть духовного лидера Ирана. Аятолла Хомейни вскоре стал руководителем Исламской Республики Иран, а шах отправился в изгнание. Это стало возможным потому, что шахская власть, будучи легальной, законной (по шахским законам), была, как выяснилось, нелегитимной, т.е. не пользовалась доверием и поддержкой народа.
Всякая уважающая себя власть стремится стать и быть и легальной, и легитимной.
В политологию понятие «легитимности» ввёл немецкий социолог Макс Вебер, который утверждал, что любая власть нуждается в собственном самооправдании, признании и поддержке. Именно признание власти, вера в её справедливый характер, согласие со сложившимся разделением прав и обязанностей составляет, по Веберу, основу легитимности. Легитимность — это своеобразный символ веры, представление, которое присутствует в сознании граждан. Оно означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. М. Вебер включил в легитимность два положения: во-первых, признание власти правителей, и, во-вторых, обязанности управляемых подчиняться ей. В силу тех или иных причин люди могут давать положительную оценку политическим институтам, концентрирующим в себе властные полномочия, признавать их право на принятие управленческих решений и быть готовыми добровольно им подчиняться. Такое взаимоотношение между властью и людьми принято называть легитимностью.
Конечно, абсолютной легитимностью власть обладать не может. В обществе всегда есть социальные группы, не разделяющие политический курс режима и не принимающие его. Однако можно вполне определенно говорить о легитимности власти, если ее поддерживает большинство граждан.
Отсутствие широкой легитимности института власти неизбежно ведёт к отказу подвластных признавать любые акты власти независимо от их рациональности, к политической нестабильности, напряжённости и возникновению конфликтов. Наиболее проблематично обеспечение легитимности власти в период трансформации социальных систем, перехода от одного политического режима к другому, когда старые способы обоснования власти разрушены и отвергнуты большинством, а новые ещё не созданы и не работают. В такой ситуации власть начинает «буксовать» - решения принимаются, но далеко не всегда и не всеми выполняются.
Легитимность
является важнейшим признаком
Категория легитимности применима и для характеристики отдельных политиков, институтов, норм и органов государства. Иными словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Например, институт президента конкретного государства может пользоваться широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждаться на международной арене. Или наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и негативно относиться к деятельности представительных органов.
2. Источники легитимности власти.
В качестве основных источников легитимности политологи называют три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.
Первостепенное значение для утверждения легитимности власти имеет поддержка ее со стороны широких слоев населения. Именно эта поддержка обеспечивает устойчивость и стабильность власти. В этой поддержке находят свое выражение политические и гражданские традиции, принимаемые обществом ценности и идеологии, организация государства и общества. А это означает, что, опираясь на поддержку населения, власть может для утверждения порядка в обществе использовать насилие как последнее средство политического господства.
Легитимность может утверждаться и действиями самого государства (правительства) и политическими структурами, например политическими партиями, побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность базируется уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. Для формирования такой легитимности громадное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. И тогда легитимность по сути дела становится тождественной легальности.
И наконец, легитимность может формироваться и усилиями внешних политических центров — разного рода международными организациями и дружественными странами. Такого рода поддержка нередко проявляется в период избирательных кампаний руководителей государств.
3. Типология легитимности власти М. Вебера.
Многообразие возможностей различных политических субъектов поддерживать систему правления предполагает столь же разнообразные типы легитимности.
В политической науке наиболее популярна классификация, составленная немецким социологом Максом Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы: традиционная, харизматическая, легально-рациональная. Вебер называет их типами властного господства. Мы отмечали это на одной из наших лекций.
Традиционная легитимность является исторически первым типом легитимности власти. Она складывается на основе веры в священность традиций и обычаев, существующих в обществе, а также на основе веры в легитимность тех, кто призван осуществлять власть на основе этих традиций. Основана на вере не только в законность, но даже священность издревле существующих порядков и властей. Личная преданность и верность начальнику имеют гораздо большее значение, чем знания и компетентность. Поэтому именно личная преданность является важным условием для продвижения по служебной лестнице. Однако это рано или поздно сказывается на жизни государства и общества в самом негативном плане.
Типичным примером традиционного господства является наследственная монархия. Как наследник монарх уважает традицию и подчиняется ей. И это уважение традиции является в то же время уважением институциональных связей, порождающих политические обязательства.
М. Вебер различает три формы традиционного властвования: геронтократическую, т.е. власть старейшин, патриархальную, т.е. власть вождя племени и патримониальную, или сословную, т.е. власть монарха.
В условиях патриархального властвования управленцы находятся в полной личной зависимости от властителя, в положении его «слуг». Примером такого правления можно рассматривать тип властвования в кочевом сообществе.
Во случае сословной формы властвования «слуги» не являются лично зависимыми. Они имеют возможность действовать до известной степени независимо и автономно. При таком правлении действует принцип сословной чести, о котором не может быть и речи при патриархальной структуре управления. Наиболее близкими к этому типу легитимной власти являются феодальные государства Западной Европы.
В быстро изменяющемся мире возрастает роль и значение феномена обновления, в том числе и в вопросах политического управления. Поэтому традиционная легитимность в современных условиях заметно трансформировалась и постепенно отступает. К ней относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт.
Харизматическая легитимность основывается на безусловном подчинении экстраординарной личности, на вере людей в особенные, исключительные, сверхъестественные качества вождя, лидера.
Понятие «харизма» (греч. сhаrisiта — милость, божественный дар) заимствовано из античной христианской терминологии. Им обозначается исключительный авторитет, которым пользуются некоторые индивиды внутри ограниченных сообществ, например в сектах. Этот авторитет имеет две особенности. Во-первых, он настолько высок, что способен вовлечь людей в действия, к осуществлению которых их ничто не вынуждает. А во-вторых, этот авторитет не зависит ни от ранее существовавших условий, как это имеет место в случае царской власти, ни от воли других людей, из чего складывается авторитет, к примеру, президента или Папы. С позиций теологии авторитет идет о Бога. Со светских позиций — авторитет исходит от самого индивида, т. е. от его способности утверждения политических отношений на основе обольщения.
Понятие харизмы играет важную роль в веберовской социологии. Рассматривая харизму как экстраординарную способность индивида, Вебер полагает, что она не приобретается, а даруется природой, Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова, исключительный талант, мощнейшую силу внушения.
Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники, выдающиеся политики. Например, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос, Магомет; великие завоеватели и выдающиеся полководцы — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Александр Суворов, Кутузов, Г.К. Жуков, политические партийные вожди - Ленин, Сталин, Гитлер. Все это харизматические лидеры.
Признание законности власти харизматического лидера строится на «свободном признании» населением харизмы этого лидера. Личная преданность харизматическому господину обусловлена не традицией и не признанием правовых норм, а эмоциональной верой в его харизму и служением этой харизме. Все население или значительная часть его образуют с харизмой некое «эмоциональное сообщество» по осуществлению призывов лидера и его исторического предназначения. Харизматическая легитимность строится на безоговорочном почитании главы нации или государства и полном доверии ему. Поэтому харизматический лидер должен непрестанно заботиться о сохранении своей харизмы, постоянно подтверждать ее наличие и неизменность. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.
Харизматический тип легитимности политической власти появляется в исключительных исторических условиях. Он преобладает в переходное время, в периоды реформ, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы, а люди утрачивают возможность опираться на ранее привычные нормы и ценности. В это время харизма лидера воплощает в себе веру и надежду людей в лучшее будущее. С этой точки зрения харизмой, несомненно, обладает и Президент Казахстана Н.А. Назарбаев.