Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.

Работа содержит 10 файлов

5 лекция.doc

— 114.00 Кб (Скачать)


Политическая власть

Политическая власть

Лекция  5.   Свойства политической власти.

 

План:

1. Понятие «политическая власть».

2. Универсальные черты политической власти.

3. Специфические черты политической власти.


 

1. Понятие «политическая власть».

На прошлой  лекции, рассматривая формы власти, мы отметили, что в зависимости от сферы существования власть бывает экономическая, политическая, идеологическая, социальная, духовная.

Что же такое политическая власть? В чем ее специфика?

Политическая  власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике.

Политическая  власть представляет собой способность  и возможность кого-либо проводить  свою волю в политике, имеет определённые проявления и осуществляется через политическую систему общества.

Понятие политической власти даёт ключ к пониманию сущности политической системы, политических институтов, политических движений.

Политическая  власть определяет все другие институты  и отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех других общественных систем - экономической, социальной, духовной. Поэтому политическая власть является одним из центральных понятий современной политической науки, ее основной категорией.

Начальные, патриархальные (традиционные) формы политической власти серьезно отличались от ее современных форм. В частности, в политическом пространстве того времени отсутствовали какие-либо посредники между населением и государственными структурами, институт разделения властей или какие-либо иные элементы организации сложной межгрупповой конкуренции. По сути дела власть, механизмы принуждения в значительной мере основывались на примитивных отношениях «дарообмена» (М. Мосс), кумовства, протекционизма и других аналогичных связях, которые и заложили традиции взяточничества и коррупции в развитии государства.

Современная политическая власть подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую.

Нередко политическую власть отождествляют с государственной. Это не совсем правильно, т.к. политическая власть - понятие шире, чем понятие государственной власти.

В сфере политики власть проявляется и в иных формах. Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Духовной властью, основанной на использовании культурно-информационных ресурсов, могут обладать средства массовой информации и формируемое ими общественное мнение.

Государственная власть появилась вместе с институтом государства. Она имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее.

В настоящее  время в обществе складываются формы надгосударственной политической власти, сосуществующие с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными (национальными) государствами. Так, ООН формирует всемирную систему международных, а Евросоюз — региональную систему властных отношений, в рамках которых отдельные государства несут определенную ответственность за соблюдение ими прав человека, выполнение межгосударственных договоренностей, за охрану природы и т.д. Их соответствующие институты — Совет Безопасности и Европарламент — контролируют исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств.

На одной  из лекций мы рассмотрели функции  власти. Все они, конечно, являются функциями  и политической власти.

Основными задачами политической власти являются:

1. Реализация национально-государственных интересов - жизненных потребностей нации и народа в выживании, самосохранении, самоутверждении и обеспечении своей безопасности.

2. Согласование  многообразных социальных процессов  в интересах всего общества, а также различных социальных общностей.

3. Придание общественным, политическим отношениям определенной  направленности в соответствии со всеобщими целями и целями господствующих социальных групп.

4. Организация  и поддержание устойчивого функционирования  и развития определенной общественной системы.

5. Осуществление  легитимного принуждения в предусмотренных  общественными нормами случаях.

Проявление  политической власти двояко.

С одной стороны, она обладает колоссальными конструирующими способностями, представляет самый мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций.

С другой стороны, политическая форма власти может не только созидать или объединять общество, но и разрушать те или иные социальные порядки, дезинтегрировать человеческие сообщества. Она может быть жестокой и несправедливой силой, этаким злым демоном общества, потрясающим его устои и обрывающим судьбы стран и народов.

Субъектно-объектные  отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства. Немецкий социолог Макс Вебер выделил три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Как относительно самостоятельное и качественно  определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них можно выделить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти — экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфические черты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению.

2. Универсальные  черты политической власти.

Среди универсальных, базовых, первичных свойств политической власти следует отметить, прежде всего, свойство асимметричности, которое характеризует доминирование воли властителя, неравенство его статуса со статусами подвластных ему и качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности. По сути дела это свойство показывает, что в политике борьба за обладание властью и удержание ее мотивируется не столько соображениями престижа, идеями, ценностями и другими идеальными сущностями, сколько стремлением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурсами и правами, которые расширяют их социальные возможности.

Такая изначальная несбалансированность отношений доминирования—подчинения превращает политическую власть во внутренне неравновесное явление. В этом смысле политическая власть обладает свойством инверсионности (обратимости), которое свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные. Это значит, что при сопротивлении подвластных более интенсивно, нежели влияние властвующих, субъект и объект власти могут поменяться местами.

Эта постоянно существующая возможность обратимости власти показывает, что властное взаимодействие имеет комбинированный характер, т.е. власть формируется на пересечении усилий, воль доминирующей и подчиненной сторон. Отношения властвующих и подвластных простираются в широком диапазоне: от ожесточенного сопротивления и готовности умереть, но не сдаться на милость победителя, до добровольного, с радостью воспринимаемого повиновения. Однако при всем том власть всегда представляет собой некое среднеарифметическое сочетание влияния субъекта и силы сопротивления объекта власти.

Принципиально важным свойством власти является и ее ресурсность. Мы отмечали, что ресурс — это все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования. Напомню, что в качестве таких ресурсов могут выступать знания и информация, материальные ценности (деньги, земля, техника и др.), утилитарные средства (социальные блага, используемые для обеспечения текущих нужд человека), правовые нормы и законы (предполагающие судебные санкции, меры административного характера и т.п.), организационные, принудительные средства (военная и физическая силы или угроза их применения), территориальные (определенные территории, находящиеся в распоряжении субъекта власти), демографические (люди с их определенными качествами) средства и др.

В зависимости  от характера политической системы  или сложившейся ситуации те или  иные ресурсы становятся либо эффективными, либо дисфункциональными. Например, сегодня в демократических государствах одной только силой невозможно заставить население подчиняться власти или, скажем, государству, располагающему большими территориями, решить в свою пользу конфликт с соседней страной, обладающей значительным экономическим превосходством. В настоящее время важнейшим ресурсом становится информация. Американский футуролог О. Тоффлер предсказывает, что она приведет к «смещению власти», которое предопределит формирование «мозаичной демократии», где главным субъектом будет «свободный и автономный индивид».

Власть обладает также свойством кумулятивности, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется, прежде всего, на собственные интересы (а не на потребности партнера), пытаясь расширить зону собственного влияния и контроля. Это доказывает не только остроту и конфликтность властных отношений, но и то, что изнутри, т.е. со стороны действующего субъекта (и при условии неизменности его устремлений), власть по существу не имеет никаких ограничений. Поэтому она стремится к постоянному расширению зоны своего распространения, к тому, чтобы вовлечь в отношения господства/подчинения все имеющиеся в политике субъекты и связи.

Власть обладает и конструирующими способностями. Иными словами, она является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности, созидателем социального порядка, средством преобразования социально-политического пространства. Речь идет об организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и даже всей социальной системы.

Понятие социального порядка было ясно осознано как политическая проблема в Новое время в форме парадокса Гоббса: возможно ли общество, если «человек человеку — волк». Логическим продолжением такого понимания взаимодействия людей стала теория принуждения. Социальный порядок оказывается продуктом власти, монополизировавшей средства принуждения с тем, чтобы добиться от людей согласованных социальных действий.

В последующем появляется теория общественного договора, связанная с именем Ж.-Ж. Руссо, согласно которой социальный порядок — результат договора между людьми, ясно осознавшими, что в их интересах объединить усилия и согласиться на определенные социальные установления. Это означало, что власть теперь не сводится только к физическому принуждению. Во властном отношении выявляется некое согласие людей с властью.

Далее получает распространение теория ценностного согласия, согласно которой социальный порядок основан на внутреннем согласии членов общества с некоторым минимумом общих интересов, ценностей (в первую очередь моральных) или норм. Достижение этого согласия рассматривается как плод либо переговоров (символического взаимодействия) между индивидами, либо коллективного сознания; разума, духа как такового, взятого в качестве самостоятельной реальности (социологизм Э. Дюркгейма).

3. Специфические черты политической власти.

Специфические свойства политической власти раскрывают ее особенности, отличающие власть политическую от других форм социальной власти.

Такими специфическими свойствами политической власти являются: действие в сфере политики, зависимость от политической системы, верховенство над другими видами власти, конкурентный способ формирования, легальность, публичный характер, моноцентричность, полиресурсность, ограниченность, особенность качеств и мотивов деятельности субъектов, социальная энергетика, наличие идеологии.

Действие  в сфере политики характеризует сферу осуществления политической власти.

Зависимость от политической системы означает то, что политическая власть зависит от специфики политической системы данного общества, прежде всего института государства.

6 лекция.doc

— 136.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 лекция.doc

— 129.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 лекция.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 лекция.doc

— 79.00 Кб (Открыть, Скачать)

1 лекция.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 лекция.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 лекция.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Политическая власть