Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:44, курс лекций
Лекция 1. Природа (сущность) власти.
1. Власть как социальное явление.
2. Подходы к объяснению природы власти.
3. Концепции власти в рамках поведенческого подхода.
Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
4) Психоаналитическая концепция власти.
В 1950-1960-х годах в рамках поведенческого подхода доминировала психоаналитическая концепция власти. Она рассматривала власть как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению).
С точки зрения психоанализа стремление к власти и обладание ею может компенсировать у отдельных индивидов физические или духовные недостатки.
Так, американский политолог Гарольд Лассуэл определял власть как средство компенсации человеческой неполноценности. Он замечал: «Власть помогает преодолеть низкое самоуважение». Истоки низкой самооценки кроются в опыте детства — детских страхах, конфликтах, зависти, ревности. Исследуя биографии многих политических деятелей (М. Лютера, М. Ганди, В. Вильсона, Ф.Д. Рузвельта), он приходит к выводу о том, что они страдали от комплекса неполноценности, который преодолели благодаря своему стремлению властвовать над умами людей. Именно Г. Лассуэл ввел в оборот понятие «властная личность».
Что касается подчинения, то 3. Фрейд полагал, что в психике каждого человека имеются структуры, которые могут способствовать тому, что он предпочтет рабство свободе ради личной защищенности или из-за любви к властителю. Психологическую природу подчинения сторонники психоанализа усматривают либо в особом гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы (С. Московичи), либо в чрезвычайной восприимчивости человека к символам, выраженным в языке (Ж. Лакан).
Бихевиоризм и психоанализ расширили представления о власти и стали значительным вкладом в политическую науку.
5) Мифологическая концепция власти.
Французский политолог Л. Дюги в «Курсе конституционного права», обосновывая закономерность деления общества на «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых», отстаивал идею естественного происхождения власти. Обладание властью он связывал с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством одних людей над другими. Будучи сильнее своих соплеменников, первые навязывали вторым свою волю и достигали желаемых целей. В конечном счете именно они и стали классом правителей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть.
Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали два мифа - о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.
Эти мифы свойственны двум различным стадиям эволюции человеческого общества. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В предсовременных и современных обществах использовался миф об «общественной воле», которая должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».
Выводы.
1. По своей природе и происхождению власть — явление социальное. Она существует в самых различных сферах общественной жизни: экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни — в животном мире.
Власть согласовывает несовпадающие интересы людей, регулирует взаимоотношения между ними, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада. Власть придает взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создавая общие для всех правила поведения.
Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия.
2. В политической науке существует два подхода в объяснении природы власти и причин ее происхождения: 1) поведенческий, характеризующий власть как особенную сущность и 2) социологический, характеризующий власть как отношения чего-нибудь или кого-нибудь.
В рамках поведенческого подхода власть как особенная сущность исследуется в контексте поведения людей.
В рамках социологического подхода власть как отношение исследуется в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений.
3. В рамках поведенческого подхода сформировались следующие концепции власти.
Теологическая: государственная власть есть божественное установление.
Биологическая: власть есть механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа.
Бихевиористская: власть есть особый тип поведения человека, при котором одни люди командуют, а другие вынуждены им подчиняться.
Психоаналитическая: власть есть способ господства бессознательного над человеческим сознанием.
Мифологическая: 1 миф: власть есть божественное проявление; 2 миф: власть есть «общественная воля», воплощенная в институтах власти.
Библиография.
Желтов В.В. Основы политологии / Серия «высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. С. 200-204.
Митрохин В.И. Сущность власти: философский анализ. М., 1992.
Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 101-109.
Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуртова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 127-132.
Политология: Учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / Под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. Мн.: УП «Технопринт», 2002. С. 91-93.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 82-84.