Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
Политическая власть
Политическая власть
Лекция 6. Сущность политической власти.
План:
1. Принципы политической власти.
2. Способы осуществления политической власти.
3. Формы политической власти.
4. Уровни политической власти.
5. Социальная база политической власти.
6. Мотивы политического подчинения.
7. Инструменты политической власти.
1. Принципы политической власти.
Функционирование политической власти осуществляется на базе ряда принципов.
Принцип суверенности. Означает независимость, неделимость власти, т.е. политическая власть не может быть разделена между субъектами, занимающими разные политические позиции.
Принцип дееспособности. Означает реальную способность управлять обществом.
Принцип принудительности. Предполагает принуждение и возможность наказания не только отдельных личностей, но и целых организаций, которые пытаются, дестабилизируя социально-политическую обстановку, прийти, скажем, к власти. В зависимости от конкретной социально-политической обстановки степень принуждения может быть различной: от духовно-психологического воздействия до физического принуждения и вооруженного подавления.
Принцип целенаправленности. Означает наличие определённых целей, ради которых создаются государственные, политические или общественные организации, и предполагает активную деятельность в их достижении.
Принцип регламентированности. Власть реальна в том случае, если она имеет систему регламентаций, узаконений, уложений (Законы, Конституция, традиции и т.д.).
Принцип авторитета. Авторитет - это общепризнанное влияние политической власти во всех сферах жизни, основанное на законе и доверии. Авторитетная политическая власть - более стабильная норма влияния власти, по сравнению с принудительным влиянием, так как позволяет правящим кругам осуществлять власть с затратой минимальных ресурсов. Результатом действий авторитетной политической власти выступает дисциплинированность членов общества и высокая эффективность принимаемых политических решений.
Принцип легитимности. Смысл понятия переводится с латинского на русский язык как правомочность (законность) власти. Рассмотрению этого принципа мы посвятим отдельную лекцию.
Принцип эффективности. Способность политической власти удовлетворять интересы граждан, обеспечивать необходимое количество материальных и духовных благ, их качество.
Существует определённая взаимозависимость между эффективностью и легитимностью.
В демократических режимах данная связь прямая, так как стабильность демократии определяется не только развитием экономики, но и эффективностью и легитимностью политической системы.
В тоталитарных режимах имеет место высокий уровень легитимности и низкий - эффективности. Они характеризуются слепой верой, преданностью своим политическим вождям, политическим институтам и низким уровнем удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
В авторитарных режимах наблюдается высокий уровень эффективности и низкая степень легитимности. Сюда относят страны, достигшие высокого уровня благосостояния граждан в ходе осуществления экономической модернизации. Однако в плане политической модернизации они запаздывают.
Наконец, в странах, осуществляющих переход от тоталитаризма к демократии, наблюдается нелегитимность и неэффективность политической власти. В ходе политической, экономической социальной и идеологической модернизации они, как правило, вступают в зону всеобщего кризиса легитимности и эффективности.
Принципы политической власти играют важную роль в ее функционировании. Только при их наличии можно говорить о существовании политической власти. Утрата властвующим субъектом ряда принципов свидетельствует о кризисе власти, который обычно завершается переходом власти к другому субъекту.
2. Способы осуществления политической власти.
Каким же образом осуществляется власть? В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:
1. Процесс принятия политических решений.
2. Процесс проведения в жизнь, реализация, или имплементация принятых политических решений.
Эти два аспекта процесса реализации политической власти взаимосвязаны, так как при реализации принятых решений встаёт необходимость в корректировке, в уточнении политического курса, принятии дополнительных решений. При этом надо иметь в виду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:
- власть должна последовательно добиваться выполнения принятых решений. Если закон, указ, постановление приняты, то их необходимо воплотить в жизнь, чтобы не возникло сомнений в твёрдости политической власти;
- власть должна мобилизовать необходимые материальные, человеческие ресурсы для реализации принятых решений;
- власть должна обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений;
- власть должна нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений.
Таким образом, можно выделить два главных подхода к властвованию:
1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту;
2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.
Способы властвования могут быть квалифицированы на:
- демократические (при участии исполнителей в принятии решений);
- авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными);
- тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом);
- конституционные (правление в рамках закона);
- деспотические (всевластие и произвол);
- либеральные (уважение свобод и прав личности) и пр.
Способ властвования несет на себе печать личности и стиля поведения правителя. В определенных исторических условиях сам характер властных отношений в обществе во многом определяется тем лицом, которое находится у власти. Есть немало примеров того, как личность правителя предопределяла процветание страны (президент Ф.Д. Рузвельт в США или генерал де Голль — во Франции) или трагедии не только своего народа (Гитлер в Германии, Муссолини в Италии, Сталин в СССР). А потому в истории политической мысли видное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотребления ею.
3. Формы политической власти.
В реальном политическом пространстве политическая власть выражается в различных формах.
Итальянский ученый Н. Боббио в зависимости от обеспечения группового доминирования выделил три формы политической власти, которые в той или иной степени присущи всем политическим режимам.
Первая форма - явная (видимая) политическая власть. Такая власть, в виде видимого, явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. Власть в этой форме осуществляется в виде действий государственных органов, которые вырабатывают и на виду у всего общества применяют определенные процедуры принятия и согласования решений; политических лидеров, которые обсуждают с общественностью принятые меры; оппозиционных партий и СМИ, которые критикуют действия правительства, и т.д.
Таким образом, политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем.
Вторая форма - полускрытая, теневая политическая власть. Она характеризует приоритетное влияние на формирование политических целей и решений каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями. Эта форма власти показывает, что выработка правительственных решений на деле является процессом значительно менее формализованным, чем это объявляется официально или видится со стороны, что он открыт влиянию разнообразных центров силы (ресурсов) и зачастую в принципе ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке.
Третья форма политической власти - скрытое правление, или криптоправление. Оно демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объединений. Эти примеры показывают, что в структуру политической власти отдельных государств могут входить институты и центры влияния, которые действуют против самого государства.
Другая классификация в зависимости от субъекта разделяет политическую власть на две формы: индивидуальную и институализированную. Индивидуальная власть осуществляется одним человеком или группой лиц, институализированная - организацией, институтом.
4. Уровни политической власти.
В системе политической власти различают четыре функциональных взаимодействующих ее уровня:
- мегоуровень - власть международных организаций, например, ООН, НАТО и т.п.;
- макроуровень - система органов политической власти на общенациональном уровне;
- мезоуровень - власть организаций на уровне областей, городов, районов;
- микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
5. Социальная база политической власти.
Социальная база — важная характеристика политической власти. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые.
Во всей предшествующей истории политическая власть служила интересам господствующих классов. В современном демократическом обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс», который в настоящее время составляет большинство населения развитых стран.
Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальной напряженности и конфликтов.
6. Мотивы политического подчинения.
Функционирование политической власти во многом определяется системой мо-тивационных ориентации граждан. Мотивы политического подчинения делятся на ценностные, заинтересованные и принудительные.
Ценностная мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности.
Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она, как правило, не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий. Ценностная мотивация обычно соотносится с наличием в обществе легитимной власти. Поэтому ценностное подчинение является наиболее эффективным способом сохранения и укрепления политической власти.
Заинтересованный мотив подчинения основан на получении от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной является покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить наиболее приемлемое для себя поведение населения.
Такой мотив подчинения является, конечно, более дорогостоящим, чем ценностный. Но он оправдывает себя тем, что обеспечивает восходящее развитие общества.
Принудительные мотивы подчинения — это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями, применением силы. Принудительная ориентация представляет собой репрессивное сознание, порождаемое необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными санкциями.
Среди различных мер принуждения широко применяются меры экономические (понижение зарплаты, лишение должности). К этому могут добавляться политические и духовно-идеологические меры воздействия. Могут использоваться различные виды устрашения: провокации, слежка, шантаж и т.п. Крайней мерой принуждения является насилие, включая и физическое.
Однако меры принуждения быть эффективными длительное время не могут. Для сохранения власти правящие силы идут на разного рода реформы, в которых используются многообразные меры убеждения и обольщения.