Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.

Работа содержит 10 файлов

5 лекция.doc

— 114.00 Кб (Открыть, Скачать)

6 лекция.doc

— 136.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 лекция.doc

— 129.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 лекция.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 лекция.doc

— 79.00 Кб (Открыть, Скачать)

1 лекция.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 лекция.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 лекция.doc

— 103.50 Кб (Скачать)


Политическая власть

Политическая власть

Лекция 3.   Понятие власти.

План:

1. Определение категории власти.

2. Характеристики власти.

3. Психологические основы власти.

4. Функции власти.

5. Структура власти.


 

1. Определение категории власти.

Попробуем дать определение (дефиницию) категории власти. Понятно, что если существуют различные подходы и концепции к пониманию сущности власти, то и дефиниции ее будут разными.

Термин «власть» многозначен и открывает широкую возможность для самых различных толкований. Немного найдется слов, которые по множественности смыслов смогли бы соперничать со словом «власть». В настоящее время в мировой политологической литературе можно насчитать более 300 дефиниций власти.

Запишем несколько  из них.

Термин «власть» происходит от латинского слова роtеstаs или роtепtiа, которое означает «способность». Для римлян власть означала способность личности или какого-то феномена воздействовать на другое лицо или другой феномен.

В словаре В. Даля власть определяется как 1) право, сила и воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений; 2) начальствование; 3) управление; 4) начальство, начальник или начальники.

Ближе к политологическому пониманию власти находится толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова: 1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и органы его.

Самое краткое определение принадлежит американскому политологу Р. Саймону: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».

Это - бихевиористское определение. В соответствии с ним власть – особый тип поведения субъектов (людей или групп), основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;

Согласно телеологическому определению власть – это божественный дар.

Инструменталистское определение трактует власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

Структуралистская концепция представляет власть как особого рода отношения между управляющим и управляемым.

В системной концепции власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы.

Биологическая концепция определяет власть как способность влиять на других. Известность и признание в научном мире получило простое определение власти, принадлежащее немецкому политологу Максу Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по собственной воле.

Функционалистское определение исходит из положения, что власть – это способность мобилизировать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом.

Конфликтная дефиниция сводит власть к возможности принятия субъектом решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

Реляционистские концепции власти считают власть межличностным отношением, поведение одной или более социальных единиц зависит от поведения других единиц.

Итак далее, и тому подобное. Конечно, каждое из множества существующих определений власти отражает ту или иную ее грань. Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен феномен власти, да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций, которые она считает главными, решающими.

Но многие исследователи считают наиболее оптимальным короткое, но емкое определение власти, данное в «Философском словаре» (М., 1987): «Власть — в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия». Это определение мы и возьмем за основу.

Если провести анализ, то нетрудно заместить, что любая формулировка власти включает следующие элементы:

– не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партия, организация, учреждение, комитет, совет и т.д.);

– командование осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть;

– подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.

Командование  и подчинение являются универсальными принципами власти.

Командование получает свое выражение в различных формах: распоряжение, указ, директива, приказ. Оно выражается в Законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.

Однако сам факт отдачи приказа, распоряжения еще недостаточен для того, чтобы можно было обоснованно судить о наличии властных отношений. Кроме этого, должно существовать подчинение (повиновение). Нет власти без повиновения.

Поэтому концентрированным выражением власти является отношение господства-подчинения.

Во властных отношениях присутствуют как принуждение и даже насилие, так и согласие, поэтому можно сказать, что власть характеризуется «согласием на насилие и насилием в согласии».

 

2. Характеристики власти.

Власть как общественное явление имеет ряд специфических характеристик:

1) власть не является характерной чертой или свойством человека;

2) власть предметно обусловлена. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. «А» имеет власть над «В» в вопросе «Х», но не в вопросе «Y»;

3) власть относительна: «А» имеет над «В» больше власти, чем «С»;

4) власть «ситуационна», т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;

5) власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);

6) власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление;

7) власть выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных);

8) власть связана с деятельностью лидеров, элит, масс (то есть проявляется в действиях);

9) власть опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти);

10) власти свойственны изменения (например, снижение или повышение легитимности, эффективности; изменение соотношения функций законодательных и исполнительных органов);

11) власть имеет результаты (последствия) реализации.

 

3. Психологические основы власти.

Власть является следствием психической природы  человека.

Власть вовсе  не является непременно результатом  насилия, подавления одной личности другой. Замечено, что в сложной натуре человека есть как потребность воздействия на другого человека, так и искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Причем, поиск над собой власти, свободное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости. Подобно тому, как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости.

Нередко власть и принуждение противопоставляют  свободе. Это неверно.

Свобода есть состояние  независимости от внешних условий. Но человек может быть свободным только в той мере, в какой его свобода совместима с существованием общества или общим благом. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Для того, чтобы  интерес человека к свободе согласовывался с интересами общества и существует власть, главной целью которой становится создание и поддержание порядка. Иными словами, власть неизбежна.

В связи с  этим людям вовсе не нужно создавать  власть. Им достаточно ее принять и  подчиниться ей, тем самым устанавливая известный порядок.

Да, власть требует  подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой. Они вместо подчинения стихийным силам подчиняются сами себе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Люди лишь выходят из слепого подчинения внешним обстоятельством и приобретают независимость как первое условие свободы.

 

4. Функции власти.

В различных  сферах общественной жизни власть выполняет  ряд руководящих функций. Иногда функции власти именуют формой проявления власти.

1. Господство. Это абсолютное или относительное подчинение одних людей другими. Оно предполагает расчленение общества на господствующие и подчинённые группы и выделение, обособление особого аппарата управления.

В современной  политологии выделяют три типа господства:

а) рациональное господство, которое основывается на осознанном убеждении в законности порядков и правомерности определённых органов осуществлять власть;

б) традиционное господство, которое основывается на убеждении в святости издавна принятых традиций осуществления власти;

в) харизматическое  господство, которое основывается на личной преданности человеку, на вере в исключительные качества, предназначение лидера.

2. Руководство. Означает осуществление субъектом своей воли прямым или косвенным воздействием на руководимые объекты.

Разное соотношение  господства и руководства в той  или иной стране выражается в формировании различных политических режимов.

3. Управление. Эта функция власти означает управление общественными процессами, т.е. непосредственное воздействие хозяйственных, государственных, общественных и иных организаций на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития.

Она заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей.

Очень много общего между  руководством и управлением. Иногда их просто не различают, отождествляют. Но различие есть:

- руководство осуществляется социальной группой, партией, а управление осуществляется профессиональным аппаратом;

- руководство может осуществляться  косвенным путём, а управление  только непосредственным. Так, большая социальная группа может руководить обществом через своих представителей, которых она проводит в исполнительные органы власти, которые и управляют.

4. Регулирование общественных отношений. Власть регулирует отношения граждан, социальных групп, имеющихся в обществе, обеспечивая стабильность в стране.

5. Организация и координация действий по выполнению поставленных перед обществом или группой задач. Это процесс, направленный на создание упорядоченности в деятельности и объединении людей, которые осуществляют совместную деятельность.

6. Контроль над поведением индивидов и групп. Это система наблюдения и проверки выполнения воли одних людей другими людьми. Контроль подразделяют на формальный, осуществляемый главным образом государственными учреждениями, и неформальный, обычно это общественное мнение.

7. Мобилизация. Это направление индивидов, групп или общества в целом на достижение каких-либо значимых для них целей.

Реализация  всех этих функций связана с механизмами функционирования власти в обществе, и особенно ее основной формы — власти политической, а внутри ее - власти государственной.

 

5. Структура власти.

В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъекты власти (актор), объекты власти, источники власти, основания власти, ресурсы (средства) власти, сферы властного влияния (действия власти) и процесс власти, приводящий все это в движение для достижения определенной цели.

Субъект власти, или политический актор, воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, или организация, которые подготавливают и разрабатывают определенные политические проекты и решения и воздействуют на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли политического актора — субъекта действия выступают индивиды, элитные социальные группы, социальные группы и общественные классы, нации, политические партии и общественно-политические организации, наконец, государство в виде правительства, парламента и других корпоративных образований.

Отдельные индивиды являются первичными субъектами властных отношений, выражающими в своей деятельности как свои личные, так и близкие к ним групповые интересы.

Субъектами более высокого уровня являются различные социальные, экономические и прочие группы, а также политические организации. Для этих субъектов характерен более широкий охват общественных отношений и более стройное выражение властных интересов.

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Политическая власть