Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.

Работа содержит 10 файлов

5 лекция.doc

— 114.00 Кб (Открыть, Скачать)

6 лекция.doc

— 136.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 лекция.doc

— 129.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 лекция.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

10 лекция.doc

— 79.00 Кб (Скачать)


Политическая власть

Политическая власть

Лекция 10.   Государственная политическая власть Республики Казахстан.

 

План:

1. Становление президентской формы правления.

2. Действие принципа разделения властей.

3. Становление парламентаризма.

4. Формирование правового государства.


 

1. Становление президентской формы правления.

В соответствии с Конституцией Казахстана государственная власть в Республике Казахстан как форма политической власти осуществляется в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и взаимодействия их между собой с использованием системы «сдержек и противовесов». Причем предусмотрен такой механизм разделения властей, который ориентирован на условия президентской республики, или президентской формы правления.

Президентская форма правления характеризуется не тем, что в государстве имеет место пост президента страны. Такой пост может наличествовать и в странах с парламентской формой правления.

Весь вопрос в том, какими полномочиями обладает президент, т.е. каково правовое положение главы государства.

В парламентской  стране президент избирается парламентом и имеет ограниченные, по преимуществу, представительские, функции.

В президентской  стране президент реально держит основные нити государственного руководства в своих руках. Помимо традиционных функций Главы государства, осуществляемой президентом любой страны (представительство государство во внешних сношениях, подписание законов, право помилования и т.д.) здесь президент формирует правительство, назначает или предлагает кадры на все государственные должности (в том числе и судебные) и руководит всем государственным аппаратом. Он независим от парламента. Более того, он имеет возможность оказывать влияние на парламент и законодательный процесс. Он также осуществляет руководство вооруженными силами страны.

Выбор президентской  формы правления в нашей стране обусловлен необходимостью сильной и консолидированной системы государственной власти, которая не подвержена колебаниям, вызванным возможными социально-экономическими кризисами и разногласиями между ветвями власти.

Однако этот выбор был сделан не сразу.

Институт  президентства законодательно был  оформлен в Казахстане в Конституции 1993 года. Однако ее положения ограничивали права и функции главы государства настолько, что это не позволяло говорить о наличии в Казахстане классической президентской формы правления. В соответствии с этой Конституцией значительными полномочиями был наделен парламент страны. Для Казахстана, бывшей республики СССР это было непривычно. Отсутствие опыта привело к тому, что парламент стал работать неэффективно, и это углубило и без того сильнейший кризис в стране.

В результате Конституция Республики Казахстан 1995 года, построенная по французской модели, значительно усилила институт президентства. Новый статус главы государства заключался в том, что отныне он становился высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства, символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции и свобод человека и гражданина.

Президент Республики Казахстан - политическая фигура, равноудаленная и конституционно возвышающаяся над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти Республики Казахстан. Он выступает верховным арбитром в их взаимоотношениях. Президент обеспечивает, с одной стороны, их согласованное функционирование, с другой стороны, - большую самостоятельность исполнительной власти, усиливает возможности законодательной власти, гарантирует независимость судебной власти.

 

2. Действие принципа разделения властей.

Отечественная практика показывает, что сформированная в Казахстане государственность с сильной президентской формой правления не мешает законодательной, исполнительной и судебной властям в полной мере осуществлять свои полномочия, так как принцип «разделения властей» стал в нашей республике конституционной доктриной. Этот принцип в Конституции представлен следующим образом:

- законодательная власть осуществляется Парламентом, состоящим из двух палат - Сената и Мажилиса и действующим на постоянной основе (ст. 49, п.1; ст. 50, п.1). Ему отводится важнейшая роль - формирование правовой системы государства.

Парламент на раздельном заседании палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате: 1) принимает законы; 2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы; 3) устанавливает порядок решения административно-территориального устройства Республики Казахстан; 4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги республики, определяет государственные символы республики; 5) решает вопросы о государственных займах и оказания республикой экономической и иной помощи; 6) издает акты об амнистии граждан; 7) ратифицирует и денонсирует международные договоры республики;

- исполнительная власть осуществляется Правительством, возглавляющим всю систему исполнительных органов и осуществляющим руководство их деятельностью; (ст. 64, п.1).

Правительство обеспечивает реализацию установленных Главой государства основных направлений внутренней и внешней политики, исполнение актов Президента. Характерной особенностью исполнительной власти является её динамизм, наличие распорядительных полномочий и хорошо налаженный механизм обратной связи, благодаря которым обеспечивается оперативное реагирование на быстро меняющуюся социально-экономическую ситуацию;

- судебная власть осуществляется Верховным Судом Республики Казахстан и нижестоящими судами, осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения норм и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения норм Конституции, законов и иных нормативных актов (ст. 75).

В условиях президентского правления, когда верховным арбитром в государстве является Президент, Конституция страны предусматривает такой государственный орган, как Конституционный совет, который служит оптимальной моделью по обеспечению конституционной законности (ст. 71).

В новой Конституции используется система «сдержек и противовесов».

Так, Президент с согласия Парламента назначает Премьер-министра; в случае выражения Парламентом  вотума недоверия Правительству, последний заявляет Президенту о своей отставке. При отклонении отставки Правительства Президент вправе распустить Парламент. Есть и ряд других «сдержек и противовесов», но, к сожалению, имеющих недостаточную практику реализации.

 

3. Становление  парламентаризма.

Становление парламентаризма  в нашей стране имеет динамичную историю.

Первый парламент (Верховный Совет XII созыва) был рожден демократическими выборами 1990 года и функционировал с апреля 1990 года по декабрь 1993. Его особенность была в том, что он представлял собой смешение старой номенклатуры партработников и людей, впервые пришедших в политику.

Его важнейшей  задачей было создание собственной  законодательной базы. Этот однопалатный законодательный орган принял Декларацию о государственном суверенитете республики 25 октября 1990 года, Конституционный Закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» 16 декабря 1991 года, первую Конституцию Республики Казахстан в декабре 1993 года, учредил пост Президента Республики Казахстан, создал солидную законодательную базу реформ.

Но осенью 1993 года распалась система представительной власти в форме Советов. Массовый процесс их самороспуска завершился принятием самим Верховным Советом Закона о досрочном прекращении своих полномочий.

Второй казахстанский  парламент (Верховный Совет XIII созыва) работал с апреля 1994 года по март 1995. В него впервые были избраны представители политических партий, негосударственного сектора экономики. Его особенностью было оформление парламентской оппозиции как следствие на решение Конституционного суда страны от 6 марта 1995 года о несоответствии Конституции прошедших 7 марта 1994 года парламентских выборов, а, следовательно, и полномочий избранного парламента. На основании этого решения Верховный Совет XIII созыва был распущен.

На основе Конституции 1995 года парламенты работали в 1996-1999 и 1999-2004 годах. Опыт их деятельности позволяет констатировать, что структурная организация и порядок создания высшего законодательного органа страны соответствует современным международным стандартам. Однако в последние годы парламентарии и политическая общественность поднимают правомочный вопрос о том, что казахстанский парламент должен быть наделен более широкими функциями контроля в государстве и полномочиями формирования исполнительной ветви власти, что соответствует нормам демократических государств.

В соответствии с действующей Конституцией Парламент Республики Казахстан является двухпалатным профессиональным законодательным органом. Верхняя палата - Сента - избирается косвенно собранием депутатов областных маслихатов. Кроме того, Президент назначает в Сенат 7 депутатов. Нижняя палата - Мажилис - состоит из 67 депутатов, избираемых путем прямых выборов по мажоритарной системе, т.е. по одномандатным избирательным округам, и 10 депутатов, избираемых по пропорциональной системе, т.е. на основе списков политических партий.

Двухпалатная  система в унитарных государствах имеет два преимущества:

- во-первых, более  устойчивое равновесие сил между исполнительной и законодательной ветвями власти, когда не ограниченная власть одной палаты сдерживается деятельностью другой, созданной на иной основе;

- во-вторых, законодательная  работа более эффективна, т.к.  она проводится дважды.

Профессионализм парламента обеспечивается тем, что имеет место возрастной ценз для депутатов Сената (30 лет), и Мажилиса (25 лет), образовательный ценз, ценз оседлости и трудового стажа для сенаторов.

Основные  функции парламента состоят в принятии законов, внесении, по предложению президента, изменений и дополнений в Конституцию, принятии республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, установлении государственных налогов и сборов, решении вопросов войны и мира. Кроме того, в случае парламентского кризиса парламент вправе по инициативе Президента делегировать ему законодательные полномочия на срок, не более одного года. Парламент может выразить большинством в две трети голосов вотум недоверия правительству.

Таким образом, парламент осуществляет одновременно законодательную функцию и функцию контроля за исполнительной властью. Он осуществляет также конституционную функцию - принятие и пересмотр Конституции - и юрисдикционную функцию - в случае измены президента республики.

Система сдержек  и противовесов выстроена:

1) внутри парламента: двухпалатная структура: законодательные инициативы рассматриваются в нижней палате, затем передаются на рассмотрение в Сенат, который в случае несогласия, возвращает их на доработку в Мажилис;

2) между правительством  и парламентом: парламент может выразить вотум недоверия правительству, который может закончиться роспуском правительства или самого парламента.

 

4. Формирование правового государства.

Статья 1 нашей  Конституции гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством».

Правовое  государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом и подчиняющее власть воле суверенного народа. Основной принцип правового государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена правом.

Принципами  правового государства являются:

1) принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга субъектов права, правовое равенство распространяется на взаимоотношения личности и государства;

2) принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, то есть за личностью признаются неотъемлемые, неприкосновенные и ненарушаемые права и свободы;

3) принцип разделения  властей,  согласно которому органы государственной власти специализируются в осуществлении властных полномочий. Исключается монополия власти в руках одного лица, органа или социального слоя.

В идеале концепция  правового государства предполагает, что все институты власти являются представительными, их должностные лица избираются народом.

Значительную  роль в становлении правового государства играет судебная власть, которая в этой связи занимает особое место в практике разделения властей. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, тенденции ее развития крайне важны для демократизации и законности. Обращение в суд для защиты прав и свобод, для разрешения конфликтов и споров - обычная практика правового государства.

Судебная  власть функционирует во взаимосвязи  и взаимозависимости с другими  властями. Суды применяют акты законодательной власти и, следовательно, обязаны следовать им. В некоторых странах судьи избираются или утверждаются парламентами или их палатами. Воздействие на суды оказывает исполнительная власть, особенно президент.

В свою очередь, судебная власть воздействует на две другие ветви власти.

Прямо и ощутимо  воздействие судебной власти на законодательную осуществляется в форме конституционного контроля через специальный конституционный контроль - суд или совет. Конституционный контроль дает возможность аннулировать или приостановить действие актов законодательной власти, расходящихся с Конституцией. Во многих странах суды выносят решения по спорам о выборах в парламент.

1 лекция.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 лекция.doc

— 95.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 лекция.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

4 лекция.doc

— 123.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Политическая власть