Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.

Работа содержит 10 файлов

5 лекция.doc

— 114.00 Кб (Открыть, Скачать)

6 лекция.doc

— 136.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 лекция.doc

— 129.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 лекция.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 лекция.doc

— 79.00 Кб (Открыть, Скачать)

1 лекция.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 лекция.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 лекция.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Скачать)


Политическая  власть

Политическая  власть

Лекция 4.   Структура и формы власти.

План:

1. Основания и ресурсы власти.

2. Процесс властвования.

3. Формы власти.


 

1. Основания, ресурсы и сфера  власти.

«Основания  власти» и «ресурсы власти» — понятия близкие, но не совпадающие полностью. Под «основаниями власти» политологи понимают фундамент, на котором базируются источники власти.

Социальными основаниями власти могут выступать те социальные группы и слои, на которые данная власть способна опираться. Состав таких групп и слоев меняется, поскольку те или иные группы и слои либо перестают поддерживать власть, либо, наоборот, переходят от конфронтации с ней к ее поддержке.

Административным  основанием государственной власти является ее административный аппарат со всеми входящими в него институтами и учреждениями.

Культурно-информационные основания власти представляют собой систему организаций, аккумулирующих в себе духовный, культурный и научный потенциал, систему образования, средства массовой информации.

Юридическое основание государственной власти — это совокупность законов и прежде всего основной закон — конституция.

Понятие «экономические основания власти» по сути полностью совпадает с понятием «экономические ресурсы», поскольку подразумевает обладание совокупностью данных ресурсов. Для государственной власти экономическими основаниями можно считать объем валового внутреннего продукта (ВВП) в целом и на душу населения, а также процент от ВВП, перераспределяемый через государственный бюджет. К экономическим основаниям власти относятся золотой запас, уровень стабильности национальной валюты, наличие природных ископаемых и степень контроля над ними, а также производственные мощности, земля и другие материальные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Под ресурсами власти понимаются все те средства, которые субъект власти может использовать для влияния на объект, чтобы достигнуть своих целей.

Известно  несколько типологий (классификаций) ресурсов власти.

Одна из наиболее ранних и общераспространенных типологий — антропологическая. Она различает ресурсы по устойчивым мотивам, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти: насилие, принуждение, право, поощрение, убеждение, традиции, обычаи, мифы, страх, любовь и др.

По Конфуцию, например, такими мотивами поведения являются личный пример правителя и следование им моральным принципам — справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости.

Н. Макиавелли выделил такие мотивы поведения людей, как любовь, страх, человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность). Тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим. Однако оба ресурса различаются способом воздействия. Страх прочнее и тверже, любовь же очень тонка, она держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности.

Другая  классификация разделяет ресурсы на:

- материальные (финансовые рычаги воздействия) и нематериальные, или организационные (воздействие с помощью средств массовой информации);

- принудительные, или административные (меры административного наказания) и социально-психологические (основанные на методах убеждения);

- силовые (с использованием военного аппарата) и политические, или дипломатические (достижение цели путем переговоров и компромиссов) и т.д.

Широко распространена типология ресурсов, которая классифицирует их по сферам применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые, демографические и др.

Экономические ресурсы, в первую очередь собственность и деньги, — основные ресурсы любой власти. В средневековом феодальном обществе государственная власть для осуществления своих целей широко использовала важнейший в то время ресурс земельной собственности. В Московской Руси дворянство было сословием, состоящим на государственной службе, платой за которую являлись поместья. Еще более универсальным экономическим ресурсом были и остаются деньги. Без них в современном обществе нельзя ни овладеть властью, ни успешно ею распоряжаться.

Социальные ресурсы власти определяют ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей. Так, в первые годы существования коммунистического режима социальный статус интеллигенции был невысок. Впоследствии предпринимались меры к повышению престижа интеллектуального труда и статуса связанных с ним общественных групп.

Культурно-информационные ресурсы отличаются большим разнообразием. Наряду с собственно информацией, без которой невозможно сегодня функционирование любой общественной структуры, к культурно-информационным ресурсам относятся различные научные знания, идеи, духовные ценности.

В современных  обществах властные отношения все  больше зависят от того, кто обладает информацией, которая, при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования. Отсутствие информации вызывает у человека ощущения страха, дискомфорта, желание подчиняться. Информация способна создавать желательные властям настроения и убеждения у населения, для чего создана разветвленная система манипулирования общественным сознанием.

Примеры того, как  власть использует данные ресурсы, легко  найти в истории каждой страны. Зададимся вопросом: почему в Советском Союзе почти ничего не сообщалось о железнодорожных и авиационных катастрофах, о разрушительных стихийных бедствиях? Делалось это сознательно, для того чтобы сохранять в обществе спокойствие и стабильность, доверие к существующей системе власти. Коммунистический режим, будучи тоталитарным, дозировал информацию о событиях в стране и в мире, ограничивал доступ населения к сведениям, которые могли поставить под сомнение господствующие идейно-политические принципы.

Правовые  ресурсы — законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т.д.), на которые опирается власть в процессе своего функционирования.

К силовым ресурсам относятся средства насилия и принуждения, включая оружие, а также государственные институты, связанные с принуждением: армия, полиция, служба безопасности, тюрьма и т.д.

Демографические ресурсы — это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов служат подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления.

Известный политолог А. Этциони предлагает следующую типологию ресурсов власти:

1. Нормативные ресурсы. Сюда относятся правовые нормы вместе с ценностными ориентациями, определяющими поведение людей.

2. Утилитарные ресурсы - экономические и социальные блага.

3. Принудительные ресурсы — штрафные санкции, используемые властью для достижения своих целей.

Власть тем  эффективнее, чем шире и полнее ее ресурсы, чем оптимальнее соотношение разнообразных ресурсов в решении конкретных социальных задач.

В своих действиях  субъект власти может руководствоваться одним из двух принципов.

Первый: все средства хороши для достижения цели (следование этому принципу характерно для диктаторов и деспотов). Второй — праведные цели не могут быть достигнуты неправедными средствами (принцип демократических форм правления).

 

2. Процесс властвования.

Еще один структурный  элемент власти - процесс властвования - это сложный процесс взаимодействия субъектов и объектов власти. При этом властные взаимосвязи обладают некими способностями воздействия на поведение граждан. В политической науке их принято называть «ликами власти».

«Первый лик» власти означает способность власти побуждать людей к определенным действиям, заставлять их совершать поступки в русле тех интересов и целей, которые исходят от господствующего субъекта. Так, правящие партии, контролируя основные государственные структуры, побуждают граждан придерживаться установленных ими законов и правил, заставляют их действовать в направлении решения поставленных задач.

«Второй лик» власти демонстрирует ее умение предотвращать нежелательные действия людей. В частности, правящие круги могут запретить экстремистские и радикальные организации, вытеснить нежелательные партии на периферию политической жизни, предотвратить контакты граждан с населением других государств. Власти способны искусственно ограничить поле политических дискуссий, запретив контролируемым ими СМИ обращаться к определенной тематике или введя строгую цензуру для прессы и телевидения. Особенно ярко запретительный характер власти проявляется в условиях чрезвычайного положения или ведения страной военных действий, а также при тоталитарных и деспотических режимах.

«Третий лик» власти характеризует ее возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его сторонников в духе определенных заветов и после его смерти или тогда, когда он находится в заключении, и его никто не видит.

Невидимое воздействие  власти имеет место и при манипулировании общественным (групповым) мнением. Это происходит тогда, когда люди становятся участниками инициируемых властями процессов, не осознавая ясно истинных целей и замыслов правящих кругов. Например, власти могут проводить определенные эксперименты над группами военнослужащих или жителей страны, не ставя их в известность об опасности этих действий для здоровья людей. Иначе говоря, манипулирование есть кратковременная форма властвования, которая заканчивается, как только объект власти приобретает нужную ему информацию.

«Четвертый  лик» власти демонстрирует ее тотальность, т.е. способность существовать в виде повсеместного принуждения, исходящего отовсюду и не сводящегося к действиям какого-либо конкретного лица. Власть выступает здесь как некая предписывающая поведение людей матрица и даже демоническая сила, которая «никогда не находится в чьих-то руках, никогда не присваивается». В этом случае власть не осознается людьми как чье-то персональное господство. Чаще всего такая форма принуждения отображает господство действующих в стране законов, норм, правил, традиций, привычки, стереотипы, предрассудки и проч.

 

3. Формы власти.

В обширной социологической  и политологической литературе встречается множество вариантов классификаций форм власти. Каждая классификация образуется в зависимости от того, какой критерий, или признак положен в ее основание.

Познакомимся  с некоторыми из классификаций.

Критерии (признаки)

Формы власти

Этапы исторической эволюции и общественных изменений.

1. Догосударственная и государственная.

2. Анонимная, индивидуализированная и институциализированная.

Формационный  признак - характер (формационный тип) общественных отношений.

Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.

Источники и мотивы подчинения объекта субъекту.

1. Вознаграждающая, принуждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная.

2. Сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция и авторитет.

Характер применения.

Демократическая, бюрократическая, деспотическая.

Сфера существования.

Экономическая, политическая, идеологическая, социальная, духовно-информационная, армейская, семейная.

Специфика субъекта и объекта власти.

Индивидуальная и коллективная, государственная и негосударственная, власть в бесклассовом и в классовом обществе.

Функции органов власти.

Законодательная, исполнительная и судебная.

Способ организации.

Монархическая, республиканская, демократическая.

Степень институализации.

Правительственная, федеральная, городская, сельская, муниципальная.

Социальные  механизмы осуществления.

Авторитарная, общественная, олигархическая, тоталитарная.

Количественный признак - субъект.

1. Единоличная, олигархическая, полиархическая.

2. Автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации).

Правовой признак.

Законная и незаконная, легальная и нелегальная.

Признание власти обществом.

Легитимная и нелегитимная.

Обеспечение группового доминирования.

Явная, теневая и тайная.

Объем.

Семейная, групповая, международная.

Объект.

Личная, партийная, общественная.

Широта распространения.

Мегоуровень - власть международных организаций, например, ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - власть центральных органов государства; мезоуровень - власть организаций (областных, городских, районных); микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Ресурсы власти.

Экономическая, культурно-информационная, принуждающая.


 

Ряд классификаций выделяет исторические формы власти.

Будучи неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого сообщества. На различных этапах исторической эволюции и общественных изменений власть имела разные формы.

Приблизительно 40 тысяч лет она существовала в догосударственных и дополитических формах, выступая в качестве способа поддержания баланса внутриклановых отношений в виде господства вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ.

С момента образования  государства, т.е. в течение последних 5 тысяч лет, власть существует в государственной форме.

По другой классификации  в зависимости от степени развития общества власть разделяется на анонимную, индивидуализированную и институциализированную.

В примитивных  обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода, племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение.

Усложнение  социальных потребностей и появление  новых видов деятельности для  их удовлетворения заметно подняли  интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентрации некогда распыленной власти в руках вождей, групп, для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

Анонимная и  индивидуализированная формы власти - это догосударственая власть.

Однако процесс  нарастания социального неравенства  обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти, то есть она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка и др. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций. Институциализированная власть - это власть государственная.

По  характеру (формационному типу) общественных отношений власть классифицируют на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Это тоже исторические формы власти.

Наиболее распространенной классификацией или типологией является разделение власти на формы по источникам и мотивам подчинения объекта субъекту. В этом случае выделяют такие формы власти, как: вознаграждающая (основана на мотиве поощрения), принуждающая (основана на принуждении, либо насилии, либо страхе, либо любви), нормативная (основана на праве, нормах, обычаях, традициях, мифах), референтная (основана на желании объекта быть похожим на субъект), экспертная (основана на приписывании объектом субъекту особых знаний, интуиции или навыков), информационная (основана на владении информацией).

Информация о работе Политическая власть