Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
Политическая власть
Политическая власть
Лекция 8. Легитимность политической власти (продолжение).
План:
1. Современные типологии легитимности власти.
2. Проблемы легитимации и делегитимации.
1. Современные типологии легитимности власти.
В процессе развития политической
науки развивались и
Помимо указанных типов легитимности власти в современной политической науке выделяют технократическую легитимность. Она коренится в том, что политика в современных условиях все в большей мере формируется и осуществляется на базе специальных знаний с использованием разнообразной техники, начиная с технического оборудования учреждений управления и вплоть до многообразных социологических исследований по сути проблем.
Увеличение масштабов вмешательства государства в общественные дела требует сегодня того, чтобы государственные руководители обладали глубокими знаниями не только в области государственного управления, но и в конкретных отраслях жизнедеятельности общества. Нельзя стать умелым политиком без достаточных знаний в области экономики и права, международных отношений и безопасности страны. Будучи верховным главнокомандующим, глава государства не может не иметь знаний в области вооружений и военной стратегии.
Но дело не только в индивидуальных качествах руководителей. В современных условиях, действительно, невозможно принять правильное решение без глубокой научной проработки проблем, встающих перед властями и обществом. С этой целью привлекаются специалисты и ученые. А это создает видимость того, что все большее количество проблем как бы выводится из сферы деятельности политиков. На передний план выходят профессионалы, теоретики и практики управления, т.е. технократы.
Технократическая идеология берет начало в первые десятилетия XIX века. Прогноз технократии дал еще Сен-Симон: лучшие физики, химики, физиологи, банкиры, торговцы, сельскохозяйственные и промышленные производители находятся во главе нации, представляя собой подлинную политическую власть в государстве. Политики же, по Сен-Симону, — это лишь видимость власти.
Идею о технкратическом характере власти развивал американский исследователь Д. Бэрнхем. Он сформулировал идею революции менеджеров. Раскрывая эту идею, он называл легально-рациональную легитимность политической власти словесной театральностью на авансцене политики. Он противопоставил ей технократическую легитимность технических специалистов высшего слоя. Эти последние заставляют власти принимать вполне определенные решения. Не находясь на политической «сцене», они играют решающую роль в определении политики, оставляя профессиональным политикам возможность произносить речи.
В 60-е годы прошлого столетия идея технократии как передовой силы общества стала предметом теоретического анализа известного американского ученого Д. Гэлбрейта. Он также считал, что политическое поведение профессиональных политиков определяет технократическая рациональность в обществе. А технических специалистов называл «техноструктурой».
Однако технократическая легитимность имеет пределы. Она эффективно действует в условиях демократического контроля за деятельностью чиновников, который ограничивает нередко корыстную заинтересованность технократов в решении тех или иных вопросов. Но в переломные моменты развития общества, когда политизация его достигает внушительных размеров, влияние технократов снижается, хотя и не исчезает вовсе.
Американский политолог Дэвид Истон предлагает свою типологию легитимности. Она построена на представлении о том, что политическая система может иметь два вида поддержки: диффузную и специфическую.
Диффузная поддержка - это поддержка населением фундаментальных, базовых идей и принципов, которые лежат в основе данной политической системы. Причем такая поддержка оказывается независимо от конкретных результатов функционирования самой системы, поскольку носит преимущественно аффективный характер, т.е. связана с эмоциональным восприятием оправдывающих систему идей и принципов.
Специфическая поддержка — это поддержка конкретных решений правительства, поддержка отдельных институтов политической системы в зависимости от эффективности их деятельности. Такая поддержка основана на рациональном расчете и представляет собой результат осознанного выбора индивидов.
В качестве источников легитимности Д. Истон называет идеологию, политический режим и политическое лидерство. Исходя из этого, он выделяет и три типа легитимности: идеологическую, структурную и персональную.
Идеологическая легитимность основана на убежденности граждан в правильности тех идейных ценностей, посредством которых формируются политический режим и его институты. Т.е. власть обосновывается с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Чем больше граждан разделяют ценности и нормы, характерные для данного политического режима, тем большей степенью легитимности он обладает. И, наоборот, чем меньше таких граждан, тем ниже уровень легитимности.
Задача власти — обоснование своего соответствия идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа. Поэтому власть занимается активной агитационно-пропагандистской деятельностью, использует методы убеждения и внушения. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы. Примером такой легитимности была власть в Советском Союзе.
В зависимости от ого, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой и националистической. В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. После крушения социалистического лагеря во второй половине ХХ века многие молодые государства нередко прибегают к националистической легитимации своей власти.
Структурная легитимность построена на убежденности граждан в оптимальности структуры институтов политической системы и выполняемых ими функций, на уверенности в правильном распределении ролей в структурах власти и одобрении юридических норм, на которых базируется данная система. Структурная легитимность в понимании Истона сходна с легально-рациональной легитимностью в понимании М. Вебера.
Точно так же можно провести аналогию между персональной легитимностью по Д. Истону и харизматической легитимностью по М. Веберу. Персональная легитимность, по Истону, основана на вере индивидов в личные качества политических лидеров, на уверенности в их способности наилучшим образом распорядиться своей властью. Но если харизма, считал Вебер, присуща лишь выдающимся историческим деятелям, то Истон исходил из того, что массовую поддержку могут получать политические лидеры и не обладающие в действительности особыми качествами. Как показывает реальная политическая практика, власти способны добиваться весьма заурядные личности и они могут пользоваться достаточно устойчивой и широкой поддержкой населения и, следовательно, обладать персональной легитимностью.
В современной политической науке получила известность концепция легитимности политической власти французского политолога Ж. Шабо. Он выделяет четыре типа легитимности: демократическую, идеологическую, технократическую и онтологическую.
Демократическая легитимность присуща политическим системам, функционирующим на основе базовых демократических принципов: коллегиальное принятие решений, учет воли большинства, соблюдение прав и свобод человека. Демократическая легитимность относительна и должна дополняться другими типами легитимности.
Прежде всего, это технократическая легитимность, понимаемая Шабо как степень профессионализма и компетентности тех, кто находится у власти и принимает решения. Лидеру недостаточно только завоевать поддержку избирателей, необходимо оправдать оказанное доверие эффективной управленческой деятельностью.
Идеологическую легитимность Шабо понимает практически так же, как и Истон, связывая ее с функционированием советского и других тоталитарных режимов.
Наиболее трудна для восприятия концепция онтологической легитимности Ж. Шабо. Политолог указывал, что в данном случае «речь идет о выявлении соответствия политической власти объективному порядку, вписанному в человеческую и социальную действительность, продолжении порядка, установленного в космической внечеловеческой действительности». Здесь выражена мысль о том, что существование любой политической системы оправданно до тех пор, пока она не вступает в противоречие с наиболее универсальными законами развития природы и общества.
Английский исследователь Д. Хелд предлагает следующие типы легитимности политической власти:
- «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с ее стороны вплоть до угрозы их безопасности;
- легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;
- прагматическая (инструментальная) легитимность, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных социальных благ;
- нормативная легитимность, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых населением и властью;
- высшая нормативная легитимность, означающая полное совпадение такого рода принципов.
При всем многообразии концепций легитимности власти, все они имеют и немало схожих аспектов. Различия же между ними объясняются сложностью самого феномена легитимности.
2. Проблемы легитимации и делегитимации.
Объектами легитимации выступают: политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима.
Источниками легитимации являются: основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам.
- уровень принуждения, используемый властью для осуществления своей политики (легитимная власть может вообще обходиться без прямого насилия, нелегитимная власть часто просто «сидит на штыках»);
Наряду с процессом легитимации власти в политической практике может происходить и обратный процесс — делегитимация власти, т.е. процесс утраты, лишения политической властью легитимности в глазах общества.